Психолог в библиотеке? Чаще всего он воспринимается как волшебник, который мановением руки разрешит все традиционные проблемы. Поправит финансовое положение дел, зарабатывая на консультациях и тренингах, поможет увеличить посещаемость, возьмёт на себя часть библиотечной работы... Кто-то и вовсе не задумывается, чем же психолог должен заниматься.
Сегодня многие библиотеки стремятся заполучить в штат психолога, при этом ожидания от такого сотрудника в каждой библиотеке свои. Чем же конкретно он будет заниматься?
Вопрос "Зачем библиотеке нужен психолог?" не так прост, как кажется. Для ответа на него требуется сформулировать основные требования к психологу. К сожалению, библиотекари не всегда разбираются в специфике данной профессии, отсюда и недоразумения с формулировкой требований.
Психолог – сложнейшая профессия. Психология – это область, смежная с педагогикой и медициной. Даже профессиональные понятия у врача и психолога схожие: у врача – приём, больной, обследование, назначения, лечение, у психолога – приём, клиент, диагностика, рекомендации, коррекция. Только первый работает с физиологическими нарушениями, а второй – с психологическими, личностными, у психологов, также как и у врачей, есть различные специализации, и для того чтобы подобрать специалиста, наиболее отвечающего потребностям библиотеки, нужно иметь о них представление.
Заведующему библиотекой не лишним будет знать, например, что психолог-консультант для взрослых не работает с маленькими детьми. Детский психолог не работает со взрослыми – и с детьми, имеющими отклонения в развитии. И так далее. Выбор психолога начинается с формулировки задачи.
Квалификации психологов
Сразу определимся: мы не будем брать в расчёт людей, имеющих лишь свидетельство о прохождении психологических курсов. Рассмотрим квалификации специалистов, имеющих высшее психологическое образование.
Квалификация "Педагог-психолог". Самая распространённая специальность среди психологов. Вы найдёте их в школах, детских садах, психологических центрах. Основная обязанность педагога-психолога – психологическое сопровождение образовательного процесса, формирование психологической культуры обучающихся. Психолог в школе помогает детям успешно учиться и решает повседневные проблемы (детские конфликты, например). Он также участвует в школьных ПМПК – психолого-медико-педагогических консультациях, на которых обсуждаются вопросы обучения детей, зачисления их в первый класс, отчисления, перевода в другую школу и прочее. Психолог проводит диагностику, по её результатам пишет заключение, даёт рекомендации учителям и родителям, оказывает им психологическую поддержку, проводит коррекционную и развивающую работу. Педагог-психолог решает проблемы личностного становления школьников, помогает педагогическому коллективу найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Он также имеет навыки для управления системой образования на различных уровнях.
Педагоги-психологи в библиотеке чаще всего попадают впросак, ожидая увидеть здесь такой же режим работы, как в общеобразовательном учреждении. Они поначалу не понимают, где им взять детей. Читатели приходят за книжками, посидеть в Интернете, на библиотечное мероприятие. Их не пригласишь просто так в кабинет, не проведёшь диагностику в гардеробе. Да и появляются они в библиотеке, когда им вздумается. Пришедшему в библиотеку педагогу-психологу на первом этапе необходимо помочь перестроится. Ни о каком психологическом сопровождении учебного процесса не может быть речи, ведь библиотека не занимается обучением детей. Приоритетное направление её деятельности – культурное просвещение.
Квалификация "Психолог, преподаватель психологии". Она во многом схожа с предыдущей, ведь квалификация "Педагог-психолог" "выросла" из "просто" психолога. Однако если педагог-психолог "заточен" для системы образования, то психолог, преподаватель психологии – специалист более широкого профиля. Его функции:
- диагностическая и коррекционная (проводит психологическую диагностику и коррекцию);
- экспертная и консультативная (выступает в качестве эксперта с правом подписания официального заключения по профессиональным вопросам, проводит консультации для частных и юридических лиц);
- учебно-воспитательная (участвует в процессе обучения и воспитания детей);
- научно-исследовательская (ведёт научную работу в области психологии человека);
- культурно-просветительную (пропагандирует психологические знания, способствует повышению уровня психологической грамотности общественности).
Кроме этого, психолог имеет право преподавать психологию в высших и средних учебных заведениях.
