Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

В поисках перспектив

/ Ирина Матвеева // Библиополе. – 2011. – № 7. – С. 7 – 10


  Итоги второй межрегиональной школы инноватики.

  В профессиональной среде тема инновационного развития библиотеки становится всё более популярной. Это обусловлено прежде всего обостряющимся противоречием между её социальной ролью и кризисными явлениями профессиональной практики, воплощёнными в многочисленных проблемах, противоречиях и негативных последствиях реформирования сети и модернизации деятельности. Преобладание в большинстве учреждений морально устаревших технологий и техники; отток читателей, влекущий за собой недостаточную нагрузку специалистов; несоответствие ассортимента продуктов и услуг, а также качества сервиса ожиданиям и информационным потребностям пользователей и иные трудности – всё это приводит к снижению значения библиотеки как социально-коммуникационного института и уступке её рыночных позиций коммерческим структурам на региональных рынках информационного сервиса.

  Обозначенные тенденции настораживают в грядущую эпоху информационного и коммуникационного общества – потенциально перспективную и благоприятную внешнюю среду для развития библиотек. Однако уже сейчас ясно: чтобы соответствовать требованиям будущего, им необходимо существенно модернизировать содержание, технологию, направления деятельности, переосмыслить систему управления современными библиотечно-библиографическими процессами.

  Выход из сложившейся ситуации многие учреждения ищут в сфере инновационной деятельности, которая, являясь источником экономического и социального роста, может способствовать развитию конкретной библиотеки и отрасли.

  Инновационная деятельность представляет собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по содержанию процесс, который требует от всех участников объединения и координации усилий, эффективного управления и многоаспектного методического обеспечения. Ключевое значение в данном случае принадлежит коммуникационным процессам, благодаря которым осуществляется генерирование, трансляция, оценка и заимствование инновационного опыта. Поэтому перед методическими службами регионов стоит проблема создания и организации эффективной системы коммуникаций в библиотечной сфере.

  В 2009 г Челябинской областной юношеской библиотекой и Челябинской государственной академией культуры и искусств для библиотек области была предложена одна из таких форм обмена опытом – Межрегиональная школа инноватики. Она даёт возможность конкретным учреждениям продемонстрировать собственную практику в данном направлении деятельности, предложить профессиональному сообществу нетрадиционные способы разрешения проблем, обусловленные изменениями внешней и внутренней среды.

  Школа инноватики в Челябинской области проходит ежегодно осенью на базе одной из муниципальных библиотечных систем, реализующей подобные проекты. Её тематика связана с одним из актуальных направлений библиотечно-библиографической практики, что обеспечивает привлечение определённой целевой аудитории и определяет спектр рассматриваемых проблем. На Школе инноватики, состоявшейся в ноябре 2009 г. в Златоусте рассматривались инновационные приёмы и методы поддержки и развития чтения.

  Вторая межрегиональная Школа инноватики (2010 г.) продолжила начатый разговор и была посвящена инновационным формам поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках.

  Базой школы стала ЦБС г. Копейска, поскольку опыт этой системы по поддержке и продвижению чтения отличается оригинальностью, креативностью и широко известен за пределами региона, многоаспектно представлен в профессиональной печати. Проведение профессионального мероприятия было поддержано официальными структурами; участников школы приветствовали председатель Собрания депутатов Копейского городского округа В.П. Емельянов и заместитель главы по социальным вопросам Копейского городского округа В.Г. Бисеров. В работе школы приняли участие ведущие специалисты ЦБС г Копейска, Челябинской ОЮБ, преподаватели кафедр библиотечно-информационной деятельности и информатики Челябинской ГАКИ, Челябинская ОУНБ провела презентацию передвижной мобильной библиотеки КИБО.

  Формами участия были доклады, обзоры опыта, презентации. Работа школы открылась сообщением директора ЦБС Копейского городского округа Е.В. Михайленко "Оптимизация управленческой деятельности как фактор поддержки и продвижения чтения в ЦБС г. Копейска". Она раскрыла управленческие аспекты реализации политики поддержки и про­движения чтения в небольшом городе. Доклад содержал обзор основных инновационных форм продвижения библиотеки среди жителей. Затронуты проблемы управления инновациями: стратегического планирования, повышения квалификации библиотечных специалистов.

  Теоретические аспекты заявленной проблемы были отражены в выступлениях-рассуждениях учёных ЧГАКИ. Профессор В.Я. Аскарова в докладе "Национальная программа поддержки и развития чтения: что происходит в стране и нашем регионе?" осветила основные достижения издательских, библиотечных и общественных структур в поддержке и продвиже­нии чтения согласно уже реализованному первому этапу Национальной программы поддержки и развития чтения на 2007-2020 гг., проанализировала вклад кафедры и Центра чтения ЧГАКИ, остановилась на наиболее значимых проблемах и барьерах, с которыми столкнулись структуры поддержки чтения при реализации данного направления.

