Отгремели салюты в честь 65-летия Великой Победы, и сегодня завершается уже 2011-й – год, когда мы снова вспоминали о трагической дате – 22 июня 2011 г. – 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны.
В дни празднования 65-летия Великой Победы детские библиотеки Московского района нашего города разработали комплексную программу "Учим гордиться прошлым". Её участниками стали читатели ДБ и руководители детского чтения. Организационно-методическое обеспечение программы взяла на себя методическая служба ЦРДБ имени В. Г. Белинского, а формировалось оно из типичных для нашей профессии направлений работы: повышение квалификации, консультативная помощь и издательская деятельность.
Для детских и школьных библиотекарей, для педагогов проводились семинары "Готовимся ко Дню Победы", "Равнение на Победу!", были разработаны методические рекомендации "Великая Отечественная: что должны знать о ней дети". За последние два года в помощь патриотическому воспитанию изданы библиографические пособия малых форм как силами ЦРДБ, так и непосредственно сотрудниками детских библиотек: библиографические списки литературы, книжные закладки.
Что современные школьники знают о событиях Великой Отечественной войны, что о ней читают? Эти вопросы коллеги изучали с помощью исследований (анкет, тестов, опросов).
Так, опрос "Книги о ВОВ в твоей жизни" показал, что читатели узнают о суровых тех годах в школе, из фильмов (эти источники отметили более 80%), примерно две трети подростков называют библиотеку, семью и книги, половина – Интернет, более 10 процентов – внеклассные мероприятия в школе. Шестьдесят процентов опрошенных отмечают, что читают книги о войне по собственному выбору, 40 процентов – только то, что задают в школе.
Почти треть учащихся не смогли отметить книгу о войне, которая бы им запомнилась. Тринадцать процентов респондентов называли учебники истории или другую научно-популярную литературу. Столько же (13%) назвали самой запомнившейся книгой повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие...", 10 процентов опрошенных – повесть М. Шолохова "Судьба человека". Были упомянуты также "Сын полка" В. Катаева, "В списках не значился" Б. Васильева, произведения А. Бринского.
К сожалению, среди ответов учащихся 3-4 классов встречались и такие: "Нам никогда в школе не рассказывали о Великой Отечественной войне и не задавали читать книги о ней". Лучшие же ответы дали те ребята, чьи родственники воевали или трудились в тылу.
Опрос для взрослых (80 респондентов) "Должны ли дети знать о войне?" показал, что практически все родители, бабушки и дедушки наших читателей считают, что их детям необходимо как можно больше знать о войне 1941-1945 гг., четверо респондентов из 80 выбрали такое объяснение: "достаточно в пределах школьной программы" и "совсем не обязательно". Сорок процентов опрошенных отметили, что в их семье ребёнок слышит о том времени регулярно или иногда. Чуть больше 10 процентов отмечают, что это происходит только 9 мая или никогда.
О войне ребёнку рассказывают бабушки и дедушки (50%), родители (30%), представители всех поколений (15%).
Все взрослые считают, что дети должны узнавать о войне в школе, в семье, из передач, телефильмов, в библиотеке.
В целях раскрытия книжного фонда и рекомендаций лучшей литературы о Великой Отечественной войне за период реализации программы в библиотеках было оформлено 33 выставки. Их формы – самые разнообразные: выставка-кроссворд "Герои и полководцы ВОВ", выставка-панорама "Тысяча четыреста восемнадцать дней", выставка-экспозиция "О чём рассказала реликвия" (о герое Советского Союза М. В. Чугунине). Источник экспозиции – архив семьи Чугуниных, жителей Московского района Нижнего Новгорода и др.
Составной частью всей массовой работы с книгами в ДБ является формирование патриотического сознания, любви и уважения к истории Родины и Нижегородского края. Увы, для нынешнего поколения Великая Отечественная война – это только история. Далёкая, отвлечённая, неизвестная.
Понять её, наверное, можно, если те события будут каким-либо образом соотносимы с реальной жизнью сегодняшнего молодого человека, если удастся посмотреть на войну глазами обывателя, через его обычные житейские заботы, печали и радости, которые могли бы не состояться, если бы не было той Победы, в своих мероприятиях мы старались, чтобы учащиеся сами были их активными участниками.
В библиотеках проведены две крупные акции: в ДБ имени В. И. Даля в 2009 г – "Ветеранов с Днём Победы!", в ЦРДБ имени В. Г. Белинского с февраля по май 2010 г – "К 65-летию Победы – 65 мероприятий" (было проведено 148). Среди них можно назвать: вечер-реквием "Хатынь – боль и гнев"; устный журнал "Блокадная история глазами ребёнка", конкурсы чтецов "Читают дети о войне".
Мощный патриотический заряд даёт освещение героических событий в краеведческом ракурсе, пропаганда жизни достойных и знаменитых людей.
