Где разворачивается роман современного читателя с библиотекой и книгой? В каких декорациях происходит их свидание и по каким законам развиваются их отношения?
НЕ СУЩЕСТВУЕТ библиотекаря, не читавшего эссе Данниэля Пеннака "Как роман".1 Особо "продвинутые" открыли для себя книгу критика Владимира Новикова "Роман с литературой".2 Поэтому смело использую аллюзию "роман с библиотекой", позволяющую найти тонкие нюансы и смыслы новых взаимоотношений с библиотекой. Кому-то такая стилистика может показаться легковесной, заимствованной из "розово-блондинистой атрибутики" нового устройства общества, где гламур задаёт универсальную логику деятельности в политике, экономике, науке, законы и незатейливые иерархии которого рассмотрены питерским профессором социологии СПбГУ Дмитрием Ивановым в нашумевшей книге "Глэм-капитализм".3 Людям книжным такая аллюзия покажется оправданной. К тому же ту виртуальную жизнь, которая в последние годы связывает нас с библиотекой, трудно назвать "работой": это просто новое качество жизни и мышления, задающее бешеный темп постоянных изменений и "перезагрузок", без которых уже не могут существовать современная библиотека и библиотекарь.
"Роман" Д. Пеннака, поставившего с ног на голову привычные представления педагогов и библиотекарей, — это жажда увлекательных историй, новых сюжетов и необычных приключений, которые библиотека может предложить читателю. "Роман" В. Новикова — это возрождение угасающего интереса к литературе, сравнимого с романтическими отношениями, требующими постоянно новых идей, риска, изменений, усилий для поддержаний интриги. Для нас это поиск новых подходов к развитию библиотек, радикальные проекты, открывающие новые смыслы для всех субъектов отношений с библиотекой: читателей, библиотекарей, партнёров, властей. Иначе говоря, "роман" связан с радикальным изменением пространства. Библиотека преодолевает своё ограниченное физическое пространство, создавая новые индивидуальные пространства-галактики: пространство идей — идеологию и философию, дружественное к библиотеке пространство за своими стенами — на улице, в сквере, в магазине, в автобусе, обживает виртуальное пространство.
Приключения идей
"А вот здесь нужно поставить горку", — сказал, осматривая читальный зал, профессор А. М. Лобок, гениальный педагог и философ, автор нетрадиционных методов развития творческих способностей личности. Он собирался провести занятие по чтению для ребят, не любящих читать. "Нужно, чтобы изначально дети относились к чтению как к Большому Приключению с тайнами и открытиями. А как вы это сделаете без горки?", — этим вопросом он поставил нас в тупик.
Подтверждение его мысли находим у Альфреда Норта Уайтхеда, основоположника философии процесса, автора книги "Приключения идей" (1933).4 По его мнению, для существования цивилизации необходимо присутствие пяти составляющих: мира, искусства, красоты, истины и события (приключения). Приключение является движущим началом — как в мире вообще, так и в красоте, и в искусстве.
Сегодня библиотека расширяет своё физическое пространство, в том числе и через формирование пространства идей, лежащих в основе философии и новой идеологии своей деятельности. Самые интересные открытия совершаются на стыке наук и технологий. Психология, педагогика, культурология, литературоведение, менеджмент, история раздвигают рамки привычных профессиональных представлений о "типичной библиотеке" и библиотековедении, безгранично расширяют её физические границы, выстраивая индивидуальное ментальное пространство. Среди идей, определяющих нашу философию: созидание игрового пространства; приключения идей; отсутствие бинарных оппозиций; ироничность.
Башня из слоновой кости или интеллектуальная "кровеносная система" города?
У библиотек есть альтернатива — остаться башнями из слоновой кости, последними бастионами, охраняющими истинную Культуру с большой буквы (произносится с придыханием), либо слиться с жизнью города. Так, чтобы вместе с ними вершились мистерии любви и смерти, драмы и взлёты судьбы простого человека, желающего "есть, молиться, любить". Уже сейчас пространство библиотеки выплёскивается за её стены. Пронизывает, подобно кровеносной интеллектуальной системе, всю жизнь людей, которые вместе с библиотекой учатся общаться и взаимодействовать, строят семейные отношения; решают сложные жизненные проблемы; выбирают профессию, сферы досуга и приложения своих сил.
