Рассмотрение такого феномена, как информационная культура, связано с определенными трудностями, прежде всего — с большим рассеянием информации по данной предметной области. И здесь значительную помощь могут оказать библиографические источники. Теоретическая трудность исследования заключается в том, что понятия «информация» и «культура» трактуются неоднозначно, кроме того, существует множество определений культуры и информации. Постараемся их рассмотреть.
В настоящее время нам нужны не просто знания и не просто информация. Необходимы знания о знании и информация об информации. Человечество, столкнувшись с первыми проявлениями информационного взрыва (гигантским увеличением деловой, политической и духовно-культурной информации) испытало в то же время и «недопотребление» информации. Возникла проблема своевременного отслеживания потоков информации и нахождения той, что необходима в данный момент.
Мануэль Кастельс по поводу знания, в частности, пишет: «У меня нет убедительных причин для улучшения определения знания, которое было дано Даниэлом Беллом: «знание — совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме. Таким образом, я отличаю знание от новостей и развлечений» (11, с. 39).
В повседневной жизни термин «знание» часто употребляют наряду с термином «информация». Что же такое «знание»?
Энциклопедический словарь Webstar дает следующее определение: «Knowledge (знание) — сущ.
1) Понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого мастерства);
2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией; Б: диапазон информированности или осведомленности;
3) Акт понимания: ясное восприятие истины;
4) Нечто понятное и держащееся в уме».
Современное значение знания формулируется так: «...упорядоченная определенным спосо¬бом, полученная в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом» (5, с. 282). Более точное определение знания можно найти у Ф. Бэкона (1561-1626): «Знание — сила». Это знаменитое выражение особенно актуально сегодня, когда нас окружают громадные объемы информации.
В условиях информационного общества важно не только знание, но и особые знаниевые практики: знания о способах, методах, возможностях и целях получения знания, а также о технологиях работы с ним. Все современные образовательные стратегии долгое время строились на иллюзии, что знание — объективно и что главная проблема образования — это усвоение знаний. «В современном мире и, в частности, в современном об¬разовании вопрос о сотворении знаний практи¬чески не ставится. И часто смыслом человеческого существования становится именно усвоение знаний — усвоение той информации, которая уже имеет какую-то культурную оболочку и содержится в книгах или каких-то иных информационных хранилищах, созданных цивилизацией» (13). Одной из причин кризиса современного образования стала как раз ориентация на передачу готовых знаний.
«Если следовать установке смены парадигм, то мы придем к выводу о том, что в целях повышения эффективности наших образовательных усилий должны измениться наши представления о знании вообще и вместе с тем об образовательном знании... Образование в университете — научение различным способам работы с опытом, различным формам организации информации. Задача образования — организация коммуникации между студентами и культурными текстами, разработка норм организации и работы с информацией с целью решения учебных задач» (8). Информация и знание могут постоянно меняются местами в зависимости от изменения характера учебных задач. При этом надо иметь в виду, что система образования имеет дело с особой информацией, у которой есть свои, чисто «образовательные» особенности:
• далеко не всякая информация является знанием, в то время как любое знание пребывает в поле информации;
• информация, не являющаяся знанием, мо¬жет стать знанием на основе осуществления над ней определенных процедур;
• информация становится знанием и может передаваться от одного человека к другому благодаря тому, что фиксируется и существует в тех или иных культурных, знаково-символических формах, то есть тех или иных языках;
• система образования, особенно базового и среднего, не работает и не может работать со всей целокупностью знания и информации, тем более что знания в школе адаптируются сообразно с пе¬дагогическими целями (см. 8).
Трудно найти область человеческой деятельности, где бы информация не играла важной ро¬ли. Она обеспечивает самоорганизацию не только человека, но и всего животного и растительного мира. Информация как сведения, сообщаемые одним лицом другому, существовала всегда, но только в середине XX в. она превращается в общенаучное понятие. «В первой половине XX века под информацией понималось нечто, что мы ис¬кали в справочниках или библиотечных каталогах, то есть более интересные факты или под-робности... это могли быть цифры, имена, адреса, даты... Смещение значения слова "ин-формация" началось в США в 1950-е гг. в связи с новым витком развития, вызванным появлением первых компьютеров. Математическая теория информации оформила окончательную трансформацию термина, который теперь означает количественную сторону коммуникативного обмена... теперь это слово больше не указывает на то, является ли информация бессмыслицей или вымыслом».