Квалификация "Специальный психолог, психолог для работы с детьми, имеющимиотклонения в развитии" (похожие специальности: медицинский психолог, клинический психолог). Эти специалисты работают с детьми (или в основном с детьми) и взрослыми, имеющими отклонения в развитии. Как и дефектологи, они разбираются в закономерностях отклоняющегося развития, владеют специальными методиками диагностики и коррекции. Их деятельность повторяет деятельность педагогов-психологов, однако применительно к лицам с нарушениями развития. Такой специалист вам, безусловно, нужен, если среди посетителей библиотеки много детей, имеющих отклонения в развитии, если у вас организованы для них отдельные кружки и студии. Специальных психологов вьпускается по сравнению с другими специалистами немного, поэтому они пока на вес золота. Чаще можно встретить психолога общего профиля, который работает с такими детьми. При приёме на работу психолога, не имеющего дефектологического образования, поинтересуйтесь у него, проходил ли он необходимые курсы, имеет ли опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Квалификация "Психолого-педагогическое образование"(Психология и педагогика дошкольного образования). Эти специалисты работают преимущественно с детьми дошкольного возраста, владеют методиками диагностики и развития детей от 0 до 7 лет. Такие специалисты очень пригодятся в тех библиотеках, куда приходят родители, желающие устроить своих маленьких детей в кружок или подготовить его к обучению в школе.
Специализация психологов
Вне зависимости от основной квалификации у психологов бывают различные специализации. Например, дошкольные психологи в качестве специализации могут выбрать английский язык. В качестве специализации могут выступить смежные с психологией специальности и даже другие психологические квалификации. Специализация во многом определяет профиль работы психолога, его «заточенность», поэтому перечислим некоторые из них.
Педагогическая психология. Эти психологи нацелены на работу в системе образования. Они изучают методы обучения и воспитания в школах, принимают меры по оптимизации учебного процесса психологическими средствами.
Психология развития и возрастная психология. Эта специализация подразумевает углублённое изучение закономерностей развития ребёнка, владение знаниями о возрастных кризисах, об умениях и навыках, характерных для детей 0-18 лет. Опираясь на эти знания, психологи помогают наладить процесс обучения, содействуют родителям в воспитании детей. Именно этих психологов называют детскими, семейными психологами.
Психология развития с углублённой подготовкой в области дошкольной психологии. Более узкая специализация по сравнению с возрастной психологией. Эти специалисты готовятся для работы в дошкольных учреждениях.
Психотерапия и психологическое консультирование.Основное внимание уделяется изучению специальных психотерапевтических технологий (арт-терапия, психоанализ, гештальт-терапия, самоактуализация и др.). Такие психологи занимаются с взрослыми клиентами, проводят тренинги, индивидуальное консультирование. Психологи-консультанты ведут приём в психологических центрах. Работают с подростками и взрослыми клиентами. Обсуждают личные проблемы клиента, проводят диагностику, тренинги, дают рекомендации.
Психология маркетинга и рекламы. В услугах подобного специалиста заинтересованы рекламные агентства, бизнес-структуры, политические организации, маркетинговые центры. Психологи изучают особенности воздействия рекламы на потребителя, разрабатывают новые методы, способствующие продвижению товаров на рынке.
Психокоррекция и психотерапия. Специалист проводит работу по исправлению или компенсации недостатков в психологическом становлении личности человека (ребёнка, взрослого), интеллекта, используя специальные психологические и психотерапевтические методы.
Социальная психология.Специалисты изучают психологический климат среди разнообразных социальных слоёв населения.
Юридическая психология.Этот специалист принимает участие в судебных экспертизах, изучает психологию правонарушителей.
Этнопсихология. Разновидность социальной психологии. Психолог изучает психологические особенности людей, обусловленые культурными традициями того или иного этноса.
Арт-терапия. Направление психологии, использующее искусство (живопись, музыку и др.) как средство преодоления различных личностных проблем, инструмент коррекции поведения у детей и т. д.
Нейропсихология. Очень узкое направление психологии. Изучает взаимосвязь развития мозговых структур и психики, в частности интеллектуального развития человека. Психологи занимаются узкой коррекционной работой, направленной на оптимизацию работы мозга.
Психология семейных отношений. Говорит само за себя. Психологи работают с семьей, нормализуют детско-родительские отношения, способствуют укреплению семьи.