Библиотеки Екатеринбурга, Новоуральска, Лесного, Полевского, Каменск-Уральского осваивают различные формы "культурной экспансии". Флэшмобы "Присоединяйся к читающему большинству" и "Мы читаем" привлекают внимание жителей к проблемам чтения. Фестивали книги и чтения, вынесенные на площади и в скверы, напоминают о хорошей литературе и талантливых писателях, подсказывают, что библиотеке и литературе надо признаваться в любви.
Есть и новые проекты. Мы решили, что можно и нужно обратиться непосредственно к маленьким читателям. Получилось! Акция "Читай, малыш", во время которой библиотекари на украшенном шарами и плакатами автобусе и с ростовыми куклами ездят по детским садам, играя с малышами и раздавая пригласительные билеты на Фестиваль маленьких читателей, стала постоянной. Подростки — проблемная группа? И для них есть интересное. Акция "Вы ещё не выбрали профессию? Тогда мы едем к вам!" проводится профессиональным психологом и группой волонтёров, прошедших подготовку по лицензионным программам в тренингах на базе библиотеки. Они проводят на переменах в школьном дворе игры по выбору профессии и раздают приглашения на День абитуриента в библиотеке. Для каждой читательской категории предназначена своя форма "культурной экспансии".
Морские приключения и книжные сокровища
Пространство библиотеки расширяется до бесконечности в виртуальном пространстве и с помощью сайтов, форумов, блогов, интернет-конференций.
На главной странице сайта библиотеки (http://www.teenbook.ru) — пиратская карта, моряк, парусник, подзорная труба, необитаемый остров, бочка-поплавок, бутылка, плывущая с тайным посланием. Всё функционально: электронный каталог, электронная доставка документов, доставка книг на дом, виртуальная справка и 3 входа: "Дети", "Уже не дети", "Совсем не дети". Здесь есть акватории, бухты, шлюпки, кают-компании, множество приключений и книжных сокровищ. Нам и нашим читателям нравится ироничная игра и кодовый тайный язык, понятный лишь посвящённым.
Информация на сайт выставляется ежедневно. Структура сайта библиотеки развивается в направлении увеличения интерактивных возможностей. За последний год усовершенствованы "Виртуальная справка" и модуль "Я ищу", введены модули опроса и поиска по сайту, подключён модуль "Комментарии" и "Оценка" на всех страницах сайта. Игровой дизайн и стиль дополнены интерактивными площадками, увеличивающими возможность сотрудничества — общения и оценки работы.
В 2007 году Свердловская областная библиотека для детей и юношества занимает 1-е место (номинация "Сайты для детей и юношества") в Российском конкурсе, организованном РБА. В 2009 году сайт библиотеки отмечен в "Специальной номинации" Российского конкурса, организованного Федерацией развития Интернета, на лучший позитивный контент для детей и юношества. В 2010 г. — первое место в номинации "Сайты учреждений культуры и образования" в Российском конкурсе "Позитивный контент для детей и юношества", организованном компанией "Ru-Center", Фондом развития Интернета, Координационным центром национального домена сети Интернет. Особенно ценно для библиотеки, на мой взгляд, признание нашего профессионализма "акулами Интернета" — крупнейшими хостинг-провайдерами и регистраторами доменных имён, оценивающими ресурсы с точки зрения законов развития Интернета, а не субъективных библиотечных пристрастий.
Новые вызовы и новые возможности
Научно-практическая конференция "Библиотека для молодого поколения в начале 21 века: новые вызовы и новые возможности" из-за отсутствия финансирования находилась на грани срыва. И тогда появилась идея: а что если провести её в виртуальной форме? Партнёром нашим стал информационный портал "Образование Урала", располагающий необходимым количеством "дванольных" сервисов (http://www.uraldu.ru/teenbook )
Виртуальная форма конференции позволила выявить новые резервы, представила современный библиотечный ландшафт. Магия цифр: на 6 виртуальных площадках-секциях — 100 докладов из 42 территорий, 12 из них — городские округа и муниципальные районы Свердловской области, 530 посещений ежедневно в течение месяца. Разнообразие жанров представленных материалов — проблемные и аналитические доклады, мастер-классы, исследования, эссе, интервью, электронные презентации, видеоролики. Большую ценность представляют комментарии: и те, что по глубине анализа можно считать самостоятельными сообщениями (среди них — тексты В. А. Бородиной, Г. С. Ганзиковой, Г. М. Пальгуевой), и те, что просто выражают поддержку или несогласие с высказанным, — все они важны для обратной связи.