В настоящее время существует множество определений информации.
В понятной каждому форме этот термин дал С. И. Ожегов в словаре русского языка: «1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо».
В новом Федеральном законе Российской Федерации от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ «Об ин-формации, информационных технологиях и защите информации» информацией называются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»*. Этот закон вводит также такое важное понятие, как «документированная информация (документ)» и определяет его как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации — сведений и материального носителя, на котором они отражены в виде символов, знаков, букв.
В зависимости от области исследований информация трактуется как: «1) обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему; 2) коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность; 3) передача разнообразия, мера сложности структур; 4) вероятность выбора» (см. 5, с. 322).
Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия.
«В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений и т. д. В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. Прагматический аспект исследования информации заключается в том, насколько ценным для потребителя является полученное сообщение с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение» (см. 5, с. 323).
С информацией связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные. Из различных символов (букв, цифр, знаков препинания) состоит текст; из символов — только уже звуковых (фонем) — устная речь. Можно передать информацию с помощью жестов и это тоже символы. Зна¬ковую систему для представления информации называют языком, а полный набор символов языка — его алфавитом.
Использование социальной информации на протяжении многих веков привело к тому, что люди обратили внимание на ее свойства. Какими же свойствами обладает информация?
Достоверность — как известно, каждый человек воспринимает окружающую действительность субъективно, имея свои собственные, отличные от других взгляд и мнение. Поэтому передаваемая или получаемая человеком информация не может быть абсолютно объективна. Смысл достоверности и заключается в том, чтобы определить, насколько данная информация соответствует истинному положению дел. В противном случае недостоверная информация повлечет за собой неправильное понимание и, как следствие, принятие неправильных решений.
Объективность — информация, очищенная от неизбежных искажений, возникших при ее передаче (например, по неформальным каналам).
Ценность (полезность) информации — независимо от количества затрат на ее получение — оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Полнота, если информации достаточно для понимания и принятия решения.
Актуальность, если она важна, существенна для настоящего времени.
Понятность, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Релевантность — степень соответствия информации решаемой задаче.
Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительным свойством: имеет семантический (смысловой) характер, то есть понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
С течением времени количество информации растет, она накапливается, происходят ее систе¬матизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации.
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) — медленнее.
Понятие «культура», которое является второй составляющей «информационной культуры», развивалось исторически. Вначале оно обозначало процессы освоения человеком природы (возде¬ывание земли, продукты ремесел), а также воспитания и обучения. В качестве термина стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке начиная со второй половины XVIII в.
Осмысление информационной культуры невозможно без соотнесения ее с представлениями о культуре вообще. Только в этом случае можно выявить в информационной культуре общее и специфическое. Следует отметить, однако, что рассмотрение сущности информационной культуры, исходя из второй составляющей понятия, не выявит всего спектра культурологической проблематики. Начавшаяся информатизация как глубинный общесоциальный процесс «свидетельствует об органической связи ее проблем с культурой общества в целом, с культурным уровнем и потенциалом каждой отдельной личности» (19, с. 2). Данная точка зрения на информатизацию, в отличие от технико-технологического подхода, наиболее полно отражает взаимосвязь происходящих в обществе процессов, «во главе» которых стоит человек. Вот почему из всего множества культурологических проблем информатики в качестве ключевой учены¬ми выделяется проблема информационной культу¬ры человека и общества.
Культура — наиболее сложное и многогранное социальное явление. Существует множество трактовок этого понятия. Американские культурологи, как установил П. С. Гуревич, подсчита¬ли, что с 1871 по 1919 г. было дано всего семь определений культуры (первое из них, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), с 1920 по 1950 г. насчитывается уже 157 определений (7, с. 252). В дальнейшем этот список значительно увеличился.
Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и соци¬ологов, аксиологов, историков, культурологов. П. С. Гуревич выделяет некоторые специфические подходы к культуре (см. 7, с. 18). Первый из них — философско-антропологический. Представители данного подхода — Арнольд Гелен и Эдуард Тай-лор. Культура в этом случае понимается как «совокупность разнообразных деяний кото /аЪег». Следующий подход — философско-исторический. Он претендует на то, чтобы раскрыть меха¬низм порождения, возникновения самой человеческой истории. В эпоху Просвещения понятие «культура» используется в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа». Культура здесь синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.
Существует еще один подход к трактовке понятия «культура» — социологический. В этом смысле «культура», по мнению П. С. Гуревича, не заключает в себе никакой оценки и относится к образу жизни любого общества в целом. У каждого общества есть своя культура, и каждый чело¬век культурен в том смысле, что участвует в той или иной культуре. В социологическом понимании культура предстает как «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет); наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский); язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи (А. Радклифф-Браун); общий и принятый способ мышления (К. Юнг)» (15, с. 165).
Среди культурологических теорий заметное место занимает теория социального кодирования, сформулированная М. К. Петровым. Он считает, что культура — это «социокод, в котором накапливается, хранится и передается новым поколениям все то, без чего общество не может существовать» (14, с. 84).
В последние десятилетия XX в. наметился деятелъностный подход к рассмотрению культуры, развиваемый Н. С. Злобиным, М. С. Каганом, Э. С. Маркаряном, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким и др. В рамках данного подхода культура понимается как общий способ человеческого существования, способ человеческой деятельности и объективированный в различных продуктах результат этой деятельности. Это важ¬ная характеристика разнообразных видов человеческой деятельности. Можно говорить о куль-туре технологической, правовой, политической, педагогической, философской, математической, теоретической, методологической. Каждое понятие характеризует определенную частичку общей культуры, одну из бесчисленного множества. Методология деятельностного подхода позволяет выделить ее важную грань — информационную (19, с. 2).
Невозможность суммирования множества различных подходов к культуре обусловила философско-системное рассмотрение, в котором культура предстает не как сумма многообразных форм и продуктов деятельности, способов деятельности и институтов, а как системно-целостное единство (М. С. Каган). Методологические основания данного подхода позволяют не только представить информационную культуру в качестве одного из элементов общей культуры, но и как самостоятельную систему со своими компонентами, их функциями и взаимосвязями.
Важнейшая функция культуры отражена во Всемирной энциклопедии: «Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей, которые, в свою очередь, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез и цен¬ностных ориентации» (см. 5, с. 394). Этот перечень необходимо дополнить таким важным элементом, как «традиция» — «...могучее подспорье культуры: она одна только и принимается в расчет в истории развития культуры и циви¬лизации» (9) — эти слова были написаны в далеком прошлом, но до настоящего времени не утратили своего значения. А теперь сравним данное определение с определением, где культура предстает как «социокод, в котором накапливается, хранится и передается новым поколениям все то, без чего общество не может существовать» (14, с. 84). В обоих случаях на первое место вынесена такая важная функция культуры, как трансляция.
Трансляция знаний может осуществляться через книгу, и в данном случае книга является способом, информационной технологией передачи знаний. Но сама книга всегда отражает какой-то этап, событие в жизни общества. Следовательно, книгу можно рассматривать как след культурного события, как элемент культуры.
В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, вкусы, взгляды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Появление сложных технологий порождает особый социальный феномен — цивилизацию. Этот термин (от лат. сгуйгз — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов и т. д.
