Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

Стимулирование инновационной деятельности методами профессионального обучения: осмысление опыта

/ Т. В. Кройтор // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 7. – С. 52 – 58.


Рассмотрены мероприятия,

направленные на повышение квалификации

сотрудников библиотек Мурманской области. 

 

  Инновационная деятельность – ключевой фактор успешного развития общества. Разработка и внедрение инноваций зависят от состояния и использования интеллектуальных и информационных ресурсов. Здесь существенную поддержку специалисту может оказать грамотно построенная система повышения квалификации. Поскольку знания сегодня быстро те­ряют свою актуальность, ведущей чертой образования становится его опережающая направленность с акцентом на формирование таких умений и навыков, которые позволяют специалисту самостоятельно осваивать новые достижения и внедрять их в повседневную практику.

  Основываясь на этом теоретическом посыле, делаю вывод, что одна из ведущих целей профессионального развития специалистов – формирование инновационной компетентности, которая складывается из знаний основ научной мысли, осознания доминирующих тенденций развития общества в целом и библиотечной отрасли в частности, мотивационного стремления специалистов творчески реализоваться в профессии, а также наработки необходимых для инновационной деятельности умений и навыков.

  Тактика обучения базируется на передовых образовательных технологиях: организационно-деятельностных методах, развивающих мыслетехнические, коммуникационные, рефлексивные способности; дистанционных формах обучения, стимулирующих самообразование и повышающих самоорганизацию; методиках интенсивной активизации творческой деятельности, способствующих усвоению знаний, развитию творческой потенции и формированию умений. Такими методами достигается не простое усвоение учебной информации, а изменение способа мыслительной деятельности. Эти аспекты особенно важны для профессионального образования в случае его инновационной направленности.

  Изложенные принципы легли в основу направленных на инновационное развитие библиотечных коллективов мероприятий, проводимых научно-методическим отделом Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки (МГОУНБ).

  В крае реализуется ведомственная целевая программа "Культура Мурманской области", рассчитанная на 2010-2012 гг. Раздел программы, посвященный повышению квалификации кадров, включает цикл зональных обучающих семинаров МГОУНБ по библиотечной инноватике для специалистов муниципальных библиотек. В рамках цикла каждый программный год на базе различных библиотечных систем пройдёт по 3 обучающих семинара.

  В 2010 г. семинары носили установочный характер. Первый из них прошёл в библиотеке "Эрудит" ЦБС Оленегорска. Он собрал специалистов муниципальных библиотечных систем центральной части Мурманской области. Программа мероприятия состояла из трёх этапов, по мере прохождения которых участники задействовали различные виды мышления: теоре­тическое, практическое, образное. Таким способом достигалось формирование комплекса знаний, навыков и мотивов, необходимого для развития творческого подхода к профессиональной деятельности.

  Официально-теоретическая часть семинара включала лекции руководителей и организаторов, затем состоялся "круглый стол", на котором специалисты представили инновационную деятельность своих библиотечных систем и поделились опытом, знаниями, сомнениями. Завершающий этап семинара – тренинг "Есть идея!", основная задача которого – приобретение участниками навыков индивидуального и группового генерирования идей. Подробная информация и фотоотчёт о семинаре представлены на сайте МГОУНБ (www.mgounb.ru) в разделе "Коллегам" под рубрикой "Система повышения квалификации".

  В ноябре и декабре 2010 г. подобные мероприятия проведены для библиотечных систем северного и южного сегмента Кольского полуострова.

  Семинары 2011г. направлены на развитие творческого потенциала библиотечных коллективов. Участники получат рекомендации по организации системы инновационного менеджмента, узнают о методах достижения синергии, познакомятся с основами библиотечного лидерства, освоят приёмы эффективного самоменеджмента и самоанализа.

  2012 г. будет посвящён инновационным библиотечным проектам, а обучающие семинары послужат основой для разработки и внедрения их в практику. Своеобразным итогом станет областной конкурс инновационных проектов, который представит работу библиотечных систем по этому направлению и позволит дать ей заслуженную оценку.

  Обучая специалистов муниципальных библиотечных систем, работники МГОУНБ сами должны соответствовать современным требованиям общества. В связи с этим организована "Школа профессионального мастерства специалистов МГОУНБ". Она направлена на стимулирование творческого самосовершенствования библиотекарей и представляет собой комплекс тренингов, мастер-классов и деловых игр по актуальным профессиональным проблемам.

  Развитие специалистов малоэффективно, если оно проходит эпизодически. Системность и регулярность процесса обеспечивают активная включённость в него методических служб и постоянная возможность самообразования, что реализуется с помощью мероприятий для методистов области и дистанционных форм обучения.