Форма интернет-конференции позволила расширить активную часть профессиональной аудитории — это продвинутая молодёжь, желающая влиять на развитие библиотек. Многие не смогли бы приехать, если бы конференция проходила в Екатеринбурге в оффлайне. А вот многие руководители, приславшие свои тексты на интернет-конференцию, не стали её полноценными участниками, так как не владеют навыками интерактивной работы. Жаль, так как было выставлено несколько острых материалов по антикризисному управлению библиотеками в условиях реформ. Подробный анализ конференции дан в статье "Что дальше?".5
Летом 2010 года мы провели виртуальную творческую лабораторию, посвященную программам летнего чтения детей и подростков "Ура! У нас каникулы" (http://www.teenbook.ru/vzrosl/biblios/tvorcheskava_laboratoriva_ura_u_n_as_kanikulv/). Сейчас вебинары никого не удивляют, а представление итоговых материалов проведённых в оффлайне конференций становится повседневной практикой. Загляните к Катерине Ефимовой в её блог "Мышь библиотечная" (http://rusu-library.blogspot.com/), где выставлены материалы только что завершившейся научно-практической конференции "Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени"(http://rusu-library.blogspot.com/).
Как пройти в библиотеку?
Библиотеки привыкают к форумам на сайтах, чатам, ICQ, блогам и социальным сетям. Уже более года профессиональные издания и сама библиотечная блогосфера пытаются осмыслить этот феномен. Главные редакторы многих библиотечных изданий — активные пользователи социальных сетей и блогов. Моя первая статья о нашем блоге "Библиотекарь на виртуальной кухне, или Для чего нужен блог?"6 была написана год назад, в период, когда молодой блогер-неофит делал первые шаги на новом виртуальном поприще. 17 сентября 2010 г. нашему блогу исполнился 1 год.
Рефлексия на тему "Для чего нужен блог, что он даёт библиотеке, о чём и как писать, как привлекать (и стимулировать) новых авторов и френдов, в каком направлении развиваться" лучше всего проходит в группе. Блогеры Екатеринбурга поняли это ещё год назад, организовав осенью 2009 г. первую встречу, которая вошла в историю как "Слёт Василис". Вторая встреча прошла осенью 2010 года и была связана с приездом в Екатеринбург Марка Сандомирского, блогера со стажем, обладателя Европейского сертификата психотерапевта, автора 17 книг, более 100 научных и более 150 научно-популярных статей и более 30 зарегистрированных ноу-хау в области психотерапии. Проблемы, поднятые в его книге "Психоблогинг"7, стали поводом для обсуждения нашего блогерского движения. Возникла идея создания Ассоциации блогеров (Свердловской области? Урала?).
Групповая рефлексия о роли блогов в нашей жизни очень умело направлялась М. Е. Сандомирским, хотя появившиеся отчёты в блогах "Как пройти в библиотеку" (http://community.Iivejournal.com/teenbook_ekt/74185.html#cutid1), "Мышь библиотечная" и "Библиотеки на Урале" несколько отличались по идее и содержанию. "Как пройти в библиотеку?" — это Живой журнал сообщества Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, в котором пишут 7 авторов, рассказывающих о специфике своей деятельности и личных интересах и увлечениях. Поэтому я выстроила бы приоритеты следующим образом.
Первое: это площадка для профессиональной саморефлексии. Она постепенно обрастает новыми участниками. Здесь определяются приоритеты, ломаются копья в библиотечных дискуссиях по вопросам, на которые пока нет ответов, делаются попытки увидеть перспективы и горизонты, свет в конце туннеля. Иногда вдруг выясняется, что многим в библиотеках хочется социалистических гарантий и капиталистических заработков, и всё это при полном покое и в отсутствие всякого образа будущего. Хотим ли мы рассчитывать на скудную, но длительную финансовую перспективу, либо резво передвигаться от проекта к проекту? Библиотечная политика не является предметом общественных дискуссий, отсюда и дефицит идей, и отсутствие сформированного группового мнения по концептуальным и значимым вопросам развития культуры и библиотеки. Тема-фаворит обсуждений этого года — требование невероятных темпов работы по оказанию первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронной форме (отражение 100% фонда в электронных каталогах и оцифровка 50% фонда). Удастся ли библиотекам выполнить задание, рождённое в чиновничьих кабинетах людьми, не имеющими представления о реальном положении вещей? Только в результате реализации Областного (межрегионального?) проекта "Библиотеки Урала", обсуждение которого начинается в блогах "Как пройти в библиотеку" и "Библиотеки на Урале". Но самая популярная и вызывающая множество дискуссий тема, к которой авторы возвращаются постоянно — участие молодёжи в реальной библиотечной политике и взаимодействие поколений "отцов" и "детей". Блогерское движение подпитывает молодёжное, способствует созданию молодёжного совета.