Современное общество прежде всего «высоко-технологизировано». Различные технологии охватывают промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетику, военное дело, преподавание, медицину, судопроизводство, культуру, спорт, сферу развлечений, государственное управление, быт и т. д. Естественно, что совокупность всевозможных рациональных общепринятых правил велика и достаточно устойчива. Они и образуют то, что мы понимаем под цивилизацией... Культура также аккумулирует определенные нормы и стандарты деятельности, зафиксированные в произведениях искусства, народном творчестве, литературе, языке и т. д. Но, в отличие от цивилизации, хранит, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, целостное, характерное именно для этого социума. И если цивилизация — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития, то «в плане культуры продукты человеческой деятельности, так сказать, изъяты из времени: они обладают вечной ценностью или лишены ее вовсе. Они общечеловечны и всемирны»*. В то же время различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер.
Информационная культура (ИК) является культурой нового типа и как понятие сформировалась в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки и передачи. К настоящему времени она приобрела теоретическое и прак¬тическое значение; стало очевидно, что информационная культура является важной составляющей в жизни современного общества, а также важной характеристикой как отдельного члена общества, так и общества в целом.
В рассуждениях об информационной культуре, в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни ее бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней классификации выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, в конкретных социально-исторических условиях.
Для обозначения особенностей информационной культуры целесообразно рассмотреть ее как систему. Системный подход позволяет выделить отдельные компоненты и установить связи между ними.
Важным компонентом информационной культуры выступает «информационная деятельность». При таком подходе система информационной культуры включает в себя «взаимо- действующих субъектов, их способности, навыки и умения работать с информацией, наличие у них определенных информационных потребностей и интересов»*.
Информационная деятельность понимается В. А. Соколовым как неотъемлемая часть любого умственного труда и заключается в восприятии, хранении (запоминании), переработке (осмыслении, оценке, обобщении), выдаче социальной информации» (21). Средства передачи информации можно также рассматривать как компоненты ин-формационной культуры, так как они способствуют взаимодействию субъекта с информацией. Исходя из этого ИК личности можно определить как «культуру взаимодействия с информацией». Такая личностная характерис¬тика в первую очередь определяет степень овладения информационными операциями и средствами их осуществления не только в рамках производ¬ственно-технической сферы, но и в деятельности человека вообще, в любом ее проявлении.
Взаимодействие с информацией происходит на самых разных уровнях. Каждый день оно осуществляется в школе, вузе, в Интернете... В одних случаях эти взаимодействия направлены на изучение, запоминание, в других — носят пассивный характер — восприятие информации без ее оценки. И тем не менее необходимо отметить, что проблема формирования у пользователей культуры взаимодействия с информацией все-таки существует.
Взаимодействие должно способствовать оптимальной деятельности в информационной среде. К критериям оптимальной информационной деятельности мы относим скорость получения информации, ее полноту, точность. Очевидно, что для этого надо обладать определенными навыками и умениями. Их наличие и обеспечивает информационное поведение субъекта. Не менее важным для осуществления эффективного взаимодействия является информационное мировоззрение.
Понятие «мировоззрение» определяется как «система общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе... Образуется на основе естественнонаучных, социально-исторических и философских знаний...» Данное определение указывает на то, что именно знания формируют мировоззрение и что оно может меняться по мере становления личности и усвоения знаний. Такой тип мировоззрения в дальнейшем получил название «моделирующее» и рассматривается как закрытая система, включающая некий набор понятий, который должен усвоить индивид, и подразумевающая завершенность мировоззрения. Роль субъекта в данном случае заключается не в том, чтобы отбирать и оценивать информацию, а в том, чтобы усваивать уже отобранную другими информацию, которая и должна для него составлять базу взглядов на жизнь. Данное мировоззрение «вырабатывается не столько как определенная модель установок личности, сколько как процесс анализа знаний для обоснования собственной позиции, процесс овладения навыками понимания чужого мировоззрения, соотнося его с собственным» (1).
