Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

Забытые традиции возрождаются

/ В. Губина // Библиополе. – 2011. – № 12. – С. 46 – 48.


  Все мы знаем, что в XIX в. семейное чтение в России было традицией, увы, потерянной в XX столетии. Проблема падения интереса к чтению, глубоко волнующая всех, в том числе и нас, библиотекарей, заставила вспомнить о забытых обычаях.

  Пожалуй, не открою секрета, если скажу о том, как важно, если в библиотеку ребёнок приходит вместе с родителями, вместе с ними выбирает, а потом и читает книги.

  Семьи, с которыми мы работаем, – различного социального положения: многодетные и неполные; имеющие детей-инвалидов; вновь создаваемые молодыми. Чтобы по-настоящему заинтересовать, привлечь, привить интерес и любовь к чтению, мы стараемся в общении с ними использовать самые разнообразные формы.

  В последнее время большую популярность у читателей завоевали семейные летние чтения. Они стали настоящим праздником для сельской детворы и родителей. Как правило, в это время все наши мероприятия проходят вне стен учреждения. На летней площадке и в беседке, расположенных рядом с библиотекой, мамы и их ребятишки активно участвуют в наших викторинах и путешествиях, различных конкурсах, литера­турных экскурсиях, театрализованных представлениях: "Библиотека на лужайке", "Литературная аптека", "Быть здоровым – это модно", "Всё по этикету", "Русский народ и его обычаи", "Не дать заснуть своей душе" и др. Здесь проявляются все знания и умения посетителей, их ловкость и смекалка, раскрываются творческие таланты.

  Перевоплощаясь в театрализованных представлениях в различные образы, юные читатели чувствуют себя настоящими актёрами. Одним из таковых в день закрытия семейных летних чтений стал спектакль "В тридесятом царстве". Совместно с родителями библиотекари шили костюмы, изготавливали декорации. Отличительной особенностью праздника стало то, что его организовали дети для своих родителей. Каждая их роль была сыграна от души, с большим энтузиазмом. Все радовались друг за друга – родители в зале за детей, дети на сцене – за родителей. Помимо того что театральные игры побуждают "актёров" к интенсивному творческому чтению, а оно, в свою очередь – к духовному развитию их участников, такие праздники способствуют ещё и укреплению семьи.

  Максимум внимания стараемся дать детям-инвалидам, делая всё возможное для того, чтобы и они у нас не чувствовали себя одинокими, – вовлекаем и их в наши мероприятия. Например, во время летних каникул мы организовали для них летнюю семейную игротеку, где проводили литературные конкурсы, викторины, игры, заочные литературные экскурсии, громкие чтения популярных детских книг: произведений о Гарри Поттере, книг В. Ивановой, И. Гофф и др. Действовала при этом библиотечная фильмотека (просмотр видеофильмов). С помощью такой игротеки мы стараемся прививать и этим детям интерес к книге.

  Обсуждение прочитанного – ещё одна из забытых, но в последнее время активно возрождаемых форм нашей работы. Читающие семьи по прошествии какого-либо мероприятия получают от нас домашнее задание прочесть, а затем и обсудить предложенное им произведение.

  В качестве примера хочу привести одно из таких домашних заданий – прочтение рассказа В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Обсуждение этого рассказа выявило различные мнения о нём. Одни подростки сочли его неактуальным в наши дни, другие же, напротив, согласились, что произведение по-прежнему злободневно – сегодня нам особенно не хватает красоты души. Главный итог встречи – рассказ В. Астафьева никого не оставил равнодушным, подрастающее поколение сделало для себя вывод, что силой добра, помогая и прощая, можно победить многие беды.

  Общение с родителями – важная составляющая нашей работы. Большую популярность завоевал День родителей. В этот день мы организуем экскурсию по нашим залам под названием "3дравствуй, наш читатель!", проводим обзоры детских книг и периодических изданий, литературы о руководстве чтением, беседы о путях взаимосвязи библиотеки и семьи, организуем выступления мам или пап, в которых они делятся опытом приобщения к чтению своих детей, а также мини-лектории "Читайте сами, читайте вместе с ребёнком!".

  Поскольку библиотека имеет выход во Всемирную сеть, у нас есть возможность знакомить родителей с интернет-ресурсами, к которым они могут обратиться за интересующей их информацией: о воспитании детей, об отношениях между ними и их родителями, о том, как заразить ребёнка чтением, как обезопасить его при работе в Интернете, и о многом другом. Вот некоторые адреса сайтов: Детская психология. Воспитание детей: http://www.sun-hands.ru/17deti.html; Заражение чтением: http://www.kidread.ru/deti/42.