Второе: в блоге создаются и поддерживаются информационные приоритеты, происходит селекция новостей. Блогеры, получая рассылки и просматривая ленты новостей, не пропускают ни одного значимого события ни в культурной политике, ни в книжных новостях, в том числе связанных с экспансией электронного книгоиздания. Нам нужно быть готовыми к ответам на вопросы: "Не пора ли хоронить книгу?", "Останутся ли библиотеки?", "Как сохранить культуру чтения в эпоху экранной культуры?".
Библиотечные блоги ещё не могут соревноваться с новостными сайтами и агрегаторами новостей, но любую найденную в Сети информацию, имеющую отношение к книгоизданию, деятельности библиотек, литературному процессу, они тут же передают по цепочке. В иные дни RSS-рассылка приносит мне лишь многократно повторенную многими блогерами информацию, к сожалению, даже не разбавленную какой-либо рефлексией. Только репост. В иные дни наблюдаю душераздирающее зрелище — многократное повторение одних и тех же фактов.
Но всё же блогеры становятся всё более инициативными. Играет роль и статистика посещений определённых новостных страниц и выставленные пользователями оценки. Так, М. Е. Сандомирский утверждает, что технологии оставления меток заимствованы в живой природе. Муравейник, как "коллективный мозг", созданный природой, функционирует на основе подобных алгоритмов. Блоги начинают функционировать как неформальные СМИ нового типа с распределённой информацией, которая многократно повторяется и дублируется. Выигрышна также новая стилистика блогов (особенно в сравнении с профессиональными СМИ): вместо нарочитого обезличенного наукообразия, формально бюрократического "новояза" — живое и непосредственное рассказывание историй. Живой непосредственный язык, ирония и самоирония, близкие практике примеры, истории различных персонажей (вымышленных и реальных), расчёт на эмоциональный отклик.
Третье: личностный рост, обучение, стимулирование правополушарных способностей. Мне хотелось бы усилить это направление блога, довольно слабо развитое в настоящий момент. Блогеры неравнодушны к нестандартным интерактивным методам обучения. Бар-кемпы, обучение в скретч-среде, Печа-куча ("интеллектуальное караоке"), разные модели тренингов креативности — всё это в фокусе внимания блогеров. Сегодня блоги всё больше набирают обороты как один из этапов нового способа обмена знаниями — образование + развлечение). Мне кажется, здесь заложены немалые перспективы, это продемонстрировали мастер-классы, собравшие рекордное число посетителей во время III Екатеринбургского книжного фестиваля. Нам же остаётся учиться у наших друзей, уделяющих много внимания этим вопросам. Много интересных материалов по вопросам современных методов обучения в блогах: "Мышь библиотечная" (http://rusu-library.blogsport.com/), "Ничего себе. Всё людям. Э.Ю.В." (http://eelmaa.blogspot.com/ ), "Лампа. Ночь. Библиотека" (http://kotbibIiofil.blogspot.com/ ), "Библиотека без барьеров" (http://om222.hlogspot.com/ ). "Библиомания" (http://bibliomaniya.blogspot.com/ ). "Медиатека в школе" (http://biblio-media.blogspot.com/ ).