Другой подход к рассмотрению ИК — культурологический — предполагает, что исходной ме¬тодологической предпосылкой в понятии «информационная культура» является именно «культура», и при определении сущности этого понятия используются культурологические категории. В рамках этого подхода существует ряд трактовок информационной культуры, например: «информационная компонента человеческой культуры в целом» (19); способ жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества; «качественная характеристика прежде всего жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности» (24)
Рассмотрение информационной культуры в культурологическом плане означает, что «информационная культура тесно переплетается со многими другими компонентами... с культурой производственной, технологической, политической, правовой, этической, библиографической и т. д. .. .все без исключения аспекты культуры связаны друг с другом неразрывно и в этом сложном сплаве свою специфическую, неповто¬римую роль играет информационная культура. При этом информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры» (см. 19, с. 2).
Библиографический компонент — один из составляющих информационной культуры. Поначалу словом «библиография» обозначалась работа по переписке книг. Проблема авторства еще не была актуальной. Лишь в XVII в. происходит становление собственно библиографии. Сегодня понятие включает две составляющие: практическую область деятельности (библиографию) и науку о ней (библиографоведение).
Библиография как деятельность связана с созданием вторичной библиографической информации о документах, необходимой для их идентификации и использования. В реальной жизни библиография как деятельность существует на профессиональном и на непрофессиональном уровне. «Роль непрофессиональной сферы обнаруживается как на уровне производства библи¬ографической информации, так и на уровне ее потребления... К ней могут быть отнесены все прикнижные и пристатейные библиографические материалы, число которых превышает число отдельно изданных пособий» (4).
Взаимодействие с библиографической информацией способствует формированию библиографического мировоззрения как одного из способов познания мира (видение библиографической картины мира), обеспечивает самообразование личности и является одним из показателей ее информационной культуры.
Информационная деятельность невозможна без специфической формы методологического арсенала — библиографического метода. Понятие «библиографический метод» представляет собой образец переплетений характеристик технологического и культурологического смысла. Культурологическая концепция библиографии выявила взаимодействие библиографии и культуры на следующем уровне: библиографический метод — «способ сохранения, трансляции и последующей трансмутации (термин М. К. Петрова) культуры». В технологическом плане библиографический метод — это «совокупность приемов, направленных на поисково-ориентировочную деятельность в системе фиксированного знания» (см. 4, с. 100).
Значение библиографического метода, его место в профессиональном методическом арсенале исследованы Н. А. Слядневой — «инфообъектами человек оперирует, как правило, не в их оригинальном объеме, а в виде свернутых информационных библиограмм, успешно заменяющих оригиналы во всех интеллектуальных процедурах... библиографический метод занимает фундаментальное по значению место в профессио-нальном методическом арсенале специалиста и позволяет решать задачи оперирования суверенными инфообъектами» (20, с. 211—212).
Библиографическая культура как подсистема информационной культуры может быть рассмотрена также в рамках информационного и культурологического подходов. В первом случае будут преобладать характеристики технологического смысла (умение применять библиографический метод), во втором — характеристики мировоз¬зренческого плана — представление о библиографической картине мира как одной из форм познания действительности (6).
Библиографический аспект занимает важное место не только в ИК личности, но и на общественном уровне — в ИК общества. Процесс глобализации в полной мере охватывает и библиографию. В исследованиях 90-х гг. XX столетия отмечалось, что «электронный период характеризуется слиянием всех видов библиографической информации в банки данных, развитием информационных сетей, информационной свободой личности; библиотеки выступают в роли информационных шлюзов» (18).
В целом для общества значение библиографии трудно переоценить: именно библиография несет в себе трансляционную нагрузку, накапливает, распространяет знания. Таким образом, есть все основания для обозначения библиографического аспекта информационной культуры и выделения (исходя из деятельностного подхода к культуре) библиографической культуры как одного из компонентов всеобъемлющего феномена культуры. А что касается библиографии, то «главная ее ценность заключается в интеллектуальной силе, обретенной ею задолго до возникновения совре¬менных компьютерных технологий» (см. 2, с. 5).
Правовой компонент также имеет большое значение для формирования информационной культуры личности и общества. Очевидно, что без него невозможны как цивилизованные информационные отношения в обществе, так и информационная деятельность отдельных субъектов.
