Итоги проведённого автором изучения
персональных и коллективных библиотечных
блогов.
Модным атрибутом современной библиотечной жизни стали блоги. При определенном подходе они могут приносить большую пользу участникам профессионального сообщества.
Для России библиотечные блоги – относительно новое явление, и библиография посвященных им источников пока невелика. Самые ранние работы – это, пожалуй, статьи Екатерины Ефимовой – одного из первых отечественных библиоблоггеров. В 2008 г. в США вышла книга о библиотечных блогах мира [1], для которой Е. Ефимова написала статью о библиоблогах России.
Много информации о них в Интернете, появляются статьи и в профессиональной периодике (см., например, [2]). Предлагаются различные варианты типизации блогов (см., например, обсуждение, которое инициировала Е.Ястребцева [3]). Достаточно близки к библиотечным оказываются блоги образовательной тематики. Огромное количество информации можно найти в Интернете и о ведении блогов в целом. С октября 2009 г. издается сетевой журнал "БлогоNews", публикующий материалы о создании и ведении блогов, новостях блогосферы.
Помимо обилия статей о ведении блогов существуют и обучающие программы: библиотекари, желающие вести блог, получают помощь и поддержку коллег. К примеру, в конце 2009 г. порталом "Кирилл и Мефодий" предложен дистанционный курс по созданию библиотечных блогов. "Цель курса – научить библиотекарей использовать блоги для решения образовательных и библиотечных задач, формирования открытой среды электронного обучения" [4]. В октябре-декабре 2009 г. проводилось дистанционное обучение школьных библиотекарей "Я учусь работать в блоге!". Авторы этого курса – Л. Рождественская и Е. Ястребцева [5].
За рубежом библиотечные блоги появились в 1998 г., у нас гораздо позже. Два года назад Е. Ефимова писала: "...о библиоблогосфере в России говорить еще рано" [6]. Как же обстоят дела сегодня?
В последние два года количество российских библиоблогов быстро росло. Осенью 2010 г. Л. М. Брюхова, библиотекарь из Новоуральска, инициировала перепись библиотечных блогов и в итоге создала список, в который вошли 317 блогов (на 10 ноября 2010 г.), в том числе 168 блогов школьных библиотек и библиотекарей – сегодня они оказались самыми активными блоггерами.
В 2010 г. мной проведено исследование библиотечных блогов; его цели: 1) показать, как разделение на интеллигентов и интеллектуалов проявляется в виртуальном библиотечном мире, а конкретно – в блогах библиотекарей; 2) узнать, какие ценности ближе библиотекарям-блоггерам – ценности интеллигентов или ценности интеллектуалов; 3) рассмотреть библиотечные блоги на предмет отражения в них профессиональных аспектов.
Согласно гипотезе, библиотекари-блоггеры в большинстве своем разделяют ценности интеллектуалов. Интеллигентность в данном случае понимается как «образованность + креативность + антимещанское этическое самоопределение» (по формуле А. В. Соколова [8]), а интеллектуальность – то же самое за вычетом "антимещанского самоопределения".
Основным методом исследования был контент-анализ, для которого использовались ценностные индикаторы, сформировавшиеся в процессе изучения ценностей библиотечных работников (они уже использовались при изучении библиотечной периодики в 2007 г. [9]):
для "определения" интеллигентности:
- Социализация.
- Патриотизм.
- Любовь к книге в целом.
- Экология, любовь к природе.
- Нравственность, гуманность.
- Профессиональная этика, культура общения.
- Сотрудничество, культура управления.
- Открытость, искренность, доверие.
- Преемственность поколений, консерватизм.
- Чувство прекрасного.
для "определения" интеллектуальности:
- Лидерство.
- Доступность информации, равный доступ.
- Упрощение процессов, результативность, прибыльность.
- Либерально-демократические ценности.
- Инновационность, творческий потенциал.
- Документированная информация, информационные ресурсы.
- Соответствие западным образцам, конкурентоспособность.
- Информационная поддержка, информационная культура личности.
- Правовая культура.
- Экономический прогресс.
Для проверки гипотезы проанализирован 21 блог: 11 коллективных и 10 персональных. За небольшими исключениями, рассматривались посты за 2009 г. и первое полугодие 2010 г.
Общие результаты: по персональным блогам – ценностные ориентации (ЦО) интеллигентов – 51%; ЦО интеллектуалов – 49%; по коллективным блогам – ЦО интеллигентов – 63%, ЦО интеллектуалов – 37%.