Вот, например, взятый с блога "Медиатеки в школе" список программ и ресурсов, с которыми должен быть знаком каждый библиотекарь (по решению ИФЛA, 2008 г.). На него стоит ориентироваться при разработке программ обучения, ведь это — необходимый минимум:
• Blogs (блоги);
• Online Chat (чат в онлайне, мгновенные сообщения и видео-конференции);
• Creative Commons (право совместного владения информацией);
• FaceBook, MySpace (социальные сети);
• Flickr (хостинг изображений);
• Google Docs (создание текстов и презентаций);
• Музыка и аудио; Подкастинг (цифровые медиафайлы);
• RSS RSS Readers (новостные подписки и читалки);
• Slideshare (обмен презентациями);
• Social Bookmarking (социальные закладки);
• Twitter (твиттер — мини-блог);
• Video (видео);
• Virtual Worlds Machinima (виртуальные миры и компьютерная анимация);
• Wikis (интерактивные документы).
Четвёртое: общение как способ самовыражения с получением не только информации, но и эмоций. Это общение-развлечение, которое получило специальное название — "развлекательные коммуникации" или коммунитейнмент. Блог предоставляет площадку для общения, которое удовлетворяет свойственную каждому человеку потребность в самоутверждении, в привлечении внимания окружающих, сочувствии и эмоциональной поддержке, а также восполняет недостающую роскошь неформального общения. Блогеры оказываются друг для друга "своими", благодаря наличию общих знакомых. Ведь согласно "правилу рукопожатий", в обществе незнакомые ранее люди могут найти общих знакомых и выстроить с их участием коммуникативную цепочку, включающую 5-6 звеньев. Сеть "Face Book" постоянно отображает эти цепочки, предлагая нам новых друзей и друзей друзей. В 1967 году Стэнли Милгрэм провел свой эксперимент на добровольцах в США, выстраивая линии связи между людьми с целью найти "общих знакомых", через которых они могли бы познакомиться. После всех расчётов это назвали "правилом шести рукопожатий". Теперь блогеры и пользователи социальных сетей хотят внести в него поправку, назвав "правилом 3-х рукопожатий". Мир стал теснее.
За год библиотечное блогерское движение значительно окрепло и пополнилось молодыми и азартными личностями, отлично владеющими информационными технологиями, закончившими дистанционные курсы библиотекарей "Я учусь работать в блоге" на сайте "Школьный сектор. Ассоциация Relarn" под руководством Е. Н. Ястребцевой. Её блог "Медиатека школы" (http://bibliomedia.blogspot.com/) — настоящая школа профессионального мастерства и дванольных технологий, в которой стоит поучиться любому начинающему блогеру. В большинстве своём выпускники дистанционных курсов — библиотекари образовательных учреждений, но среди них есть и специалисты муниципальных и государственных библиотек. Результатом этого обучения стали отлично оснащённые технологиями и интересные по содержанию библиотечные блоги. Сформировалось дружное Братство блогеров, готовое поддержать каждого члена своего сообщества и броситься на помощь по первому зову. Когда 17 октября 2010 года Любовь Брюхова, автор блога "Миры библиотек" (г. Новоуральск Свердловской области) бросила клич о всероссийской переписи библиотечных блогов (http://myblogluba.blogspot.com/2010/11/blog-post_25.html). её активно поддержали все блогеры, переписав библиотечные группы также в социальных сетях "В Контакте", "Face Book" и Твиттере. Теперь мы знаем, сколько нас. Вот статистика: всего зарегистрировано 317 блогов, из них:
• 140 — блоги школьных библиотек;
• 16 — блоги сообществ школьных библиотекарей;
• 122 — блоги других библиотечных учреждений;
• 13 — блоги-проекты;
• 26 — блоги на других языках.
Есть контакт!
На интерактивных площадках блога "Как пройти в библиотеку" общаются библиотекари, педагоги, психологи, родители, писатели, неизвестные доброжелатели и злопыхатели (250-300 посещений в день, особенно когда выставляются новые посты: 4-5 раз в неделю). Увы, дети и тинейджеры (главные люди, которых нам хотелось бы видеть и слышать), появляются здесь от случая к случаю — когда выставляются их творческие работы, например, рассказы участников клуба любителей фантастики "Амбер", и фотографии, организуются акции и флэшмобы. В блогах других библиотек также молодые юзеры мною замечены не были. Им необходима собственная территория, обустроенная по их вкусу. Поэтому специально для молодёжи была создана группа "Свердловская областная библиотека для детей и юношества" в социальной сети "В Контакте" (http://vkontakte.ru/club19388185).