  Доклад доцента Л.В. Сокольской "Быть ли традиционному инновационным?" был направлен на осмысление и сопоставление опыта зарубежных и отечественных библиотек в продвижении чтения в XX и XXI вв. Многие формы и методы продвижения книги и чтения, считающиеся сегодня инновационными, имеют корни в прошлом. Да, это именно так: со­временные библиотеки, реализуя деятельность в конкретных социально-экономических условиях, обращаются к уже забытому опыту, обновляя его содержание и используя для своего развития.

  Выступление автора данной статьи "Медийные средства поддержки и продвижения чтения" включало анализ современного состояния и потенциала основных средств медийной поддержки чтения: литературной критики, библиографических средств, диалоговых форм читательской коммуникации, электронных рассылок, экранизации художественных произведений и книжной рекламы.

В деятельности ЦБС г Копейска по поддержке и продвижению чтения выделялись два основных направления: первое связано с освоением педагогических, досуговых, игровых и других коммуникационных технологий, второе – с использованием информационных сетей и средств. Поэтому дальнейшая работа школы строилась по двум тематическим секциям: "Ком­муникативные технологии поддержки и развития чтения" и "Поддержка и продвижение чтения в электронной среде".

  В работе первой секции приняла участие заведующая Эстетическим центром чтения ЦГБ Копейска Е.Н. Новикова. В её сообщении "Новое качество в новом времени: как эстетический центр "Мир искусств" развивает и поддерживает чтение" подведены итоги деятельности центра, открытого для продвижения информационных ресурсов по искусству. Сочетание актуальных тематических направлений и форм деятельности (индивидуальная, клубная, издательская, выставочная и др.) позволило за год существования охватить различные искусствоведческие темы, интересные различным социальным и возрастным группам населения. Центр не только создал свою аудиторию, но и стал привлекательным местом общения для всех любителей искусства города.

  Заведующая отделом маркетинга ЦГБ Копейска М.А. Клепикова в выступлении "Деятельность молодёжного объединения библиотекарей по привлечению внимания социума к библиотеке и чтению: спорные моменты и очевидные результаты" обобщила результаты деятельности объединения молодых библиотекарей ЦБС Копейского городского округа "ДаМы", созданного в целях влияния на библиотечную политику и продвижения творческих инициатив молодых специалистов.

  Наряду с такими серьёзными мероприятиями, как взаимодействие с городскими молодёжными организациями, проведение библиотечных исследований, взаимодействие со СМИ, выпуск газеты и другие значимые направления работы девушек имеет место реализация цикла проектов по поддержке книги, чтения, библиотеки: Неделя молодёжной книги, акции «Мечта», «Читают все – читайте и вы!» и др. Именно эти проекты искрят творчеством и нетра­диционным подходом, привлекая внимание СМИ к библиотеке.

Заведующая филиалом ЦБС г Копейска И.Н. Потапова в выступлении "Большой успех в маленькой библиотеке" осветила работу Октябрьского филиала ЦБС. Ориентация на информационные потребности населения, учёт специфики социального состава жителей посёлка позволили этой библиотеке стать информационным и культурным центром для на­селения, найти понимание не только у администрации, но и у общественных и предпринимательских структур города.

  Дети – особая категория читателей, а игра – самая привлекательная коммуникативная форма взаимодействия ребёнка, книги и взрослого. От библиотекаря она требует высочайшего профессионализма, творческого подхода и любви к книге и детям. Богатейший опыт игровой работы с книгой в библиотеке представила заместитель директора ЦБС г. Копейска по работе с детьми Е.Л. Кучина ("О чтении – играя").

  Использование литературных, сюжетных, ролевых и творческих игр помогает раскрепостить читателя, сделать художественные произведения и творчество отдельных авторов понятным, доступным, интересным. Комплексные мероприятия позволяют погрузиться в мир приключений, фантастики, открытий... Всё это стимулирует развитие познавательного интереса детей и в конечном итоге усиливает вклад библиотеки в развитие личности читателя-играющего.

  Важнейшим условием успешности инновационной деятельности в современных условиях становится социальное партнёрство, обогащающее на взаимных интересах инновационный процесс библиотек и их ресурсную базу. Уникальному и перспективному взаимодействию краеведческого музея и библиотеки было посвящено выступление директора Краеведческого музея Копейска Т.Н. Васильевой "Библиотека и музей: направления соци­ального партнёрства в целях активизации читательской деятельности". Совместное проведение культурно-зрелищных мероприятий, литературно-музыкальных вечеров, театральных спектаклей, концертов, презентаций, фестивалей, творческих встреч, конферен­ций и т. д.; участие библиотекарей в подготовке краеведческих изданий, инициированных музеем, позволяет объединить усилия социально-культурных учреждений в одном из их основных направлений – воспитании человека, осведомлённого в вопросах истории и культуры, небезразличного к наследию своих предков.

  На секции "Поддержка и продвижение чтения в электронной среде" рассматривались вопросы использования сетевых, информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в библиотеке для продвижения чтения. Об опыте использования медиатехнологий в работе ЦБС с молодёжью рассказала заведующая молодёжным информационным центром ЦБС г. Копейска Л.Г. Волкова в выступлении "Между прошлым и будущим..."