Среди персональных блогов ЦО интеллигентов немного преобладают. В коллективных блогах, напротив, – 7 из 11 имеют интеллигентскую направленность, поэтому перевес в ЦО уже довольно существенный. Интересно, что в "интеллектуалы" попали блоги, представляющие сообщества, не привязанные к конкретной библиотеке. Всем блогам отдельных библиотек более свойственны ЦО интеллигентов.
Рассмотрим более подробно отдельные блоги – вначале персональные, затем коллективные.
Персональные блоги интеллектуальной направленности. В эту категорию попали:
"Библиотечные штучки" (http://blog.shikate.ru) – Екатерина Шибаева, директор управления проектов и программ Центра библиотечных инновационных технологий РГБ; печатается в журнале "Библиотековедение";
"Заминированные заметки" (http://katerinamina.livejournal.com) – Екатерина Минаева из ЦГБ им. В. В. Маяковского (г. Курган) – автор сайта своей библиотеки, объясняет в блоге процесс его создания;
"Мысли вслух: Записки из библиотеки" (http://biblio_koshka.livejournal.com) – Марианна Поникаровская – работает в Научной библиотеке Уральского государственного университета (УрГУ) (Екатеринбург); публикуется в профессиональных изданиях, участвовала в семинаре по обмену опытом "Блоги библиотечных специалистов. Их настоящее и будущее" (2009);
"Мышь библиотечная" (http://rusu-library.blogspot.com) – Екатерина Ефимова, специалист Научной библиотеки УрГУ; ведет также блог "Информационная эвристика" для сопровождения одноименного курса для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей УрГУ в рамках проекта "Молодые – молодым" (Е. Ефимова – один из разработчиков этого проекта, получившего поддержку в конкурсе "Новая роль библиотек в образовании" Фонда Михаила Прохорова; один год работала в США по гранту);
"Рок-н-ролл в библиотеке" (http://rock-n-roll-v-biblioteke.blogspot.com) – Илья Сорокин, программист, заведующий отделом автоматизации в библиотеке Московского энергетического института; системный аналитик, разработчик АИБС и руководитель проектов в ЗАО "Компания ЛИБЭР".
В целом для названных блогов характерно, что их авторы пишут главным образом о технической и юридической сферах жизни библиотек. Показательно, что автор блога «Заминированные заметки» Екатерина Минаева в 2010 г. ушла из библиотеки. Как пишет она в своем блоге, главная причина увольнения – финансовый вопрос. Можно предположить, что он имеет принципиальное значение для библиотекарей-интеллектуалов: они либо находят возможность хорошо зарабатывать, либо переходят в иную сферу деятельности. (Интересно, что блог "Мысли вслух" содержит рекламу в своих постах, т.е. автор зарабатывает на своем блоге.)
Рассмотрим немного подробнее один из перечисленных блогов – "Мышь библиотечная", который считается самым первым библиотечным блогом в России. Блог создан в начале февраля 2007 г. При этом сначала автор вела его на английском языке, но через некоторое время решила сделать и русскую версию своего блога. Как пишет Е. Ефимова, "впоследствии оказалось, что поддерживать идентичный англоязычный блог сложно и бессмысленно. Поэтому все свои силы сейчас отдаю русской версии, так как, на мой взгляд, это гораздо нужнее и важнее. Темы, на которые я пишу, совершенно разные, но все они так или иначе связаны с библиотекой. Основные проблемы, которые меня интересуют в профессиональном плане – это создание и развитие виртуальной справочной службы в библиотеке и всевозможные технологии и инструменты library 2.0" [6]. В 2008 и 2009 гг. блог становился номинантом Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек как "Лучший интернет-проект".
Персональные блоги интеллигентской направленности. К ним можно отнести:
"Библиоледи" (http://biblio-lady.blogspot.com) – Анна Смагина, главный библиотекарь отдела комплектования библиотеки СПбГУКИ;
"БиблиОлеся-ГБЮ" (http://bibliolesja-gbu.blog.ru) – Олеся работает в отделе комплектования и обработки литературы Государственной библиотеки Югры.
"Библиотека. Филиал №7" (http://library-branch.livejournal.com) – ведет, в основном, Ирина Александровна Баженова, главный библиограф ЦГБДЮ Новоуральска;
"Дневник Библиотекаря": Заметки о работе Ульяновской библиотеки для слепых (http://uslb.livejournal.com) – Анастасия Владимировна Егорова, заведующая отделом;
"Лампа. Ночь. Библиотека" (http://kotbibliofil.blogspot.com) – Елена Смутнева, методист Областной детской библиотеки им. А. М. Горького в Новосибирске.
