Электронная доставка документов — современная, динамично развивающаяся отрасль обслуживания населения Российской Федерации. Зародившись в рамках межбиблиотечного абонемента в конце 1990-х годов прошлого века в сети Интернет, сегодня ЭДД востребована читателями и обществом.
В режиме электронной доставки документов обслуживание читателей происходит полностью в виртуальной сфере, что открывает новую грань в деятельности библиотеки и сулит ей немалые перспективы.
ИНФОРМАЦИЯ И РЕКЛАМА
"Ни одно, даже самое верное, дело не двигается без рекламы... Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи... Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной, вещи..." — писал В. В. Маяковский в статье "Агитация и реклама". Классик оказался прав. Если мы не будем информировать читателей о деятельности библиотек по электронной доставке документов, использовать все виды и возможности рекламы, о нас никто и не будет знать.
Не секрет, что в последние годы посещаемость и книговыдача в библиотеках, в том числе в отделах МБА и ЭДД, стала снижаться. Этому есть и объективные, и субъективные причины. Не претендуя на полноту анализа всех объективных причин, назовем, на наш взгляд, самую главную. Если раньше читатель мог получить документ, отсутствующий в фондах библиотеки, куда он обратился, только через систему МБА, то теперь у библиотек появился мощный конкурент — Интернет. Широкое внедрение электронных полнотекстовых журналов и электронных книг, самых различных баз данных, повсеместное применение сетевых технологий составили серьёзную конкуренцию библиотечным фондам. По мере внедрения Интернета в среду обитания — в дома, офисы, кафе, студенческие клубы и т. д. — у пользователей появился выбор: пойти в библиотеку или воспользоваться Интернетом, так сказать, «без отрыва от производства». И очень часто решение, к сожалению, принимается не в пользу библиотек. Это объективная причина, с которой бороться трудно, но возможно.
Но есть и субъективные причины. Очень часто пользователи просто не знают обо всём спектре возможностей библиотеки. А ведь существует вид деятельности, который может привлечь читателей, предоставив им информацию о тех библиотечных услугах, которыми они могут воспользоваться. Рекламировать свои услуги и таким образом продвигать их вполне под силу самим библиотекам. Однако большинство библиотек в данном направлении не работает. Предвидим возражения: в библиотеках, как правило, нет специалистов по рекламным и PR-технологиям; деньги на проведение различных акций и кампаний в смете библиотеки не заложены и т. д. Но вспомним древнюю мудрость Сократа: "Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину".
Вот какие информационно-рекламные "ходы" могут осуществляться в библиотеках:
Устная реклама:
• Информация для читателей об услугах ЭДД на библиотечно-библиографических занятиях.
• Выступления на днях кафедр и учёных советах факультетов в вузах.
• Информация для читателей об услугах ЭДД на вступительной лекции.
• Устная беседа с читателем.
• Выступления на профессиональных мероприятиях в библиотеках региона.
• Информация для библиотекарей региона об услугах ЭДД.
• Информация для читателей во время экскурсий по библиотеке.
Печатная реклама:
• Буклет.
• Закладка.
• Объявления на информационных стендах.
• Информация о стоимости услуг ЭДД в общем прейскуранте на платные услуги библиотеки.
• Информация об ЭД Д в "Памятке для читателя".
• Объявления о данных услугах в других отделах библиотеки.
• Раздел, посвящённый ЭДД, в информационных папках для читателей.
• Статьи в периодических изданиях.
Электронная реклама:
• Размещение информации об услугах ЭДД на сайте библиотеки.
• Размещение информации об услугах ЭДД в местных СМИ (радио, телевидение, Интернет).
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Прежде всего на что хотелось бы обратить внимание коллег, это степень доступности бренда доставки документов на сайте библиотеки. Не секрет, что пользователь, открыв первую страницу web-сайта библиотеки и не найдя там искомой информации, зачастую "уходит", тем самым лишая библиотеку потенциального запроса на услугу. Во избежание такой "накладки" на сайте библиотеки на первой (главной) странице должна была выделена рубрика (закладка, подстраница — термин не важен) "ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ", где любой посетитель web-сайта мог бы ознакомиться с предлагаемыми услугами по электронной доставке документов (или по их репродуцированию). Содержательное наполнение этой рубрики полностью зависит от ваших пожеланий и технических возможностей.
Прежде всего можно информировать о поисковых возможностях web-сайта (электронных каталогах, страницах специализированных отделов и их электронных ресурсах, максимально доступных пользователям) с помощью гиперссылок. Следует найти и разместить какую-либо информационную "изюминку", которая будет востребована в вашем регионе и (или) до этого была недоступна в информационном поле web-сайта библиотеки.
Немаловажную роль играет и информированность ваших потенциальных заказчиков о том, как им удобнее оплатить получаемую информацию (естественно, за оптимальную цену).
Для удобства пользователей возможно размещение квитанции Сбербанка (как банка, имеющего разветвлённую сеть филиалов по всей стране) с уже заполненными реквизитами (после распечатки которой можно оплатить заказ), а для организаций размещается типовой договор и образец заполнения банковского платёжного документа.
