Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

Как сделать нашу работу значимой для пользователя

/ Н. Екимова // Библиополе. – 2011. – № 12. – С. 2 – 6.


  Создание комфортного информационного пространства для удалённых пользователей Челябинская областная юношеская библиотека связывает с возможностями два-нольных (2.0) технологий.

  Впервые понятие web-2.0 появилось осенью 2005 г. и принадлежит стороннику движений за свободное программное обеспечение Тиму О'Рейлли из США, автору статьи "What Is Web 2.0" (её перевод можно найти в журнале "Компьютер" – http://www.computerra.ru/think/23410).

  Особенностью web-2.0 является привлечение пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Это означает создание на базе Интернета web-приложений, успех которых зависит от того, насколько пользователи участвуют в их наполнении содержанием. Главная роль в web-2.0 отводится человеку, а не технологиям. Основные принципы web-2.0 – коллективизм, кооперация, открытость, доступность, интерактивность.

  Термин "Библиотека-2.0" появился немногим позже, чем web-2.0. Предложил его Майкл Кесси, ІТ-директор публичной библиотеки округа Гвиннетт (Gwinnett County Public Library) в Атланте в своём блоге "Library Crunch" для определения библиотек, которые не только используют технологии web-2.0, но и помогают читателю стать партнёром в развитии биб­лиотечных сервисов.

  Основная концепция Библиотеки-2.0 – это место, где посетители могут получить желаемое (а не то, что, по мнению библиотекарей, является таковым), где они не только получают информацию, но и создают её сами. То есть пользователь становится активным участником библиотечного процесса (http://www.elibconsult.ru/page.jsp?pk=node_1273044288930).

  Существуют два различных понимания концепции Библиотеки-2.0. В узком понимании сущность такой библиотеки заключается в использовании её сотрудниками инструментов web-2.0 (блоги, вики, социальные сети и т. д.) – сервисов, позволяющих легко создавать, изменять и публиковать контент любого рода (текст, видео, аудио), собирать и объединять его. с помощью этих сервисов пользователи могут устанавливать отношения, общаться, сотрудничать друг с другом. Применение технологий web-2.0 в библиотеках может способствовать созданию концептуально других сайтов, баз данных, электронных каталогов и т. п.

  В более широком понимании Библиотека-2.0 представляет собой совершенно новую философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Это означает, что пространство вашего учреждения (реальное или виртуальное) становится более интерактивным, единым, отвечающим потребностям сообщества.

  Оба эти мнения имеют право на существование. Основная идея – сделать библиотеку зна­чимой для читателей, чтобы они постоянно возвращались в неё, потому что она соответствует их желаниям и потребностям в повседневной жизни.

  Можно назвать массу примеров активного использования в библиотеках возможностей технологий 2.0 и оказания услуг читателям в соответствии с изменением модели поведения нового поколения пользователей, для которого web – это не только источник информации, но и место общения, сотрудничества и самовыражения. Это заставляет наиболее продвинутых коллег искать инновационные подходы к обслуживанию абонентов и предоставлять им услуги методами, удобными для них.

  Ещё несколько лет назад, например, было трудно представить, что читатель, не присутствуя физически в библиотеке, может совершать по ней экскурсии, знакомиться с фондами, удалёнными ресурсами, доступ к которым она предоставляет, и т. д. Теперь со­временные технологии позволяют придать любой продукции и услугам новое качество.

  Самым характерным примером таких новых потребительских качеств продукции библиотеки являются поисковые и сервисные возможности электронного каталога на её фонд.

  У нас подобный каталог ведётся с 1996 г (его объём на 01.01.2011 составляет 204,6 тыс. записей). С 2009 г ЭК выставлен на сайте ЧОЮБ. Сегодня удалённые пользователи в состоянии не только уточнить там наличие издания; они могут сделать предварительный заказ литературы с возможностью выбора места получения (абонемент или читальный зал).

  Для заказа книг, а в перспективе для доступа к другим функциям ЭК, читатель должен пройти однократную авторизацию. После её прохождения и осуществления поиска книги он получает кроме данных об изданиях ещё и кнопку (ссылку) "Заказать". Нажав на неё, читатель перенаправляется на страницу заказа, где может указать некоторые его параметры (особенности) (заглянуть в свой "Формуляр" и свои "Заказы").

  В ближайшей перспективе пользователь сам сможет в удалённом режиме продлить срок возврата литературы, самостоятельно оформить читательский билет или формуляр, получить персонифицированную информацию.