  Инновацией, отвечающей этим задачам, стал виртуальный семинар "Молодой специалист в библиотечном пространстве: успехи и проблемы интеграции", открытый в конце 2009 г. на сайте МГОУНБ (раздел "Коллегам", рубрика "Система повышения квалификации"). Его структура и со­держание отражают проблемные аспекты заявленной темы и рассчитаны на активную позицию участников. Семинар состоит из двух секций: секции руководителей, которая нацелена на помощь в организации работы с молодыми специалистами, и секции молодых библиотекарей – своеобразной площадки для самопрезентации. Кроме того, на страницах семинара можно принять участие в обсуждении актуальных проблем, заполнить анкету, провести собственные обучающие мероприятия и др. Стать участником виртуального семинара может любой желающий.

  Дистанционное обучение будет развиваться – сегодня это очевидно. Научно-методическим отделом МГОУНБ создан виртуальный банк консультаций специалистов областной библиотеки, доступный всем методистам Мурманской области; готовится виртуальный мастер-класс; планируется расширение обмена документами и информационными материалами между муниципальными библиотечными системами на сайте МГОУНБ.

  Систематической актуализацией и развитием направления профессиональной инноватики занимается творческая лаборатория "Современные тенденции инновационной активности библиотек", которая действует с 2009 г. в рамках областных методических семинаров и включает деловые игры, профессиональные дискуссии, презентации, виртуальные экскурсии и, конечно, инновационные формы. Примером такой инновации может служить тест-драйв, проведённый на областном совещании-семинаре весной 2010 г. (подробнее см. сайт МГОУНБ, раздел "Коллегам", рубрика "Наши издания", БИБ № 23). Цель его проведения – оценка текущего состояния инновационной деятельности. в библиотечных организациях области. В соответствии с тематической направленностью тест-драйв получил название "Инновации-2009".

  Именно освещаемая тема и стоящие перед организаторами задачи подсказали форму их реализации. Тест (англ. test – проба, испытание, исследование) предполагает активную мыслительную деятельность при ответах на вопросы. Наш тест проходил в устной форме, участники создавали презентации. Драйв, обеспечивающий выплеск творческой энергии и мак­симальную включённость в работу присутствующих (англ. drive – энергия, побуждение, стимул, движение, гонка), достигался за счёт лимита времени и отсутствия предварительной подготовки. Перечисленные факторы позволяют получить желаемый эффект: благодаря инерционным и рефлексивным процессам, участники стремятся к развитию деятельности по актуали­зированному направлению.

  Подготовка вопросов теста (см. Приложение) основывалась на предварительном всестороннем анализе инновационной деятельности муниципальных библиотечных систем области по отчётным документам за 2009 г. Состав вопросов определялся выявленными недочётами, наработками и наметившимися тенденциями в области библиотечной инноватики Мурманска.

  Необходимо отметить, что несмотря на некоторое сходство с отдельными традиционно используемыми формами профессионального общения (семинар, "круглый стол", дискуссия) тест-драйв – это инновация, так как, в отличие от семинара, не ставит перед собой обучающих задач (хотя и не исключает наличие отдельных методических рекомендаций, консультаций, научных обобщений и тезисов); в отличие от "круглого стола" и дискуссии – не содержит противоборствующих мнений, в отличие от всех упомянутых форм – не предполагает предварительной подготовки участников, не обладает проблемной направленностью и жёстко ограничен во времени. Тест – драйв нацелен исключительно на диагностику системы в процессе интенсивной, целенаправленной совместной деятельности её участников.

  Ответы методистов показали высокий уровень включённости в инновационную деятельность своих систем. Некоторые из них смогли провести краткие презентации своих инновационных мероприятий. При этом основное условие выступления – ограничение тремя минутами – не отразилось на качестве преподносимой информации. Практически всеми библиотечными организациями запланированы мероприятия, направленные на развитие инновационной деятельности, что обусловлено осознанием методистами актуальности этого направления.

  Тест выявил, что характерная черта библиотечных инноваций в 2009 г. – маркетинговая направленность, нацеленность на актуализацию и рекламу библиотечных услуг, привлечение потенциальных пользователей. Одной из особенностей инновационной деятельности библиотек можно считать осторожность. В силу консервативности профессии библиотекари практически не внедряют кардинальные системные инновации, ограничиваясь малозначительными изменениями традиционных форм работы или выходом на новую аудиторию. В целом это характерно и для всего библиотечного сообщества.