Сегодня в группе 133 участника и молодой руководитель-психолог, сумевший создать комфортную обстановку для общения и совместной деятельности, связанной с книгой, чтением, обсуждением молодёжных проблем на страницах СМИ. В альбоме группы 47 фото, отражающих деятельность ребят в библиотеке (тренинги, акции, выставки), выставлено 6 лучших видеороликов-победителей в конкурсе рекламы современной книги "Круг чтения от молодых" и организовано их обсуждение. Есть опросы и обсуждения по 8 темам; проблемы электронных книг и лучших интернет-ресурсов для тинейджеров занимают в них не последнее место. Пред-ставлены результаты проекта "Новая классика?!", в котором читатели-тинейджеры 10 городов Свердловской области выбрали лучшие новые книги, достойные, по их мнению, войти в "новую классику" и подготовили их презентации в различных форматах. На их основе будет разработан электронный рекомендательный указатель, с которым можно будет познакомиться в группе и на сайте библиотеки. У группы есть своя изюминка: накануне III Екатеринбургского книжного фестиваля, организованного в октябре 2010 г., читателям и друзьям библиотеки удалось познакомиться в сети с велоклубом "Контакт". Организованный ими велотрек (ребята собрались у библиотеки и разъехались в разные концы города с воздушными шарами и приглашениями) стал отличной рекламной компанией.
Книжный формат для «цифровых аборигенов»
Наши читатели — "цифровые аборигены", новое поколение, радикально отличающееся в мышлении и восприятии мира от старшего поколения, "информационных иммигрантов". Неотъемлемая часть их жизни — новые технологии и Интернет, без них они чувствуют себя дискомфортно. Они предпочитают действовать в Сети вместе, получать удовольствие от общения по поводу всех интересующих их проблем, в том числе от прочитанных книг и чтения вообще. Разрабатывая проект "Книжный формат для цифровых аборигенов", мы стремились к обновлению форм работы с читателями в библиотеке за счёт более активного использования интерактивных технологий.
Такой современной перспективной формой работы, одобренной и принятой нашими читателями (и не требующей материальных затрат), стали медиамосты (видео-интернет-конференции), объединённые в проект "Книжный формат для цифровых аборигенов". Они позволили соединить традиционные формы работы с книгой и новые онлайн-технологии, перекинуть мосты между читателями, ресурсами, расширив возможности их интеллектуальной и эмоциональной самореализации.
Медиамосты, организованные совместно с Ленинградской областной детской библиотекой, расширили горизонты коммуникаций за счёт привлечения интересных умных собеседников. Медиамост "Посмотрим в будущее нашего чтения" прошёл как интернет-встреча екатеринбургских читателей с поэтами и переводчиками М. Меновым (Санкт-Петербург), Д. Крупской (Москва), писателем Е. Мурашовой (Санкт-Петербург), художницей Е. Толстой (Санкт-Петербург). Часового общения не хватило, вопросы читатели продолжали задавать на форуме (http://www.ringbook.lodb.ru/forum/). Логическим продолжением разговора с писателями о книгах и чтении современных подростков стала работа Детского читательского жюри, которое выбрало "Топ-10 лучших новых книг". "Десятки" петербургских и екатеринбургских школьниках совпали только в трёх позициях. Почему? Это стало темой новой дискуссии.
"Обыкновенные и необыкновенные дети и взрослые. Как они понимают друг друга?" — тема пресс-конференция писателей Финляндии Маркуса Маялоума, Рееты Ниемеля, Тимо Парвела, организованной в декабре 2009 г. Свои вопросы финским писателям задавали ребята из городов Сланцы Ленинградской области и Екатеринбурга. Медиа-мост в апреле 2010 г. был перекинут на IV Международную книжную выставку-ярмарку Петербургского книжного салона. Читатели библиотек Свердловской области смогли совершить заочное путешествие по выставке и вступить в диалог с руководителями издательств детской литературы "Самокат", "Розовый жираф", "Серафим и София", "Азбука". Могли ли они представить, что в режиме on-line разгорится дискуссия об эстетике оформления серии книг для подростков издательства "Самокат"?