  Большой популярностью у читающих семей пользуется и любительское объединение "Моя семья". Благодаря тесному сотрудничеству с родителями в биб­лиотеке создан особый микроклимат, в ней царят тепло и домашний уют Мамы и папы вместе с детьми учатся через книгу и чтение познавать окружающий мир, узнавать о прошлом своих предков, сопереживать, помогать ближнему. За годы деятельности в объединения, которому в 2010 г исполнилось 15 лет, значительно вырос уровень читательской культуры.

  Традиционным стало проведение семейных вечеров и праздников, встреч в литературной гостиной, обсуждение книг: "Вместе не страшны и тучи", "Искусство быть родителями", "Любовь и понимание – семейного счастья слагаемые", "Мир всем детям на планете" и др.

  Так, в День семьи, любви и верности (День Петра и Февронии) состоялась литературная гостиная "Любовь не ведает преград". В ней собрались не только моло­дые семьи, но и семьи, отметившие золотой юбилей. Они делились опытом подчас непростой, но в то же время счастливой жизни. Для всех звучали любимые стихи и песни.

  Одно из заседаний объединения было посвящено теме отцов и детей – "Отцы и дети в современном мире". Оно затронуло извечную проблему непонимания между разными поколениями.

  В дискуссии приняли участие четыре семьи, в которых воспитываются подростки. Целью данной встречи было помочь и детям, и родителям научиться избегать конфликтных ситуаций в общении друг с другом. Участники обсудили такие темы, как: "Роль семьи в развитии ребёнка", "По каким вопросам между старшим и новым поколениями возникают разногласия? Как их решить, минуя конфликт? " и др. Были также обсуждены две статьи: "Диалоги о морали" Фридриха Второго и "Привет, шнурки! О "предках" без "базара" (из журнала "Лицейское гимназическое образование", № 6-7, 2003 г.).

  С Фридрихом Вторым были согласны во многих вопросах не только взрослые, но и некоторые подростки, несмотря на то что автор сопоставляет добродетели с дво­рянскими устоями XVIII в., основная из которых – любовь к Отечеству и уважение к заслугам предков.

  Статья "Привет, шнурки! О "предках" без "базара" вызвала много эмоций как у детей, так и у взрослых. Были высказаны мнения ребят о том, как достичь взаимопонимания с родителями, как научиться общаться без нервотрёпок и криков. Например, Женя Капустин говорил о том, что "некоторые родители считают, что их главный долг состоит в том, чтобы одеть, накормить, дать им карманные деньги. Я думаю, что более важными будут их советы, умение выслушать сына или дочь и вник­нуть в их проблему, но не решать за них все вопросы". Итогом дискуссии стал совместно разработанный и принятый "Свод законов отцов и детей", некоторые правила из которого звучат так: умение любить, умение слушать, умение понять, умение прощать, умение уважать всех членов семьи.

  Ведя работу с семьями, нельзя забывать о краеведении, которому мы также уделяем большое внимание. Наше село, а ранее селение Стрелецкое, возникло в далёком XVII в., почти одновременно со строительством сторожевого города-крепости Карпова (1646 г). Город давно канул в историю, оставив после себя лишь холмистую местность да щит с надписью, что "в 1646 году на этом месте был основан город-крепость Карпов".

  Однако селение Стрелецкое сохранилось, сохранилась и память о стрельцах, казаках, пушкарях, драгунах, которые когда-то населяли Карпов. Дети нашего села и их родители с большим интересом и удовольствием изучают историю края и своих предков, ходят в походы по историческим местам, занимаются составлением генеалогических древ. А наличие краеведческой комнаты в библиотеке, где представлены предметы быта давних лет, способствует непосредственному знакомству и изучению народной культуры прошлого.

  Сегодня библиотека для многих семей стала вторым домом, где они могут пообщаться в непринуждённой обстановке, получить умный совет из книги и от друга-библиотекаря, с пользой провести время.

  Работа с семьёй у нас продолжается: нарабатываются новые формы общения, расширяются сферы сотрудничества с заинтересованными учреждениями и организациями, увеличивается число читающих семей. Роль книги и библиотеки в формировании ребёнка поистине велика и незаменима.

© НВП "Армпроект", 2002-2021