Большая работа проводится в данном направлении сотрудниками ДБ, носящей имя Героя Советского Союза Е. Никонова. В этой библиотеке создан иллюстративный мини-музей "Предисловие к судьбе", а также разработаны мероприятия по пропаганде жизни этого мужественного фронтовика: экскурсия по музею, электронный журнал "Если сердце моё тебе нужно, Россия", электронная викторина "Он был солдат своей страны", час мужества "Евгений Никонов", день памяти Е. Никонова "Дороже всех могил – могила нам известного солдата".
Тема краеведения была также затронута: при оформлении и проведении презентации книжной выставки "...Это трудным дыханьем войны были письма мои рождены". Она посвящалась солдатским письмам тех времён. Материал был представлен дочерью фронтовика-нижегородца М. П. Батянова. Этой же теме был посвящён вечер "Солдатские письма", куда и пригласили Анну Михайловну Батянову, которая принесла письма отца, документы, рассказала о тех трудных годах. Дети с трепетом держали в руках письма солдата, читали, заинтересованно задавали вопросы.
При обсуждении книги нижегородской писательницы Н. Телешевой "Ледяные ступени" было решено составить коллективный отзыв о книге в виде электронной презентации, что и было сделано.
Проводя эти встречи, коллеги понимают, что без интересных идей здесь не обойтись: иначе они превратятся в сухие мероприятия для галочки. А помогают нам новые информационные технологии. Для читателей создавались медиа-выставки "Искусство, рождённое великой Победой"; электронные библиографические игры "От Бреста до Берлина", "Память и слава тем годам". Способствовали этому и профессиональные конкурсы. На городском конкурсе медиа-выставок экспозиция главного библиографа ЦРДБ Н. В. Ларюхиной "Искусство, рождённое великой Победой" заняла 1-е место.
Молодые библиотекари одиннадцати библиотек ЦБС Московского района приняли участие в районном конкурсе на лучшую электронную презентацию книги или выставку литературы "Я помню, я горжусь!" Они представили презентации следующих экспозиций:
- серию давно забытых книг "Октябрята – смелые ребята", "Как будто им не семь, не восемь, а много, много горьких лет" (Г. Н. Корюкина, ЦРДБ имени В. Г. Белинского, 2-е место);
- "Страницы памяти живой" (по книге С. Алексеева "Рассказы о ВОВ") (Ю. А. Самонова, ДБ имени Е. Никонова, 3-е место);
- "Этим трудным дыханьем войны" (письма с фронта) (Е. Н. Беляева, ДБ имени Н. Гастелло);
- презентации книги И. Л. Миксона "Жила, была..." (о Тане Савичевой), "Сердце и дневник" (Н. В. Малова, ДБ имени В. И. Даля).
Читатели детских библиотек приняли активное участие в районном конкурсе творческих работ "Мостик между прошлым и будущим". Лучшие работы были отправлены на городской конкурс "Фронтовой треугольник" и областной конкурс электронных презентаций "Этот день Победы".
Их творчество увидело свет в сборнике "Жить и помнить... ", а также на страницах городской газеты "Журналёнок".
Опыт двух лет был обобщён – изданы практический дайджест на компакт-дисках, сборник сценариев массовых мероприятий, в котором опубликованы девять лучших сценариев, посвящённых великому празднику. Это плод нашей общей деятельности.
Самая лучшая её оценка – отзывы самих читателей.
"Я, как учитель, дочь участника Великой Отечественной войны, классный руководитель 9 "Б" класса СОШ № 178, выражаю огромную благодарность за композицию, посвящённую белорусской деревне Хатынь. Эта память священна, она помогает нам жить, воспитывать подрастающее поколение в духе верности традициям наших отцов и дедов.
С уважением, учитель
Г. В. Мордовченкова".
"Мы видели сегодня очень интересную мультимедийную игру в любимой библиотеке имени В. Г. Белинского. Она называлась "От Бреста до Берлина". Мы приняли в ней участие и даже получили диплом. Мы узнали о том, как работали советские люди в годы войны, как воевали на фронтах. Мы гордимся подвигами советских людей.
Учащиеся 9 "В" класса
гимназии №67 и учитель
истории Л. Н. Федотова".
"Учащиеся 7 "Б" класса гимназии № 67 благодарят сотрудников библиотеки за проведение устного журнала "Блокада Ленинграда Было очень познавательно и интересно. Дневник Тани Савичевой потряс нас до глубины души. Мы склоняем головы перед защитниками Ленинграда, отдавших свои жизни за свободу народов.
Ребята 7 "Б" класса".
Работа наша не закончена. У нас много планов, которые будут реализованы до конца года, в том числе к 40-летию Московского района. А военно-патриотическое воспитание останется одним из ведущих направлений в практике детских библиотек Московского района. |