В условиях общества, где информация является не только основным стратегическим ресурсом, но и общечеловеческой ценностью, необходимы правовое регулирование информационных отношений и соблюдение каждым индивидом общества информационного законодательства. Для этого важно знать информационные потоки по законо¬дательству и уметь их отслеживать. Закономерным стало появление информационного права как новой комплексной отрасли и юридической науки как учебной дисциплины. Несмотря на активную работу теоретиков и практиков, специализирующихся в области информационного права — юристов, математиков, философов, специалистов технического профиля, темпы формирования этой отрасли права заметно отстают от темпов наступления реалий информационного общества. Информационное право — комплексная отрасль, она регулирует отношения, возникающие при производстве, передаче, обработке, распространении, поиске, получении и потреблении информации, то есть практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией или с деятельностью в информационной сфере. В отличие от других отраслей права здесь дополнительно к традиционным используются также методы правовой информатики и правовой кибернетики, особенно при исследовании основных объектов информационных правоотношений.
Актуальность курса «Информационное право» и необходимость его преподавания в школах, вузах и при подготовке специалистов высшей квалификации определяются еще и тем, что инфор¬мационное право является правовым фундаментом информационного общества XXI в., активно формируемым ныне как в отдельных странах, так и в рамках международного сообщества. Для информационного типа общества актуален вопрос об авторских правах. В России авторское право и информационные отношения регулируются целым рядом законов.
Большое значение имеет Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 г. Он регулирует отношения в области авторского права и упорядочивает деятельность обществ по коллективному управлению имущественными правами на интеллектуальную собственность. В то же время следует отметить, что как бы ни была совершенна правовая база, она не сможет обеспечить этот процесс, если члены общества не обладают этической культурой.
Исходя из системно-деятельностного подхода к культуре, этическая культура является частью общей культуры. В соответствии с этим информационная этика характеризует одну из граней информационной культуры. Содержание понятия «информационная этика» во многом определяется внедрением новых информационных технологий, развитием информационных сетей. Все это приводит к нарушению ряда этических норм. Интернет охватывает полторы сотни стран с различными законами, традициями, политическим строем и обычаями. Существует необходимость в создании форм регулирования информационных отношений, поскольку сеть — это сфера постоянного взаимодействия десятков миллионов людей, и каждый человек преследует свои личные, корпоративные или национальные интересы. Интернет называют «моделью человеческого общества», которое, как известно, нуждается в регулирующих органах.
Пользователи Интернета являются членами глобального, транснационального мирового сообщества. Большую популярность среди них приобрели идеи саморегулирования, смысл которых состоит в том, чтобы выработать единые правила пользования мировой сетью. К таким правилам относится «петикет» — нормы сетевого поведения, обязательные для всех пользователей, независимо от их гражданства, пола, возраста, имущественного положения, вероисповедания и физического местонахождения. Эти правила одобрены и приняты в результате неофициального консенсуса всех членов интернет-сообщества. Вот некоторые из этих правил:
• не принято навязывать свое общение или коммерческое предложение;
• не рекомендуется затягивать с ответом на полученное сообщение;
• не стоит обращаться к кому-либо излишне формально;
• не приветствуется несанкционированная передача частной информации.
Наличие коммуникационного компонента ИК предполагает знание сущности понятия «комму¬никация». Этот термин имеет множество дефиниций и используется в различных контекстах.
В настоящее время «компьютерно-опосредованная коммуникация» дополняет другие фор-мы коммуникации, расширяет охват социаль¬ных коммуникаций за счет возможностей интерактивности и свободы контактировать в любое удобное время. Компьютерно-опосредованную коммуникацию как новую коммуникационную форму активно развивают различные академические интернет-сообщества. Эффективная реализация взаимодействия таких сообществ во многом зависит от продуманности создаваемой инфраструктуры: личностного фактора и, в немалой степени, от новых коммуникационных средств и форм, которые обеспечивают более эффективные возможности в освоении культурного пространства и что «более существенно, новые технологии обеспечивают взаимодействие между пользователями по их выбору, а не в соответствии с заранее предпи¬санными для них схемами» (22, с. 88).