  Инновационная деятельность мурманских библиотек, как показал тест-драйв, к сожалению, слабо освещается в отчётных документах и профессиональных изданиях. В большинстве случаев о нововведениях сообщали лишь муниципальные газеты. Между тем именно фиксация своих наработок и признание их профессиональным сообществом считаются коренными факторами инноваций.

  Какие критерии описания инновации наши методисты считают обязательными? Во-первых – новизна, во-вторых – эффективность. Причём, обсуждая этот аспект, специалисты подчеркнули, что эмоциональный подъём пользователей также может служить качественным показателем успешности мероприятия, поскольку он становится мотивом последующих обращений в библиотеку и распространения позитивной информации о её мероприятиях, т.е. в конечном счете способствует улучшению имиджа библиотеки среди местного населения. Важно, по мнению методистов, и краткое обозначение технологических особенностей инновационного процесса. Желательно, чтобы их сопровождали методические рекомендации. И последнее, на что обратили внимание тестируемые, – это объем материала: напряжённость, присущая профессиональной деятельности, ограничивает время на обработку поступающей информации, поэтому публикации должны быть менее объёмные, но более информативные.

  В заключение тест-драйва были определены "точки роста". Они не вызвали удивления и в целом характерны для большинства предприятий и учреждений. Основной проблемой названа неблагоприятная ситуация с персоналом библиотек: недостаток молодых специалистов – с одной стороны, консервативность и пассивность опытных – с другой. Кадровый ресурс – это основа любой творческой деятельности, поэтому для достижения стабильного успеха организации требуется систематическая работа по повышению инновационной культуры специалистов.

  Другая проблема на пути инновационного развития – неравноценное техническое обеспечение: компьютеры, каналы связи, трафик. Скорость Интернета в ряде муниципальных библиотечных систем недостаточна для эффективной работы с его ресурсами. Эти факторы сужают информационную основу профессионального роста библиотекарей, лишают библиотеки возможности совершенствовать и расширять свои услуги.

  Однако методисты единодушно согласились с тем, что названные проблемы решаемы, и серьёзные шаги в этом направлении уже предприняты. Долгосрочная целевая программа "Проведение административной реформы в Мурманской области" (2009-2011 гг.) включает проект "Создание центров общественного доступа к информационным ресурсам исполни­тельных органов государственной власти Мурманской области (ЦОД) на базе публичных библиотек". В ходе реализации программы практически все библиотеки области получат комплект компьютерной техники и выход в Интернет. Результатом модернизации станет расширение возможностей специалистов в сфере инновационной деятельности.

  Итог проведения тест-драйва – созданное самими участниками комплексное представление о состоянии инновационной деятельности в библиотеках Мурманской области. Каждый специалист индивидуально, не озвучивая результатов анализа, оценил инновационную составляющую своей системы, её уровень и недостатки, что позволит в будущем грамотно и сис­темно подойти к работе по этому направлению на своём рабочем месте.

Мир меняется, вместе с ним меняемся и мы, и требования к деятельности наших учреждений. Сформировав инновационную компетентность у наших коллег, мы сделаем их профессиональную жизнь легче, интереснее, плодотворнее. А значит, сделаем и наши библиотеки радостнее и нужнее.

 

Тест-драйв "Инновации-2009"

(время проведения – 45 мин.)

  1. У кого в муниципальной библиотечной системе внедряются инновации? Предлагаем представить опыт. Регламент на выступление – максимум 3 минуты.
  2. В отчётах чьих муниципальных библиотечных систем указаны инновационные формы, внедрённые в практику в 2009 г.?
  3. Где описан ваш опыт внедрения новой формы работы?
  4. Какие аспекты с вашей точки зрения необходимо освещать, представляя инновацию?
  5. У кого в библиотечной системе запланированы мероприятия, развивающие инновационную деятельность? Какие?
  6. Что мешает вашей библиотечной системе внедрять новые разработки в практику? Можно ли это исправить?
  7. Какой из библиотечных систем необходима помощь в инновационном развитии?

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Большой словарь иностранных слов : более 24 ООО слов / [сост. А. Ю. Москвин]. – Москва : Центрполиграф ; Полюс, 2001. – 815 с.
  2. Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек : [виды библ. инноваций, инновац. политика, реализация инновац. процесса в б-ке, упр. библ. инновациями, создание инновац. климата в б-ке : учеб. пособие] / Е. Ю. Качанова ; Хабар, гос. ин-т искусств и культуры. – С.-Петербург : Профессия, 2007. – 335 с. : ил., табл.
  3. Кузык Б. И. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. – 2-е изд., доп. – Москва : Экономика, 2005. – 618, [1] с. : ил.
  4. Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 360 с. : ил.
© НВП "Армпроект", 2002-2021