Конфликтология. Специалисты проходят обучение методике предотвращения конфликтов в детских и взрослых коллективах, владеют методами разрешения споров, разногласий, способствуют поиску компромисса.
Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях. Особое направление психологии. Специалисты оказывают профессиональную помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Эти психологи ведут приём на телефонах доверия, выезжают на экстренные вызовы (работа с последствиями терактов, психологическая реабилитация для людей, переживших горе, утрату и т. д.).
Психология профессий особого риска. Область психологии, изучающая влияние профессий, связанных с повышенным риском (военных, спортсменов, сотрудников полиции...), на психическое здоровье человека.
Психологическая безопасность образования. Специалисты способствуют созданию психологически комфортных условий развития детей в учреждениях образования. Это сравнительно новая специальность для детских учреждений.
Астропсихология. Астропсихология воспринимается традиционными психологами также, как астрология – астрономами: это ненаучное направление, граничащее с шарлатанством, поэтому рассматривать его не будем.
Психолог и круг обязанностей: в школе и в библиотеке
Библиотечный психолог – для психологии сравнительно новая специализация. Официально таковой специализации в вузах не значится, но работающие в библиотеках психологи набираются опыта, находят точки соприкосновения с библиотечными реалиями.
Как же может применить себя психолог в библиотеке?
Рассмотрим круг обязанностей школьного психолога и подумаем, как он может реализоваться в библиотеке.
У школьного психолога системы образования пять направлений работы.
1. Консультирование. Как правило, это индивидуальные консультации для детей и взрослых. Темы могут самыми разными – семейные конфликты, проблемы в поведении, трудности в обучении и прочее. Консультация проводится строго по запросу. У школьного психолога выделены в сетке занятий часы для приёма клиентов. В процессе консультирования часто практикуется проведение диагностики.
2. Диагностическая работа.Необходимая часть работы психолога. С помощью специальных методик выясняется уровень интеллектуального развития человека, особенности его эмоционально-волевой сферы, темперамента, его способности. На основании данных, полученных в ходе тестирования, психолог оформляет психологическое заключение, даёт рекомендации заинтересованным лицам: учителям, родителям, специалистам. Также психолог может порекомендовать им обратиться к другим специалистам – логопеду, психоневрологу и т. д., если это необходимо.
Процесс консультирования и диагностики не претерпевает в библиотеке особых изменений. Психолог выделяет время для приёма читателей, о чём те оповещаются посредством соответствующего объявления.
3. Коррекционно-развивающая работа. Одно из главных направлений деятельности. Проводится после получения данных диагностики и только в том случае, если решение проблемы лежит в сфере профессиональных обязанностей специалиста. Психолог не может заменить собой ни логопеда, ни врача, ни педагога. Методы и формы коррекционно-развивающей работы зависят от специализации и от направления психологии, в котором специалист предпочитает работать. Это могут быть тренинги, занятия арт-терапией, психологические инсценировки, телесно-ориентированная терапия... Психолог может работать как индивидуально, так и с группами, малыми и большими. Выбор формы работы специалист делает исходя из цели и задач коррекционно-развивающей работы, а также возраста клиента.
Вопросы профессиональной ориентации подростков и молодёжи также может взять на себя психолог, владея методиками определения вида способностей, типа темперамента, личностных предпочтений и т. д.
В библиотеке психолог оказывает индивидуальную психологическую поддержку читателям по их запросу. Также специалист может вести уроки психологии, тренинги личностного роста для школьных коллективов. Специфика начинается там, где требуется помощь психолога в организации собственно библиотечной работы. Так, психолог может раскрыть некоторые аспекты правового просвещения (права личности, защита прав ребёнка). Он не обойдёт вниманием проблемы семьи в День семьи, любви и верности, подберёт литературу для книжной выставки, пропагандирующей ценности материнства ко Дню матери, даст рекомендации родителям, имеющим детей с отклонениями развития к Международному дню инвалидов. Подскажет одарённым ребятам, как реализовать свои таланты, разрешить проблему непонимания со стороны сверстников. Поможет комплектаторам подобрать актуальную для читателей литературу по данным вопросам, подберёт книги для тематических выставок. Выполнит запросы читателей, которые интересуются литературой по психологии, проконсультирует, что почитать на ту или иную тему. Острые социальные проблемы, такие как наркомания, алкоголизм, подростковые правонарушения, – тоже объект внимания психолога, однако проводить коррекционно-развивающую работу может только человек, имеющий соответствующую специализацию ("Психокоррекция и психотерапия", "Юридическая психология", "Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях").