  Всё это представляет собой простейший прототип библиотечной сети (по аналогии с социальными сетями и рекомендательными сервисами), где у каждого читателя существует личный "профиль" (личная страничка), которую он наполняет информацией в соответствии со своими потребностями Алгоритм работы с удалёнными пользователями в нашей библиотеке опробован на абонементе.

  Электронный каталог состоит в основном из библиографических БД. Создать базу данных полных текстов документов, наполнить существующие БД полнотекстовыми документами, не нарушая закона об авторском праве, – давняя мечта библиотекарей и читателей.

  Так, например, полные тексты изданий библиотеки выставлялись на её сайте с момента его создания, но поиск конкретного документа был ограничен. БД "Издания библиотеки" (1998-2010 гг.) позволяет вести поиск по ключевым словам, заглавиям, году выпуска. По принятым в библиотеке правилам в базу данных были введены библиографические описания (БО) на каждое издание, к БО были прикреплены гиперссылки на внешний объект (адрес полного текста документа, хранящегося на файловом сервере ЧОЮБ).

  В БД "Краеведение" к уже существующим библиографическим записям по аналогии с предыдущей работой прикреплялись ссылки на адрес конкретной статьи из газеты "Челябинский рабочий", архивы которой хранятся на сайте холдинга "ЧР-менеджер" (http://www.chrab.chel.Su/archive/archive.php).

  Следующий шаг в использовании библиотекой возможностей дванольных технологий – создание совместными усилиями добровольцев сетевых проектов, когда их соавтором может стать любой желающий. В качестве инструмента такого творчества может рассматриваться технология вики (wiki), предназначенная для того, чтобы облегчить редактирование одного текста максимальному количеству людей.

  Такое прямое участие пользователей в общем деле – например, в создании ресурсов крае­ведческого направления (а логика развития ресурсов Интернета подсказывает – надо ориентироваться на создание ресурсов именно краеведческого/регионального характера) – позволит повысить привлекательность региона, социальную активность участников проекта, положительно скажется на имидже библиотеки.

  Цель проектов юношеской библиотеки "Знай наших!", "Территория Урал", в которых рассматривается возможность сотрудничества с пользователями, проста и глобальна одновременно: показать, кем и чем может гордиться молодой человек, живущий сегодня на Урале. Нельзя не согласиться, что такой пример по-прежнему необходим. В качестве идеала, образца для подражания проект предлагает пример жизни знаменитых земляков, которые добились успеха в разных областях деятельности, своим трудом прославили Челябинскую область в России и за её пределами.

  Любой участник проекта сможет поделиться информацией о людях, которые живут рядом, о достопримечательностях родного края, оставить свой комментарий, выставить оценку материалам, пообщаться в рамках проекта.

Самым заметным "открытием" web-2.0, конечно же, стали блоги (производное от web-blog – web-журнал). Блог – интерактивный сервис, который прижился в библиотеках и зарекомендовал себя как эффективный инструмент межпрофессионального общения, способствующий личному профессиональному росту, дающий возможность самовыражения, стимулирующий творческую активность.

  Новой формой предоставления информации является аудиоблог, или подкастинг. Записи в таком блоге существуют не только в текстовом формате, но и в виде аудио- и видеозаписей, отдельных МРЗ-файлов (МРЗ – формат сжатия). В США подкасты (отдельные записи) появились в университетских, президентских и публичных библиотеках. Важной особеннос­тью аудиоблога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает аудиоблог уникальным интерактивным ресурсом.

  Можно сказать, что подкастинг – это персональное радио. Каждый обладатель компьютера и микрофона может записать свою передачу и выложить в Интернет.

  В России родоначальником подкастинга принято считать Василия Стрельникова, в марте 2005 г. организовавшего первый русскоязычный подкастинг. Главная задача, которую должна решить организация, начинающая вести подкастинг, та же, что и при ведении блога, – ведущей должна быть личность, обладающая, по мнению В. Стрельникова, тремя главными свойствами: здравым смыслом, умением рассказывать и харизмой. Формат соответствующий – живое и непосредственное рассказывание историй.

  Аудиоблог ЧОЮБ "РRОслушка" посвящён чтению, книгам – современным и модным, незаслуженно забытым или вечным.

  Подкасты будут адресованы как пользователям-читателям, так и коллегам-специалистам, которым так же, как и всем, не хватает времени на чтение специальной литературы и ознакомление со всей необходимой информацией.

Надеемся, что все они смогут найти для себя возможность прослушать рассказ о прошедшем в библиотеке мероприятии, анонс ближайших событий или аудиотур по библиотеке и т. д.

  Подкаст удобен тем, что его можно закачать на МРЗ-проигрыватель и прослушать, например, в дороге. Аудиоблог также является новым маркетинговым инструментом, позволяющим найти нового потенциального пользователя.