Интересно, что представленные авторы сообщают о себе меньше информации, чем блоггеры предыдущей группы. Можно сказать, что эти блоги объединяет следующее: здесь нет такой увлеченности технической стороной библиотечного дела, как мы видели выше; авторам зачастую свойственны сентиментальность, открытое проявление эмоций, желание поделиться впечатлениями от прочитанных книг; в то же время им в большей степени свойствен "читателецентризм" – они пишут о конкретных проблемах своих читателей. Есть блоги, которые содержат в основном только цитаты из книг, есть – с "читательской" направленностью, есть и такие, где названные аспекты сбалансированы.
В этом смысле удачный пример – блог "Лампа. Ночь. Библиотека": автор и делится впечатлениями о прочитанных книгах, и рассказывает о событиях библиотечной жизни, и рассуждает о возможностях общения в блогах. Интересная особенность – зачастую заголовки постов – цитаты из классических произведений или реминисценции, например, "Брожу ли я вдоль улиц шумных", "Все передумываю снова...". Елена Смутнева активно участвует в библиотечной жизни: "Весь этот год я по очереди примеряю на себя разные системы повышения квалификации. Семинары ШБЛ (Школы библиотечного лидера), наш дистанционный мастер-класс "Я учусь работать в блоге", ВЕК (Высшие библиотечные курсы при ГПНТБ СО РАН)".
Легко заметить, что каждый персональный блог, даже если об этом не заявлено, посвящен определенной теме – той, которая наиболее интересна автору. Это и информационные технологии, и виртуальное справочное обслуживание, и любимые книги, и книжная мебель, и др. До предела обобщив "генеральные линии" блогов, мы увидим, что основных тем две: "родная дочь" (информационные ресурсы) и своеобразная "падчерица" (книжность) той среды, в которой обе они обитают.
Кратко остановимся на коллективных блогах. Сначала – блоги "интеллектуалов", так как их всего 4 из 10 рассмотренных:
"Блог Библиотекаря" (http://schoolibrary-stranger.blogspot.com) – авторы: Librarian и Ваш библиотекарь;
Коллективный блог библиотекарей Свердловской области (http://bibl-ural.blogspot.com) – коллектив из 18 авторов;
"Новости библиотечного мира США на русском языке" (http://biblioru.livejournal.com) – создается Информационным центром Генерального консульства США в Екатеринбурге;
Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа (http://pobibl.rusedu.net ) – авторы: руководитель медиатеки "Ресурсного центра" (Новокуйбышевск) Е. В. Сирки, ведущий инженер-программист О. И. Подъяпольская и методист медиатеки Е. В. Сорокина.
Если рассматривать представленные блоги в целом, то их главный контент составляют методические рекомендации (во многом связанные с возможностями Интернета) библиотекарям, а также описания и анонсы мероприятий, в основном относящиеся не к конкретной библиотеке, а к библиотечному сообществу – как, кстати, и сами эти блоги.
Обратим внимание на блог "Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа", ставший в 2009 г. лауреатом Всероссийского конкурса образовательных блогов "БлогоРазумие". Поскольку необходимость ведения библиотечных блогов не для всех очевидна, нужно оговаривать, какие именно библиотечные блоги могут быть полезны, в данном случае блог несомненно полезен – это кладезь важной информации, а также возможность общения со специалистами; кроме того, он может рассматриваться и как каталог – в нем дается не только информация о чем-либо, но и перечни ссылок на интернет-источники; здесь представлен и сборник нормативных документов по библиотечному делу, и обзор профессиональной печати, и многое другое.
Коллективные блоги интеллигентской направленности можно разделить на две группы: блоги общественных организаций и отдельных библиотек.
Авторы блогов конкретных библиотек – это сотрудники разных отделов библиотеки, в наши список вошли и два блога общественных движений, один из которых также относится к конкретной библиотеке; другой блог ведет представитель РШБА.
Можно заметить, что блоги организаций в основном посвящены теоретическим вопросам, например, проблемам молодых библиотекарей. Блоги библиотек больше внимания уделяют практике – мероприятиям, общению с пользователями.
