Какое слово может охарактеризовать сущность концепции "Библиотека 2.0"? Наверное, слово "сотворчество". Сотворчество не только в создании чего-то нового, но и в освоении культуры, в частности, культуры книжной. Проявляться оно может в ходе вполне привычной библиотекам деятельности, например, организации библиотечных выставок.
КАК МОЖЕТ проявиться концепция "Библиотека 2.0." в выставочной деятельности? Конечно же, в создании интерактивных выставок. Название это достаточно условно, поскольку единого мнения, что такое "интерактивность" на сегодняшний день не существует. Чаще всего под словом "интерактивный (от interactive — "взаимодействующий") подразумевается наличие обратной связи и двухстороннего обмена информацией.
Имеет смысл рассмотреть слово "интерактивный" и с точки зрения педагогики, а именно, применительно к методам обучения. Существуют пассивные, активные и интерактивные методы обучения. Пассивные подразумевают одностороннюю передачу информации от модератора к аудитории, активные — диалог между модератором и аудиторией, а интерактивные — диалог между всеми участниками процесса: (как между модератором и аудиторией, так и внутри аудитории). Интерактивная выставка в библиотеке призвана не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Образовательный (и воспитательный) потенциал такой выставки существенно возрастает.
Появление и распространение разнообразных по форме и тематике интерактивных выставок объяснимо стремлением библиотек найти своё место в обществе. Много можно достигнуть, просто став интересными для своих читателей. Люди ценят, когда их мнением интересуются, когда предоставляют возможность для его выражения, не случайно в массовой работе библиотек всё больше места занимают мероприятия, подразумевающие диалог ведущего и аудитории (читательские конференции, обсуждения, диспуты, бенефисы, викторины, конкурсы и т. д.).
Даже в 1990-е гг., ознаменованные борьбой с руководством чтением, библиотекари-практики не отказывались от прямых и косвенных рекомендаций читателю, осознавая, что их советы нужны и востребованы. Современная работа по продвижению книги и чтения вдохновила библиотеки на поиск новых форм воздействия на реального и потенциального читателя, но библиотекари продолжают высоко оценивать возможности книжных выставок. Грамотная, яркая, оригинальная выставка помогает привлечь внимание читателя, служит рекламой не только конкретных книг, но и библиотеки в целом.
Потенциал традиционной тематической выставки по-прежнему высок. Теория и практика выставочной деятельности активно развивается. Периодически возникает необходимость в классификации библиотечных выставок. Различные подходы к типологии выставок представлены в книги Н. В. Збаровской "Выставочная деятельность публичных библиотек".1 Новые для библиотечной практики виды выставок отражены в подготовленном ГПНТБ методическом пособии "Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек"2, в статье В. В. Вяткиной3. Сущностные особенности и примеры интерактивных выставок даны в пособии С. Г. Матлиной "Книжные выставки — обычные и необычные".4 Внедрение новых форм выставок в практику библиотек находит отражение в профессиональной печати. В частности, можно отметить статью И. Демченко и О. Гаховой5, а также цикл публикаций Е. Мужиковой.6
Информация о проводимых в библиотеках интерактивных выставках прослеживается в публикациях в профессиональных периодических изданиях, на веб-сайтах библиотек и других интернет-ресурсах, а также в работах библиотек, присылаемых на профессиональные конкурсы (в частности на Всероссийский конкурс для публичных библиотек "Современные тенденции в обслуживании читателей", проводимый Секцией публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации).
Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:
1. Игровые выставки.
2. Диалоговые выставки.
3. Выставки, подготовленные при участии читателей.
4. Выставки-исследования.
Следует отметить, что в чистом виде библиотечных интерактивных выставок проводится относительно немного, однако отдельные элементы интерактивности могут быть использованы библиотеками в комплексных выставочных проектах.
Рассмотрим каждую из форм интерактивных выставок на конкретных примерах.
Игровые выставки
Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только ознакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Особенно часто выставки-игры используются в детских библиотеках.
Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются следующие:
• выставка-викторина;
• выставка-кроссворд;
• выставка-чайнворд;
• выставка-загадка;
• выставка-провокация;
• выставка-конкурс.
Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами). Чаще встречается второй вариант. Так, в Псковской ОБДЮ им. В. Каверина проведением викторин завершились выставка-ностальгия для всей семьи "Хорошие книги живут долго" и выставка-познание "Летопись столетий".7 В качестве примера одновременного проведения выставки и викторины можно назвать выставку "Мозголом с подсказками", организованную к началу учебного года в ЦДБ Перми.8
Выставка-кроссворд и её вариант выставка-чайнворд. Особенностью данной выставки является размещение на выставочном пространстве кроссворда или чайнворда, решить которые можно обратившись к представленным на выставке книгам. Кроссворд может быть представлен на отдельном большом плакате, на небольших листках, которые читатели могут забрать с собой, а также на одном из выставочных экспонатов. Форма кроссворда зависит от темы выставки. В Псковской ОБДЮ на выставке-кроссворде "Мир загадок и чудес" была представлена пирамида-кроссворд "Раскрой загадки-пирамиды".
Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная её особенность — наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки и/или её разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. Загадать можно какой-либо признак, представленный в содержании или форме выставочных экспонатов. В этом случае от читателя требуется ознакомиться с представленными материалами и найти этот признак. Пример: в рамках выставочного проекта "Разведчики и шпионы", осуществлённого Берёзовской ЦБС, читателям было предложено разгадать шпионскую шифровку по одной из книг.9
К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.
С большой долей условности к игровым формам интерактивных выставок может быть отнесена выставка-конкурс. На таких выставках могут быть представлены творческие работы читателей: отзывы, рецензии, эссе, поделки, фотографии и т. д. Возможно размещение работ во время проведения конкурса. Посетители выставки могут оценивать представленные работы и выбирать победителей. Возможен вариант оформления выставки лучших работ по итогам конкурса, но в этом случае степень её интерактивности снижается.
Диалоговые выставки
Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Зачастую подобные выставки сопровождаются мероприятиями, в ходе которых читатели могут обсудить заявленные проблемы. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно также размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение. Подбор материалов для диалоговых выставок может представлять различные точки зрения по рассматриваемой теме и провоцировать посетителя на размышление и осмысление. Например, в ходе организованной Томской ОДЮБ интерактивной выставки "Маршрут безопасности", затрагивающей вопрос наркомании, сами читатели определяли круг обсуждаемых проблем и предлагали способы их решения.10
При проведении диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:
• выставка-размышление;
• выставка-предостережение;
• выставка "вопрос-ответ";
• выставка-отзыв;
• выставка-обсуждение;
• выставка-диспут;
• выставка-дискуссия;
• выставка-полемика.
Выставка-размышление. Тему такой выставки раскрывают не только представленные на ней книги и статьи, но и читательские размышления. Сбор листков с читательскими размышлениями может продолжаться в период проведения выставки. Пример выставки-размышления — выставка "Поколение", организованная МУК "Объединение детских библиотек" г. Тольятти. На ней экспонировались книги о детстве великих людей: музыкантов, поэтов, учёных. Попутно организаторы пытались выяснить, каковы мечты и чаяния учащихся 5-9-х классов.11 Выставка-диалог "А у нас в молодёжном уезде...", подготовленная Белгородской государственной библиотекой для молодёжи предполагала ответы посетителей на целый ряд вопросов, касающихся их отношения к проблемам подростков.12
Выставка-предостережение. Тематика таких выставок обращена к наиболее острым вопросам. Их цель — показать читателю возможные последствия негативных явлений (наркомания, загрязнение окружающей среды, утрата культурных и нравственных ценностей и т. д.) и помочь ему чётко определить свою позицию в отношении этих явлений. В Ивановской ОДЮБ традиционными стали выставки-предостережения, посвящённые проблеме небрежного отношения к книге. На них выставляются издания, испорченные читателями: испачканные, порванные, с отсутствующими страницами. На стенде вывешиваются чистые листы, на которых посетители могут выразить своё отношение к увиденному, поразмышлять о роли книг, осудить неаккуратное обращение с ними.13
Выставка "вопрос-ответ" является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателя-ми-интровертами или же с теми, кто нуждается в конкретной информации, но не может чётко сформулировать запрос.
Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Содержание выставки-отзыва может быть универсальным, а может определяться темой или жанром. Возможна организация выставки отзывов на книги одного автора или даже на одно произведение. Пример универсальной выставки-отзыва — выставка "Парад читательских пристрастий" в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке, организованная по итогам конкурса рецензий школьников на прочитанные книги.14
Выставка-обсуждение и её подвиды: выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика представляет актуальные материалы, отражающие различные точки зрения на спорные вопросы общественной жизни. Посетителям предлагается ознакомиться с разными мнениями и выразить свою точку зрения. По итогам выставки зачастую проводятся обсуждения. Один из её вариантов — экспресс-выставка, оперативно организуемая библиотекой после события, имевшего общественный резонанс, будь то спортивная победа или громкое преступление. Например, в ЦГБ им. А. С. Пушкина г. Орла после убийства иностранного студента в Воронеже была оформлена экспресс-выставка "События, которые потрясли". По одной из представленных на выставке статей в лицеях города были проведены дискуссии.15
Выставки, подготовленные при участии читателей
Особенность подобных выставок заключается в том, что читателям предоставляется возможность выбрать тему выставки или экспонаты, которые будут на ней представлены. Можно выделить следующие виды подобных выставок:
• выставка любимых книг читателя;
• выставка-бенефис;
• выставка-настроение;
• выставка-ситуация;
• оформленная читателем выставка;
• дополненная читателем выставка.