  Справочно-библиографическое обслуживание – одна из основных услуг любой библиотеки – также активно перемещается в виртуальное пространство.

  Десять лет назад, когда появилась виртуальная справочная служба в ЦБС "Киевская" (г. Москва), – она была эксклюзивной услугой, стремившейся сделать общение с читателями на сайте более интерактивным. За годы существования "Виртуальной справки" библиотеки в разных городах открыли подобные службы и у себя. Но, как говорит начальник управления проектами РГБМ Антон Пурник, "...несмотря на бурное развитие интернет-ресурсов, она по-прежнему остаётся эксклюзивной, потому что отвечает на индивидуальные запросы пользователей".

  У Челябинской областной юношеской библиотеки также появился дежурный библиограф в Интернете – постоянно работающий "виртуальный" специалист.

  Создание условий для удобного, комфортного общения на сайте, возможность задать во­прос и получить развёрнутый ответ в режиме реального времени стали возможны с появлением на сайте разделов "Виртуальная справка", "Часто задаваемые вопросы", "Оn-linе консультирование" – через ICQ, просто написав сообщение; через Skype – написав сообщение, сделав звонок или видеозвонок при наличии микрофона или web-камеры; можно просто заполнить предлагаемую форму и отправить свой вопрос. В дальнейшем предпола­гается возможность организации виртуального консультирования специалистами разного профиля (библиотекарь, юрист, неотложная психологическая помощь и др.).

  Чтобы расширить круг знающих о сайте, пользующихся им, обозначить присутствие юношеской библиотеки в Интернете, выстроить сообщество друзей-единомышленников, привлечь потенциальных пользователей на сайт (в идеале – в библиотеку), созданы группы в "Fасеbоок" и "Вконтакте", канал на YouTube, персональная (авторская) колонка "Предпочтения" молодого библиотекаря юношеской библиотеки.

  Перечисленные ресурсы добавляют интерактивности библиотечному сайту, здесь размещается реклама молодёжных мероприятий, фотографии и ролики о библиотечных событиях, идёт разговор о книгах, чтении, применении информационных технологий в библиотеке, где делятся впечатлениями о прочитанном. Уже сейчас есть возможность делать закладки на материалы сайта в социальных сетях, модули "Комментарии" и "Оценка" на всех страницах сайта обеспечивают обратную связь с пользователями, позволяют им оперативно высказывать своё мнение по поводу размещённой информации.

  Пространство библиотеки расширяется до бесконечности в виртуальном мире с помощью применения интерактивных сервисов.

  Эффективность взаимодействия (термин "интерактивность" происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает "взаимодействие") – это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели, получить то, что соответствует его желаниям и потребностям в повседневной жизни.

  Хотелось бы надеяться, что юношеская библиотека, её сайт – это именно то место, где пользователи могут получить желаемое, где они не только получают информацию, но и создают её сами. Зайдя однажды, даже случайно, они захотят возвращаться сюда вновь и вновь.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Елисина, Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 42 – 47; 2009. – № 1. – С. 39 – 46.

Ефимова, Е. Библиотека-2.0: начало пути [Электронный ресурс] / Е. Ефимова. – Режим доступа: http://rusu-library.blogspot.com/2010/04/20.html

Ефимова, Е. Библиотека-2.0: продолжаем разговор [Электронный ресурс] / Е. Ефимова // Современная библиотека. – 2010. – № 1. – С. 77-79. – Режим доступа: http://rusu-library.blogspot.com/2010/04/20.html

Ефимова, Е. 11 причин Джона Блайберга [Электронный ресурс] / Е. Ефимова // Мышь библиотечная: авторский блог – Режим доступа: http://rusu-library.blogspot.com/2007/06/11.html

Самодова, Ю. В. Внедрение новых технологий в практику библиотек: приближают ли они времена "Библиотеки-2.0"? / Ю. В. Самодова // Библиотечное дело – XXI век: приложение к журн. Библиотековедение. – 2009. – № 1. (17). – С.149 – 189.

Сорокин, И. В., Скалабан, А. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/disk/93.pdf

Степанов, В. Создание, поддержка и продвижение web-сайта библиотеки [Электронный ресурс] // Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: электронный учебник.

Шибаева, Е. Инновации web 2.0 в библиотеках [Электронный ресурс] / Е. Шибаева // Библиотечные штучки: авторский блог. – Режим доступа: http://blog.shikate.ru/30/innovacii-0-v-bibliotekax.

© НВП "Армпроект", 2002-2021