Массовые библиотеки могут выступать в подавляющем большинстве случаев только как потребители услуги по ЭДД, то есть могут получать запрашиваемые копии документов из крупных библиотек для своих читателей. Потенциальными заказчиками здесь могут стать местные администрации, краеведы, сотрудники музеев и других научных учреждений, ведущие специалисты различных отраслей хозяйства. С ними нужно вести определённую информационно-пропагандистскую работу.
Библиотеке нужно ненавязчиво, но постоянно предлагать эту услугу, используя местную печать, радио, телевидение и Интернет (блоги, форумы, сайты и т. д.), делая акцент на том, что только через вашу библиотеку пользователь может получить нужные статьи и фрагменты книг (которые ещё не оцифрованы и не выложены в свободный доступ!), что только ваша библиотека сможет найти нужную читателю информацию и оперативно предоставить её.
Кроме того, возможен вариант, когда для электронной доставки документов используются собственные фонды библиотек. Например, при предоставлении краеведческого материала, рукописных изданий, хранящихся только в фонде конкретной библиотеки, при предоставлении документов органов местной власти, статей из местной периодической печати.
Услуга по ЭДД сможет предоставляться только при наличии соответствующего технического и программного обеспечения: компьютеров с выходом в Интернет, принтера и сканера.
В массовых библиотеках при подготовке к осуществлению такой деятельности необходимо внести соответствующие поправки в действующий прейскурант или положение о платных услугах и смету доходов и расходов и т. п.
Нужно определиться с отделом, который возьмёт на себя функцию по исполнению услуги ЭДД по запросам читателей. В федеральных и областных библиотеках почти повсеместно эти функции лежат на отделах (центрах) МБА и ЭДД. В библиотеках низшего ранга целесообразно возложить эти обязанности на справочно-библиографические отделы, так как именно к ним обращаются читатели при поиске необходимой информации, отсутствующей в библиотеке, и они же могут квалифицированно ответить, где её найти, и тут же предложить воспользоваться ЭДД.
Библиотека (в рамках ЭДД) может предоставлять услугу по поиску документа в сети Интернет, его распечатке на бумагу, по поиску и заказу в крупнейших библиотеках страны. При этом читатель может оплатить заказ как самостоятельно, в соответствии с ценой библиотеки — держателя фонда (а библиотека-заказчик удержит с него цену за оформление заказа и распечатку на бумагу либо за запись на электронный носитель), либо осуществить полный расчёт в стенах библиотеки, которая, заключив договор, ведёт расчёты самостоятельно с поставщиком информации.
Сотруднику, осуществляющему приём заказов, необходимо хорошо знать крупнейшие библиотеки и их фонды, в которые можно отправить заказ, чтобы получить его качественное исполнение быстро и по приемлемой цене. Подспорьем ему послужат "Справочник центров МБА и ДД РФ" (М.,2010) и "Справочник центров МБА И ДД государств — участников СНГ" (М.,2009), изданные РГБ.
ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Электронная доставка документов — репродуцирование (статей из журналов и фрагментов книг) из фондов и коллекций библиотек осуществляется в соответствии с 4-й частью Гражданского кодекса РФ в объёме, не нарушающем законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности и требований по обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Заказы от физических лиц могут приниматься только для использования ими полученного материала в учебных или научных целях и выполняются в виде ксерокопий (распечатка на бумагу) и электронных копий.
Заказы от юридических лиц принимаются после заключения договора, который предусматривает обязательство предоставить читателю полученный электронный файл для чтения с экрана компьютера в помещении библиотеки, либо распечатать его на бумаге, после чего электронный файл подлежит немедленному уничтожению.
Вышеуказанное обязательство не распространяется на электронные копии, полученные библиотекой для восстановления, замены утраченного или испорченного экземпляра документа, а также на электронные файлы документа, не обременённого авторским правом.
Вид выполнения заказа определяется библиотекой в каждом конкретном случае, о чём заказчик должен получать соответствующее уведомление.
РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ
Соблюдение правовой дисциплины особенно важно при осуществлении процесса ЭДД, так как эта деятельность в большой мере публична и может привлекать внимание различных контролирующих органов.
Как известно, основные проблемы возникают в ЭДД из положений, изложенных в ч. 4 ГК РФ.
В 2009 году вышло интересное пособие В. Р. Фирсова "Работа библиотек в условиях современного авторского права: российская и международная практика". Процитируем несколько фрагментов из него:
"Электронная доставка документов (ЭДД). После введения в действие 4-й части ГК РФ многие библиотеки отказались от ЭДД, одной из наиболее перспективных и комфортных форм обслуживания читателей.
Подобные действия были необоснованны. В пользу возможности ЭДД совершенно определённо указывают 2 статьи закона. Так, в соответствии со ст. 1270 п. 2.1. "запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи..."
Возможность правомерного использования записи с целью репродуцирования установлена в последней фразе ст. 1275.
Таким образом, ЭДД правомерна для цели последующего "репрографического воспроизведения" (ст. 1275, п. 2).
Те российские библиотеки, которые осуществляют ЭДД в современных условиях, приняли порядок письменного уведомления заказчика о том, что предоставленная электронная копия является временной и подлежит последующему уничтожению после репрографического воспроизведения в одном экземпляре. В ряде библиотек установлен порядок письменного подтверждения данных условий заказчиком. При осуществлении подобных действий обязательно приложимы все нормы, которые зафиксированы в ст. 1275 "Свободное использование произведений путем репрографии". |