Были рассмотрены:
Блог библиотекарей ГУНЕ Красноярского края (http://kraevushka.livejournal.com);
Блог Библиотеки им. В. Г. Белинского, Екатеринбург (http://book.uraic.ru/blog);
Движение "Молодая Россия читает!" (http://rusla-yrr.blogspot.com);
Детская библиотека Малая Герценка, Екатеринбург (http://malaya-gercenka.livejournal.com);
Московская областная государственная детская библиотека (http://bibl-mobl.ru/blog);
Региональная общественная организация "Библиотечная инициатива молодых" (http://community.livejournal.com/bibinza);
ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва (http://community.livejournal.com/gaidarovka_news).
Особое место занимает Краевушка – блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (http://kraevushka.livejournal.com/profile). Этот блог можно назвать краеведческим: примерно треть постов рассказывают об истории и достопримечательностях Красноярского края, Сибири в целом; каждый пост – отдельная серьёзная статья. Больная тема для библиотекарей Краевушки – экология, ее бедственное состояние, например, в связи со строительством новых электростанций.
Для более полного анализа блогов был составлен рейтинг индикаторов:
- Документированная информация, информационные ресурсы;
- Сотрудничество, культура управления;
- Преемственность поколений, консерватизм;
- Упрощение процессов, результативность, прибыльность;
- Информационная поддержка, информационная культура личности;
- Любовь к книге в целом;
- Нравственность, гуманность;
- Чувство прекрасного;
- Открытость, искренность, доверие; социализация;
- Правовая культура;
- Инновационность, творческий потенциал;
- Экология;
- Профессиональная этика;
- Либерально-демократические ценности;
- Соответствие западным образцам, конкурентоспособность;
- Доступность информации, равный доступ;
- Патриотизм;
- Лидерство;
- Экономический прогресс.
В свете сказанного выше о блогах рейтинг выглядит несколько неожиданно. Первые пять позиций удивления не вызывают, но кажется странным, что в конце перечня оказались «Патриотизм» и «Доступность информации», которые, на первый взгляд, лидировали. К сожалению, в первую пятерку не попали "Любовь к книге в целом" и "Нравственность, гуманность", а "Экология" – даже в первую десятку.
Помимо анализа ценностной ориентации блоггеров проведен анализ профессиональных характеристик. Для этого была составлена модель "идеального библиотекаря", причем внимание обращалось только на профессиональные качества.
Модель получена в результате анализа работ признанного знатока профессии – Э. Р. Сукиасяна; в неё вошли следующие характеристики:
постоянное самообразование;
знание истории своей профессии, ее важнейших представителей;
коммуникативная культура;
технические умения и осведомленность;
способность логически и ассоциативно мыслить;
знание психологии и педагогики;
активное участие в жизни профессионального сообщества (в том числе посещение других библиотек, общение с коллегами);
"читателецентризм" (в том числе "активная заинтересованность" мнением читателей), демократичность;
бескорыстие (автор горячо осуждает стремление "наживаться" на читателях).
Библиотекарь должен быть восприимчив к опыту и зарубежных коллег, не говоря о библиотечном опыте своей страны: профессиональное сознание не должно быть ограничено "проблемами микроколлектива"; это относится и к электронным ресурсам: приходится выходить на мировые информационные базы данных, а это значит – уметь с ними работать, знать их "инструментарий" (см., например, [10]).
Библиотекарь, согласно Э. Р. Сукиасяну, также должен разделять моральные ценности своей профессии, но этот вопрос во многом рассмотрен выше, а здесь затронут только с точки зрения бескорыстия по отношению к читателю.
В результате получился следующий перечень профессиональных характеристик:
- История профессии;
- Самообразование;
- Коммуникативная культура;
- Технические знания и умения;
- Способность логически и ассоциативно мыслить;
- Знание психологии и педагогики;
- Демократичность;
- "Читателецентризм";
- Сотрудничество с зарубежными коллегами;
- Участие в жизни профессионального сообщества;
- Восприимчивость к опыту коллег, в том числе знание мировых информационных баз данных;
- Разделение моральных ценностей своей профессии: бескорыстие, альтруизм.
Библиотекарям, ведущим блог, могут быть свойственны все эти качества, но в данном случае рассматривалось именно их отражение в блоге, что оценивалось по трехбалльной шкале. И в результате характеристики распределились следующим образом:
- Участие в жизни профессионального сообщества;
- Технические знания и умения;
- Разделение моральных ценностей своей профессии: бескорыстие, альтруизм;
- Самообразование;
- "Читателецентризм";
- Сотрудничество с зарубежными коллегами;
- Знание психологии и педагогики;
- Способность логически и ассоциативно мыслить;
- Демократичность; История профессии;
- Коммуникативная культура;
- Восприимчивость к опыту коллег, в том числе знание мировых информационных баз данных.