Одно из главных направлений работы библиотеки, где помощь психолога очень важна, – развитие и поддержка детского чтения. Вопросы психологии чтения сейчас активно разрабатываются во многих российских библиотеках. Наша библиотека не исключение. Нами разработана комплексная программа "Интеллект-чтение"; традиционная методика занятий по истории письменной культуры и зарождения книжности переработана психологом и подана как материал для осмысления. Наглядные материалы и приёмы подачи материала разработаны с учётом возрастных особенностей детей.
История зарождения письменной культуры полна интересными фактами, которые психолог использует для того, чтобы активизировать познавательную активность детей. В основе программы лежит интерактивное обучение, информация подаётся как единая, логично выстроенная история, требующая осмысления. Школьники следят за развитием человеческой мысли на протяжении тысячелетий. Они узнают, как древние люди зарисовывали информацию на скалах, почему перестали это делать; какие недостатки были у глиняных табличек; чем людям не угодил пергамент и почему китайский император отверг египетский папирус. Психологическое упражнение-тест «Запомни 10 слов», модернизированное для нужд программы, поможет детям осознать ненадёжность человеческой памяти, по-новому увидеть роль алфавита и знаковой системы записи не только в развитии науки, но и в хранении любимых историй, фильмов, компьютерных игр. Дети узнают, как и когда появился алфавит, зачем он нужен человечеству, чем отличается знаковая система записи от рисуночного письма, могут сравнить достижения древних финикийцев и древних китайцев, попробовать себя в роли детективов, расшифровывая записку от Шерлока Холмса. Узнают, какие существуют современные системы хранения информации, на каких языках разговаривают глухонемые люди и компьютеры, как записывается музыка, как египетские пиктограммы служат людям сегодня.
Программа включает в себя сведения о современном книгоиздательском деле. Дети могут попробовать себя в роли писателей, художников-иллюстраторов, дизайнеров-оформителей, библиотекарей, читателей. Научатся различать литературные жанры и даже попробуют переделать жанр произведения. Программа предусматривает знакомство детей с крупнейшими библиотеками мира, России, в частности Москвы, интереснейшими детскими издательствами и их продукцией.
Цель программы – формирование у детей целостного представления о библиотеке и книге как о достижении цивилизации.
Но вернёмся к пяти направлениям деятельности психолога. Мы обсудили потенциал консультирования, диагностики, коррекционно-развивающего направления. Теперь поговорим о тех видах деятельности, которые для учреждений культуры не менее, а может быть и более важны, чем для школы.
4. Психологическое просвещение. Основная задача психологического просвещения – популяризация научных представлений о психологии, информирование населения о психологических знаниях с целью эффективной социализации подрастающего поколения, формирования у широкой общественности навыков успешного саморазвития. Это необходимо, так как нельзя забывать о недостатках воспитания и обучения детей, возникающих из-за психологической безграмотности учителей или родителей, людей других специальностей, работающих в детских учреждениях. Психологическое просвещение – один из главных инструментов психолога, применяемый для профилактики развития у ребёнка (в нашем случае – у пользователя библиотекой) дидактогении. Дидактогения – негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя ИТ. д.).
5. Психологическая профилактика.Тесно связана с психологическим просвещением. В обязанности психолога входит поддержание психологически комфортных условий для развития гармоничной личности школьников, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков, выявление рисков нарушения их психического и психосоматического здоровья.
Психологическое просвещение и профилактика в библиотеке носят специфический характер. Например, комплектование книжного фонда литературой по психологии. Развивающие методики для родителей и специалистов, специальная литература для студентов, аспирантов, психологов, популярная психология для широкого круга читателей, популярные и профессиональные тесты, литература по вопросам профориентации, правовому просвещению – всё это будет не лишним в любой библиотеке. и читателям радость, и психологу удовольствие.