  Методист Центра методического обеспечения учреждений образования г. Копейска О.Ю. Аксёнова выступила с сообщением о начале реализации инновационного экспериментального проекта "Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования", в котором наряду с образовательными учреждениями г. Копейска принимает участие партнёр проекта – ЦБС, за которой закреплено информационно-библиографическое сопровождение проекта: специалисты библитеки составляют и публикуют на сайте проекта информационные материалы, принимают участие в большинстве мероприятий эксперимента. Данный опыт – яркий пример неравнодушного отношения библиотеки к государственным и общественным инициативам региона, поиска путей сотрудничества и социальной востребованности.

  Преподаватель кафедры информатики ЧГАКИ М.Ю. Головина выступила с сообщением "Возможности использования мультимедийных технологий в создании библиотечных продуктов", в котором представила основные прикладные программы (Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Flash, Sound Fordge), позволяющие на пользовательском уровне создавать презентации, клипы, короткометражные фильмы для рекламно-информационных целей биб­лиотек.

Завершающие доклады были посвящены использованию возможностей и ресурсов интернет-пространства для продвижения книги и чтения, в выступлении преподавателя кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ Ю.П. Степановой «Сайты общедоступных библиотек как инструмент поддержки и развития чтения» был сделан анализ деятельностных, информационных и интерактивных форм взаимодействия читателя и биб­лиотекаря посредством сайта. В докладе содержались результаты сравнительного анализа наполнения сайтов областных универсальных научных и муниципальных библиотек, были озвучены рекомендации по наполнению контента сетевых ресурсов муниципальных библиотек в поддержку и продвижение чтения.

  В обзоре профессиональных сетевых ресурсов библиотекаря сектора электронной информации Челябинской ОЮБ А.А. Шайдурова "Возможности интернет-технологий в организации профессиональных коммуникаций и продвижении книги и чтения" проанализированы ресурсы портала "Чтение-21", блоги и форумы библиотекарей и из­дателей, книжные социальные сети с точки зрения их использования в профессиональной деятельности библиотекарей.

Во время работы школы прошла презентация мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) Челябинской ОУНБ, проведены экскурсии в инновационные библиотеки ЦБС: ЦГБ и библиотеку семейного чтения (филиал N29), а также Краеведческий музей города.

  По результатам работы школы можно смело констатировать, что в поле внимания библиотекарей г. Копейска постоянно находятся различные категории читателей: дети, подростки, взрослые люди и пенсионеры, читатели с ограниченными возможностями, моло­дые родители и др. Посредством работы с ними библиотекари реализуют социализирующую, реабилитационную, адаптационную, библиотерапевтическую и другие библиотечные функции. Коллеги идут по пути усиления коммуникативной функции своей профессиональной деятельности. Поэтому основными векторами их развития становится сокращение дистанции между библиотекарем и читателями, формирование комфортного пространства, сотруд­ничество со всеми заинтересованными структурами. Для них основным принципом деятельности стал тезис "Библиотека – территория добра и творчества".

  Выбранные направления не имеют готовых решений, их содержание и организация требуют научно-практического осмысления, творческого поиска, выработки нестандартных идей и подходов. Инновации копейских коллег не являются номинальными: все они направлены на достижение единой цели (укрепление позиций библиотеки в социокультурном пространстве города), ориентированы на развитие личности конкретного читателя. Свидетельство этому – акцентирование внимания слушателей каждого выступающего на результатах освоения инноваций, выражающихся в успешно реализованных проектах, увеличении числа читателей, повышении книговыдачи, привлечении внимания организационных структур к содержанию деятельности библиотеки, нуждам и проблемам ЦБС.

  Копейским библиотекарям свойствен неустанный творческий поиск. Это возможно благодаря наличию у специалистов ЦБС высокого творческого потенциала, реализующегося в выработке интересных идей, проектов, комплексных программ, инноваций и ретровведений. Пусть большинство мероприятий по поддержке и продвижению чтения (фестивали, акции, театрализованные действия, литературные вечера и др.) для библиотечной практики не яв­ляются инновационными, но они наполняются уникальным личностно-ориентированным содержанием, в итоге нацеленным на продвижение библиотеки в обществе, усилении её значимости для конкретной личности, популяризации книги и чтения.

  В работе библиотек явно прослеживаются направления инновационного менеджмента: исследовательская деятельность, стратегическое планирование, проектирование, творческое развитие кадров, многогранное социальное партнёрство и др. Для достижения целей в поддержке и продвижении чтения библиотеки плодотворно сотрудничают с административными, общественными, предпринимательскими и иными структурами.

Мы надеемся, что школа станет не только способом демонстрации достижений научных исследований преподавателей ЧГАКИ, инноваций конкретной библиотеки, но и источником продуктивных идей и стимулом творческого поиска для библиотекарей области.

  Основные материалы школы опубликованы в сборнике материалов Второй межрегиональной Школы инноватики "Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках" (Челябинск, 2010). Электронный вариант сборника размещён в свободном доступе Интернета на сайте Челябинской областной юношеской библиотеки.

© НВП "Армпроект", 2002-2021