При этом следует отметить, что, скажем, история профессии сама по себе в блогах отражена мало, но во многих случаях это компенсируется описанием исторических фактов из жизни родной библиотеки. Первые два пункта вполне закономерны: библиоблоги для исследования отбирались почти год назад (весной 2010 г.) – тогда их вели еще только наиболее активные и технически "продвинутые" библиотекари. С тех пор количество библиотечных блогов существенно увеличилось.
Бескорыстие и альтруизм подтверждают сказанное выше о ценностной ориентации блоггеров. Знание психологии и педагогики сильнее проявляется в блогах детских библиотекарей. Иногда авторы упоминают о своем высшем педагогическом или психологическом образовании. Под пунктом "Способность логически и ассоциативно мыслить" понималось наличие в блоге аналитических, вдумчивых статей.
В зависимости от набранных баллов в первую десятку рассмотренных блогов вошли:
- "Мышь Библиотечная"; "Лампа Ночь Библиотека";
- "Новости библиотечного мира США";
- "Дневник Библиотекаря" (Ульяновская библиотека для слепых); "Заминированные Заметки";
- "ЦГДБ им. А. П. Гайдара";
- "Блог Библиотеки им. В. Г. Белинского"; "Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа";
- "Библиотечная инициатива молодых"; "Блог библиотекаря (школьного)"; "Рок-н-ролл в библиотеке".
Так каковы же выводы из этого исследования?
- Гипотеза, в целом, не подтвердилась. Оказалось, что библиотекари блоггеры в большинстве своем разделяют ценности интеллигентов.
В персональных блогах ценности интеллигентов и интеллектуалов разделяются примерно поровну. В коллективных блогах преобладают ценности интеллигентов, особенно в блогах отдельных библиотек.
- Несмотря на повсеместное внедрение в библиотеках информационных технологий и старание библиотекарей соответствовать "духу времени", только 2 блога из 21 полностью посвящены ценностям автоматизации: "Рок-н-ролл в библиотеке" и "Новости библиотечного мира США".
- Рейтинг профессиональных характеристик, отраженных в библиотечных блогах, показал, что библиоблоги ведут библиотекари, стремящиеся к активному участию в жизни профессионального сообщества, обладающие соответствующими техническими умениями и разделяющие моральные ценности своей профессии, такие, как бескорыстие и альтруизм (что соответствует п. 1).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- LibWorld: Library blogging worldwide / Edited by Christian Hauschke, Sarah Lohre, & Nadine Ullmann. – Dortmund – Dusseldorf – Hannover, 2008. – 198 p.
- Шишкин Ю. В. Технологии Web 2.0 как инструмент формирования современного имиджа библиотеки // Библиотековедение. – 2010. – № 1. – С. 45-50.
- Обсудим? – Как можно классифицировать библиотечные блоги? – Режим доступа: http://friendfeed.com/biblio-media/9faeb8ff.
- Олефир С. Стать информационным лидером: Школьная библиотека в веб-пространстве // Библиотечное дело. – 2010. – № 19. – С. 39.
- Рождественская Л. "Хочу шагать в ногу со временем!" // Школьная библиотека. – 2010. – № 1. – С. 22.
- Ефимова Е. Обзор российских библиотечных блогов для Infobib. – Режим доступа: http://rusu-library.blogspot.com/2008/12/blog-post_25.html .
- Брюхова Л. М. Перепись библиотечных блогов: записки переписчицы. – Режим доступа: http://myblogluba.blogspot.com/2010/11/blog-post_25.html .
- Соколов А. В. Формула интеллигентности // Петербургская библиотечная школа. – 2004. – №2 – С. 3-12.
- Виноградова В. А. Интеллигенты и интеллектуалы на страницах библиотечной периодики // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 8. – С. 18-22.
- Сукиасян Э. Р. Идеальная система и реальные возможности подготовки кадров // Библиотековедение. – 1995. – № 3. – С. 98-102; Он же. Мы – библиотекари! Размышления о нашей профессии, а также о специальностях, должностях и функциях // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 8. – Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2009&num=8&art=6 ; Стать профессионалом: советы библиотекарей // Профи-time. – 2008. – № 6. – Режим доступа: http://libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=2226.
|