Следующий шаг – организация тематических книжных выставок. У родителей вызывают интерес такие темы, как детские страхи, подготовка к обучению в школе, развивающие методики для дошкольников, влияние современных СМИ на психику ребёнка, советы по воспитанию ребёнка и многое другое. Обо всём этом именитыми психологами и педагогами написано много интересных книг, популярно излагающих сложные психологические и педагогические проблемы.
Нельзя обойти вниманием такое средство просвещения, как информационные стенды, уголки психолога. На них могут быть представлены брошюры и буклеты с психологическими советами детям, родителям, специалистам.
Несколько "Не"
Недопонимания между руководителями библиотек и психологами чаще всего возникает из-за предъявления последним неадекватных требований. Что-бы избежать недоразумений (и даже конфликтов с законом), нужно помнить правило трёх "не".
Психолог не массовик-затейник. Он не развлекает людей. Он обращается к интимным вопросам душевной жизни человека, выявляет проблемы и конфликты, работает над их разрешением. Психологические тренинги не весёлое времяпрепровождение для детей и взрослых, а целенаправленное воздействие на глубинные структуры их личности. Тренинги – это психологическое лекарство. Они преследуют различные цели: развитие личности, коррекция поведения, повышение самооценки и многое другое. Психолог учитывает возраст своих клиентов, отсюда и игровые формы проведения занятий для детей, но за каждым упражнением и заданием, даже если они кажутся безделицей, весёлым развлечением, кроются серьёзные задачи.
Психолог не психиатр. Он не ставит диагнозы, однако имеет право рекомендовать клиенту обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу, психотерапевту). Психологом нельзя пугать, создавая у детей ощущение, что к психологу ходят только ненормальные и больные люди.
Психолог не имеет права проводить диагностику, коррекцию без письменного согласия на то клиента или его официальных опекунов. Это закреплено законом. Всякое вмешательство психолога считается вторжением в личный мир человека, поэтому необходимо согласие на это, оформленное в юридически приемлемой форме.
Психолог и платные услуги
Вы решили ввести новую платную услугу с участием психолога? Теперь законом о бюджетных учреждениях это разрешается. Обратите внимание не только на специализацию психолога, но и на его квалификацию, опыт работы по специальности. Вчерашний студент и специалист, который имеет свои разработки, печатные работы, это не одно и тоже. Как любому специалисту, психологу в своей профессии нужно набираться опыта, причём опыт для психолога имеет огромное значение. Как правило, опытный специалист быстрее найдёт подход к клиентам, грамотней и эффективней построит свою работу. Определять потребности клиента с полуслова, отыскивать оптимальные методы коррекции – вчерашнему студенту ещё предстоит учиться этому искусству. Если есть возможность принять в штат нескольких психологов, то может взять опытного психолога и студента. Под руководством мастера последний быстро наберётся опыта, и у вас будет слаженная эффективная команда.
Психолог и самореклама: что же он там, в кабинете, делает?
Часто бывает так: психолог в библиотеке уже работает, а руководство не понимает, чем же он занимается. Далеко не все психологи умеют рекламировать свою работу. Он может проделывать колоссальную работу, но не умеет о ней рассказать, донести её суть до человека, не посвящённого в тонкости психологической науки. Выше мы уже написали о правилах трёх "НЕ". Психолог не массовик-затейник и специфика его деятельности не позволяет сделать из своей работы шоу. Библиотекарям, как и педагогам, психологические тонкости далеко не всегда понятны. Они не в состоянии оценить победы психолога. Кажется, что Петя перестал хулиганить сам по себе, но мало кто видит усилия, которые психолог приложил к тому, чтобы Петя изменился. Сама суть работы психолога в том, чтобы эти изменения произошли естественным путем, клиент сам должен захотеть измениться. Подумайте, какой это труд – найти первоисточник проблем клиента, помочь клиенту увидеть, в чём же истинная причина его проблем. Психолог должен быть тактичным и корректным. После того как клиент осознаёт, в чём корень его бед, психолог должен начать постепенно формировать у него другой взгляд на проблему, помочь справится с шоком, растерянностью, гневом, помочь выстроить новые модели поведения, стать более успешным. А сколько же времени это занимает?..
Если перевести работу психолога на понятный библиотекарям язык, то выглядит это примерно так.