Выставка любимых книг можетбыть создана на основе читательских отзывов. Они, как и выставки-отзывы, могут носить рекомендательный характер. Например, в ходе краевой акции "День читателя", проводившейся по инициативе Ставропольской КУНБ им. М. Ю. Лермонтова, в ряде библиотек Курского района Ставропольского края прошли книжные выставки "Я рекомендую!", "Читатели рекомендуют", "Прочитал — советую вам".16
Выставка-бенефис. Такая форма, как бенефис читателя, прочно вошла в практику работы библиотек. К проведению бенефиса целесообразно оформить выставку любимых книг чествуемого читателя или книг, прочитанных им за последнее время. Организация подобной выставки позволит другим читателем лучше узнать о бенефицианте и его литературных пристрастиях, а также послужит дополнительной рекламой предстоящего мероприятия.
Выставка-настроение. Употребляя это понятие, библиотекари-практики чаще всего подразумевают выставку, призванную вызвать у зрителя определённые эмоции, однако при её организации настроение может задавать не библиотекарь, а читатель. Данную форму выставок точно охарактеризовала В. В. Вяткина: "Читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: "Я читаю эту книгу, когда мне весело...", "Я читаю эту книгу, когда мне грустно..." и т. д."17 По форме организации и проведения с ней схожа выставка-ситуация, которая описывается В. В. Вяткиной следующим образом: "Читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: "Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров...", "Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие...", "Эту книгу я возьму с собой в поход..." и т. д."18 Организация выставки-настроения и выставки-ситуации вполне возможна и в условиях библиотеки, обслуживающей взрослое население.
Выставка, оформленная или дополненная читателями. Читателю можно предложить самому расположить материалы на выставочных стеллажах в соответствии с его представлениями. Возможен вариант, когда читатель определяет экспонируемые на выставке книги и другие материалы, и вариант, когда читатель дополняет выставку принесёнными экспонатами: фотографиями, предметами коллекции, творческими работами и т. д. Последний вариант активно используется библиотеками при организации выставок краеведческой и этнографической тематики.
Выставка-исследование. Данный вид выставки позволяет наглядно представить результаты изучения читательских интересов. Такая выставка может дополняться и обновляться по мере получения новых данных.
Практика показывает, что такое оперативное и наглядное представление результатов исследования вызывает интерес у читателей. Проект ЦГБ г. Заречного Пензенской области "Интерактивная книжная выставка "Лучшие книги века: выбор Заречного" был отмечен на многих профессиональных конкурсах, в частности на II конкурсе Российской библиотечной ассоциации для публичных библиотек "Современные тенденции в обслуживании читателей". Участникам проведённого ЦГБ исследования было предложено составить свою "золотую полку" литературы XX в. по следующим разделам: "Сказки века", "Писатели века", "Проза века", "Поэзия века", "Жанры века", "Персонажи века". На книжной выставке были представлены произведения, получившие наибольшее количество читательских голосов. В результате в библиотеку пришли новые читатели.19 Такую форму подачи материалов исследования используют библиотеки разного уровня. Так, в ходе презентации мегапроекта "Читающий край" сотрудники ГУНБ Красноярского края предлагали участникам указать на специальной "Книжной полке читающего красноярца" любимого писателя и любимую книгу.20 Позднее, в ходе проведения Пушкинского фестиваля, библиотека организовала интерактивную выставку с таким же названием.
Получают распространение и выставки-"деревья", "листочки" на которых размещают сами читатели. Возможны следующие варианты организации подобных выставок: 1) посетители выставки указывают на "листьях" свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги; 2) посетители размещают на выставке "листья" разных цветов, каждый из которых отражает определённое настроение или конкретные литературные предпочтения. О последнем варианте в своей статье рассказали коллеги из Белгородской государственной библиотеки для молодежи: в ходе проведения выставки-опроса "Листопад настроений" читатели размещали на импровизированном "дереве" листья трёх цветов, каждый из которых соответствовал определённым читательским пристрастиям.21
Мы привели далеко не полный перечень возможных интерактивных выставок. Немного огорчает лишь тот факт, что большинство примеров взято из опыта работы детских и юношеских библиотек. Взрослый читатель тоже нуждается во внимании со стороны библиотекаря, тем более, что перечисленные виды выставок при правильном выборе темы могут успешно применяться в библиотеках, обслуживающих взрослое население.
Побуждать к размышлению, поиску, творчеству, участию — такова задача интерактивной выставки. Эта форма работы помогает продемонстрировать каждому посетителю, что его мнение и участие для библиотеки действительно значимо. Это и способ сделать шаг навстречу читателю, и способ сделать шаг в одном направлении — направлении продуктивного сотворчества.