Круглый стол "Детским писателям не до смеха. Чисто российское убийство" по проблемам детской литературы и детского чтения, организованный 1 апреля 2010 г., прошёл как медиамост с подключением участников из Москвы и Севастополя. Библиотеки трёх городов выступили как коммуникационные площадки, собравшие всех игроков книжного рынка — писателей, читателей, издателей, критиков, книготорговцев, представителей некоммерческих организаций. Радикальное предложение детского писателя Александра Папченко устроить перформанс с повешением Буратино на Плотинке в центре города, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам издания детской литературы, сменилось серьёзным разговором об обновлении форм работы по привлечению детей к чтению. Использование возможностей видео-интернет-конференции, «взломав» традиционные формы, позволило обновить взгляд тинейджеров на библиотеку как учреждение, идущее в ногу со временем и позволяющее быть на пике современности.
Сохранятся ли печатные СМИ: вместо заключения
Я очень привязана к профессиональным библиотечным изданиям, и четыре из них читаю постоянно: журналы "Библиотечное дело", "Современная библиотека", "Научные и технические библиотеки", газету "Библиотека в школе". Но с каждым днём влияние традиционных медиа уменьшается. Наши профессиональные СМИ часто отгораживаются от реальной аудитории — наукообразным языком, формальным (скучно-правильным с подробными выдержками из отчётов) содержанием, временной дистанцией, не позволяющей оставить вертящийся на кончике пера коммент к задевшей статье. Не хватает остроты, живости, эмоций, кипения профессиональных страстей, то есть того, что вызывает непосредственный отклик и соучастие и имеет механизм реализации — интерактивность, все эти чудесные "технические штучки" — "дванольные" сервисы, которые позволяют форме коренным образом изменять содержание. Всё это ушло в глобальную Сеть. Часто комменты читать интереснее, чем сами посты: столько в них экспрессии и ростков неожиданных (на первый взгляд, безумных) идей. Но у печатных СМИ по-прежнему немало преимуществ:
• посты в блогах часто яркие и выразительные, факты подобраны интересно, остро, но не хватает аналитики;
• достоверность информации — то, чего мы ждём от библиотеки и профессиональных СМИ. В блогах информация всегда субъективна, а народ — весёлый и ироничный: может пошутить или выдать желаемое за действительное;
• нет редактуры, без которой некоторых довольно активных и экзальтированных авторов читать чрезвычайно трудно, а их природная живость, увы, не компенсирует лезущую сквозь все щели безграмотность.
Вряд ли можно считать это только досадными мелочами. Значит), шансы есть! Но как может развиваться "роман" библиотечных СМИ со своими юзерами и почитателями? Стоит присмотреться к судьбе медленно погибающих литературно-художественных журналов, которые не смогли спасти даже верные им до последнего вздоха библиотеки и даже более солидные благотворители. Одним из медийных итогов первого десятилетия XXI века можно считать возрождение русского "толстого" журнала в Интернете. Первыми примерами таких изданий стали проекты Регеmeny.ru, OpenSpace.ru и Snob.ru.8 Мне как человеку книжному, хоть и регулярно пользующемуся букридером, больно писать об этом. Но ведь каждый роман требует жертв!?
С автором можно связаться: ivashi@yandex.ru
1. Пеннак Д. Как роман / Даниэль Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховской. — М.: Самокат, 2005. — 192 с.
2. Новиков Вл. Роман с литературой / Владимир Новиков. — M.: Intrada, 2007. — 280 с.
3. Иванов Д. Глэм-капитализм / Дмитрий Иванов. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. — 176 с.
4. Уайтхед А. Н. Приключения идей / А. Н. Уайтхед; пер. с англ. Л. Б. Тумановой. — М.: ИФ РАН, 2009. — 383 с.
5. Ивашина М. В. Что дальше? Итоги интернет-конференции "Библиотеки для молодого поколения в начале XXI века: новые вызовы и новые возможности" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26987
6. Ивашина М. В. Библиотекарь на виртуальной кухне, или Для чего нужен блог // Современная библиотека. — 2009. — №3. — С. 38-45; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26304
7. Сандомирский M. Е. Психоблогинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.liberty.ru/columns/Psihobloging
8. Новосильцев А. Новое — это хорошо забытое старое: в Интернете возрождаются универсальные "толстые" журналы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/novoe-eto_horosho_zabytoe_slaroe_21380
Автор рассказывает о расширении библиотечного пространства, о новых информационных ресурсах и проектах современных библиотек. Развитие библиотек, библиотечные проекты, информационные ресурсы. |