К библиотекарю обращается человек за "Золотым ключиком" А. Толстого, мотивируя это тем, что ему надо написать реферат по экологии. Библиотекарь понимает: эта книжка в данном случае человеку не нужна. Причём здесь экология? Библиотекарь пытается выяснить подробности, какая тема, какой класс... Убеждается, что книга действительно выбрана неправильно, объясняет, что в "Золотом ключике" об экологии нет ни слова. Не забывайте, что психологу выявить заблуждения клиента гораздо труднее, ведь речь идёт о глубинах человеческой души. Что же дальше? Читатель упрямится: нет, ему нужна именно эта книга! Он приводит массу доводов в пользу своего выбора, и они могут даже показаться вполне логичными, если только не учитывать одно "но": не получится написать по ней реферат по экологии! Библиотекарь приносит "Золотой ключик" и томик по экологии и начинает сравнивать эти две книги, вместе с читателем анализировать по строчкам тексты, апеллировать к логике и здравому смыслу. Попробуйте на досуге доказать что "Золотой ключик" ничего общего с экологией не имеет. У Папы Карло ведь в доме нарисованный очаг, так чем он не борец против вырубки леса, пусть даже иногда и "оступается" (например, сделал из полена Буратино)? Вроде бы смешно, однако в сознании людей подобные перевёртыши не редкость. Смысл явления искажается, делаются неправильные выводы. Неправильные выводы толкают на неправильные поступков, а это влечёт за собой конфликты и проблемы. Счастье, если читатель всё ловит на лету, а если нет? Библиотекарь может потерять час, а может раскладывать всё по полочкам несколько дней. Иногда и лет. Психотерапевты могут годами распутывать сложные клубки психологических проблем клиента. После того как читатель наконец-то понял несостоятельность "Золотого ключика", важно помочь ему справиться с этим потрясением. Да, неверный выбор книги не вызовет потрясения, но если человек обнаруживает несостоятельность привычной модели поведения, это открытие способно выбить у него почву из-под ног.
Итак, читатель видит, насколько объёмна книга по экологии, а тут ему ещё предлагают дополнительную литературу по нужной теме; он понимает, что не способен управиться с заданием в срок. Он-то надеялся прочитать книжку за вечер и за час написать реферат! Библиотекарь может в ответ сказать: "Это не мои проблемы"; у психолога такой возможности нет. Часто люди не в состоянии разобраться с проблемами, которые им открылись. Это приводит к депрессии, вызывает гнев, иногда толкает на самоубийство. Оставлять человека в таком состоянии нельзя, слишком уж велика ответственность, в нашей истории библиотекарь предлагает читателю свою помощь. Садится вместе с ним в читальном зале, вместе с ним пишет реферат, советует, к каким книгам обратиться, объясняет, выслушивает, ищет оптимальное для читателя решение, при этом учитывает требования учительницы, мнение родителей читателя, стандарты оформления подобного рода работ, реакцию соседа по парте и плачевный опыт сдачи рефератов. Но и это ещё не конец.
Библиотекарь не только помогает подготовить реферат, но и активно участвует в подготовке выступления, и после того, как читатель сдал реферат и ответил у доски (торжественный и напряжённый для специалиста момент),он опять приходит к библиотекарю. Думаете, сдал? Для психолога будет чудом, если клиенту сразу удастся решить проблему. Настоящая проблема так быстро не решается. Как правило, клиенты говорят о неудачах, всплывают ранее неизвестные, мешающее клиенту факты. И всё по новой. До победного. И... вот он, результат! Наконец-то получается!
После всего этого титанического труда, проделанного библиотекарем, учитель скажет только: "Молодец Петя, сегодня получше". Он и знать не знает, сколько седых волос появилось на голове библиотекаря.
В реальности работа психолога ещё сложнее. Клиенты не всегда сами к нему приходят. Он часто должен выявлять проблемы ещё до того, как они стали очевидны. Например, увидеть, что некто связался с дурной компанией, – увидеть и вытащить. Психологу приходится преодолевать сопротивление клиента, пресекать попытки манипуляции, искать верный подход, установить доверительные отношения. Психолога не должен становиться "костылём" для своего клиента, он обязан научить его самостоятельно передвигаться. В тяжёлых случаях требуются совместные усилия психолога, библиотекаря, педагогов, родителей, социальных работников, и даже это не гарантирует положительных результатов.