С автором можно связаться: consult@nlr.ru
1 Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. — СПб. : Профессия, 2004. — С. 30-38.
2 Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек: метод. пособие для работников библиотек / сост. Е. М. Ястребова. — М. : ГПНТБ России, 2006. — 102 с.
3 Вяткина В. В. Организация книжных выставок — это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная б-ка. — 2003. — №7. — С. 37-44.
4 Матлина С. Г. Книжные выставки — обычные и необычные / С. Т. Матлина. — М. : Чистые пруды, 2008. — 27 с.
5 Демченко И. Чей башмак сгорел в камине на Бейкер-стрит? или Книга — как повод / И. Демченко, О. Гахова // Библиотечное Дело. — 2010. — №22. — С. 19-21.
6 Мужикова Е. Выставка — это всегда интересно / Е. Мужикова // Библиополе. — 2008. — №1. — С. 40-42 ; №2. — С. 29-30 ; № 3. — С. 25-27; № 4. — С. 27-28 ; № 5. — С. 28-29; №6. — С. 30-31 ; № 7. — С. 30 ; № 8. — С. 22; № 9. — С. 28-29; № 10. — С. 32-33 ; 2009. — № 1. — С. 31.
7 Шарапова И. Красками, звуками, ощущениями. Обзор выставок, представленных на конкурс профессионального мастерства ПОБДЮ [электронный документ] / И. Шарапова // Псковская областная библиотека для детей и юношества имени В. А. Каверина : веб-сайт. — Режим доступа : http://kaverin.ru/methodical/masterclass/396
8 В библиотеках Перми пройдёт декада знаний [Электронный ресурс] // Пермь Великая: информ. портал Пермского края. — Режим доступа : http://www.permvelikaya.ru/?p=35418
9 Гришина С. Чемоданчик Джеймса Бонда, или Как заманить в библиотеку взрослого "нечитателя" / С. Гришина // Библиотечное Дело. — 2010. — №13. — С. 20-22.
10 Чичерина Н. Г. Работа библиотеки по противодействию наркомании и пропаганде здорового образа жизни [электронный документ] / Н. Г. Чичерина // Томская областная детско-юношеская библиотека: веб-сайт. — Режим доступа: http://odub.lib.tomsk.ru/image/about/seminar/seminar023.pdf
11 Казаков С. Больше участия [электронный документ] / С. Казаков // Tlttimes.ru: информ. портал г. Тольятти. — Режим доступа: http://old.tlttimes.ru/news.php/~/news=229505
12 Демченко И. Чей башмак сгорел в камине на Бейкер-стрит? или Книга — как повод // Библиотечное Дело. — 2010. — №22. — С. 19-21.
13 Мужикова Е. Выставка — это всегда интересно // Библиополе. — 2008. — № 1. — С. 40-42 ; № 2. — С. 29-30; № 3. — С. 25-27 ; №4. — С. 27-28 ; №5. — С. 28-29 ; № 6. — С. 30-31 ; №7. — С. 30 ; № 8. — С. 22 ; № 9. — С. 28-29 ; №10. — С. 32-33 ; 2009. — № 1. — С. 31.
14 Дилек В. В. Парад читательских пристрастий [электронный документ] / В. В. Дилек // Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека : веб-сайт. — Режим доступа : http://www.chuvrdub.ru/news/index.php?cont=Iong&id=205&year=2009&today=06&month=08
15 Чупыхина О. В. Воспитание активной толерантности у молодёжи через книгу и библиотеку / О. В. Чупыхина // Новая библиотека. — 2009. — № 14. — С. 16-20.
16 Павлова Г. М. Один день из жизни читателей библиотек Ставрополья: хроника краевой акции / Г. М. Павлова II Новая библиотека. — 2009. — № 1. — С. 39-43.
17 Вяткина В. В. Организация книжных выставок — это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная б-ка. — 2003. — №7. — С. 40.
18 Там же. С. 38.
19 Оруджева Е. И. Золотая полка века : взгляд из Заречного / Е.И. Оруджева // Материалы второго конкурса РБА для публичных библиотек "Современные тенденции в обслуживании читателей" на тему "Изучение читателей и чтения" (2002-2003 гг.) [электронный ресурс] / Рос. библ. ассоциация. — Электрон, дан. — [СПб. : Изд-во РНБ, 2006]. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
20 Фестиваль «Читающий край». Презентация мегапроекта "Читающий край" в Красноярском Дворце спорта имени И. Ярыгина [электронный документ] // Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края: веб-сайт. — Режим доступа: http://www.kraslib.ru/index.html?page=14&page m=l&str=22&pic=0&id=5.
21 Демченко И. Чей башмак сгорел в камине на Бейкер-стрит? или Книга — как повод // Библиотечное Дело. — 2010. — № 22. — С. 20. |