Бывает, что на маленького ребёнка сваливаются совершенно не детские проблемы и ему надо помочь. Детей иногда приходится спасать от пьющих невменяемых родителей, от взрослых преступников, совершающих над детьми насилие. Сложно? Да.
Психолог работает не только с клиентом, но и с его окружением. Чем сложнее проблема, тем дольше и кропотливее работа. Главный принцип – "НЕ НАВРЕДИ". Работая с клиентом, легко задеть его чувства.
Как же психолог может доказать результативность своей работы? Вывесить на всеобщее обозрение красочный отчёт о том, как ему удалось просветить читателя относительно "Золотого ключика", да ещё с фотографиями? Клиент обидится, ведь его, по сути, выставили дураком. Доверительные отношения будут разорваны, большая работа пропадёт, к вашему психологу больше не пойдут. Мы надеемся, что наш пример помог получить примерное представление о специфике психологической деятельности убедиться: психолог – это не тот человек, который "непонятно чем занимается".
Психолог и повышение квалификации
Психолог-психотерапевт затрачивает колоссальную энергию, проживая с клиентом его жизнь. Если он не имеет достаточного опыта, то может «сгореть» на работе. Так как любой психолог отчасти психотерапевт, он всегда испытывает нагрузку, которая требует разрядки. Все психологи соглашаются с тем, что общение с коллегами помогает и морально, и профессионально. Психологи, как никто другой, способны понять своего коллегу, его затруднения, дать дельный совет, поделиться своим опытом, и уж конечно, каждый психолог нуждается в постоянном повышении собственной квалификации. Психология – молодая, динамично развивающаяся наука и уважающий себя психолог следит за всеми достижениями ведущих специалистов.
Сейчас можно направить специалиста на курсы повышения квалификации в ведущие ВУЗы Москвы. Для этого нужно выбрать ВУЗ, курсы и направить запрос в Московский комитет образования, который выдаст направление. От этого выиграет и библиотека.
Психолог и его рабочее место
Рабочее место психолога должно быть правильно организовано. Существует ряд требований к организации кабинета психолога. Мы коснёмся только самых основных, частности же необходимо обговорить со специалистом. Оборудование кабинета может варьироваться в зависимости от методов работы, практикующихся конкретным психологом.
Психологу-консультанту нужны: письменный стол и стул, два кресла (для индивидуальных консультаций) и журнальный столик (положительный интерьер тоже важен). Шкаф для книг. Сейф для хранения документации. Любая информация, полученная от клиента, является конфиденциальной, она не должна попасть в чужие руки. В крайнем случае подойдёт шкаф, который можно запереть на ключ, в кабинет не должны иметь доступ посторонние лица. Психолог обязан защищать личные тайны клиента, иначе к нему не будет доверия, а без доверия невозможно эффективно работать, поэтому к хранению документации нужно отнестись со всей серьёзностью.
Психологу, работающему с детьми, потребуются столы и стулья для занятий с детьми, шкафы для хранения инвентаря, свободное место для проведения тренингов (лучше всего – дополнительное помещение), в помещении для тренинговой работы желательно иметь ковёр. Необходимость в этом уточняется у психолога.
Кабинет не должен быть "проходным двором": спокойная обстановка располагает к доверительной атмосфере. Без этого сложно ожидать достоверных данных от диагностики, не получится результативной консультации, эффективной коррекционной работы. Многие психологи помещают на дверь кабинета надписи: "Просьба не входить, идёт тренинг". Защитите рабочее место психолога от вторжений.
Важно помнить о том, что современными психологами активно используется электронные диагностические методики, поэтому вашему специалисту потребуется компьютер и комплект диагностических методик. Компьютер нужен также и для оформления рекомендаций родителям, создания буклетов, брошюр и памяток.
Подведём итоги
Перед тем как брать психолога на работу, ответьте всего на два вопроса: для выполнения какой работы вам нужен психолог и какая психологическая квалификация и специализация наиболее отвечают вашим потребностям? Надеемся, что данный материал облегчит ваш труд и эти два вопроса уже не покажутся сложными, а психолог станет неотъемлемой частью коллектива вашей библиотеки.
С автором можно связаться: poctaq@yandex.ru
Автор рассказывает об особенностях работы психолога в библиотеке.
Библиотечная психология, профессия библиотекаря
The author tells about the features of the psychologist in the library.
Library psychology, the profession of librarian |