Еще одним аспектом информационной культуры стала компьютерная грамотность. Необходимо, однако, отметить, что компьютерная грамотность и компьютерная культура — это не одно и то же, и последняя не ограничивается технологическим уровнем. Появление понятия «компьютерная грамотность», как указывает Д. Е. Про-кудин, связано с начавшейся информатизацией отечественного образования в 1985 г., когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие — «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества (16).
В компьютерной культуре ярко выражена коммуникативная составляющая. Речь идет прежде всего о взаимодействии, установлении связей между процессами обработки информации. «Связи устанавливаются на всех уровнях, в самых разных отношениях: между машинами, системами, базами данных; обеспечиваются обмен сообщениями, совместное использование вычислительных и информационных ресурсов, поддерживается совместная работа удаленных друг от друга пользователей» (22).
Технологический компонент информационной культуры включает характеристики как тех-нического, так и культуротехнического уровней. Все они являются, по сути, деятельностными и свидетельствуют об информационно-коммуникативной компетенции пользователя. Термин «компетентность» активно используется в отечественной педагогике и в официальных докумен¬тах. Выработанное определение ИКТ-грамотности соответствует современным требованиям использования информационных технологий. Под ИКТ-грамотностью понимается использование цифровых технологий, инструментов коммуника-ции и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания условий для функционирования в современном обществе. В разных видах профессиональной деятельности компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетентности, например, языковая компетентность (3).
Читательская культура — еще один компонент информационной культуры личности. Она предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, выразительность чтения, способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться библиотечными каталогами), необходи¬мый уровень теоретико-литературных знаний, умения оценки и интерпретации. В эпоху, когда электронные тексты прочно заняли свое место в информационно-коммуникативной системе общества и появились новые формы бытования книги — мультимедийные — и новый способ чтения — нелинейный, читательская культура не только не утратила своего значения в обществе, но и стала важной составляющей информационной культуры личности.
Одним из главных компонентов информационной культуры общества является информа-ционная среда. Понятие информационной среды является «одним из нетрадиционных поня¬тий, научная продуктивность которых в области социально-гуманитарных проблем информатики была подтверждена временем» (см. 19, с. 5). Информационная среда рассматривается следующими концепциями: ресурсной (информационная среда как техническая система, позволяющая хранить информацию, извлекать и предоставлять пользователю) и коммуникационной (средство человеческой коммуникации). Последняя вносит аксиологический аспект, так как позволяет представить информационную среду «неотъемлемым фрагментом культуры» (25, с. 51). Особенность информационной среды заключается в следующем — «будучи основанной на технических средствах, она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры, и ее особенности тесно связаны с ее социокультурной ролью. Пока информационная среда (ИС) рассматривается только с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она выступает как объект техники... как только эта среда начинает рассматриваться как средство коммуника¬ции, то она выступает как неотъемлемый фрагмент культуры» (см. 25).
Сущность данного феномена, его связь с прогрессом информатики и с развитием культуры отражены в следующих определениях: «...сложное, многоаспектное образование, своеобразная ре¬зультирующая всех информационных потоков, на пересечении которых находится человек... формируется не сама собой, а человеческой деятельностью, прежде всего ее информационным содержанием и, в свою очередь, непрерывно воздействует на характер и содержание самой деятельности» (см. 19, с. 5).
Наряду с информационной средой к компонентам информационной культуры общества относится также информатизация, которую правомерно считают одним из признаков информационного общества и проявления которой нельзя сводить только к технологическому прогрессу. Современная информационная техника легко позволяет специалистам любого профиля в любой географической точке подключиться к банкам данных — сокровищам библиотек, музеев, архивов, что отражается на развитии духовного мира человека. Информатизация влияет на деятельность образовательных, культурных, информационных учреждений, стимулирует познавательную деятельность людей. Информатизация образования меняет традиционную схему организации учебного процесса. Самым важным приобретением образования в мире информационных технологий является возможность создания дистантных форм подготовки и интерактивного сопровождения непрерывного образования человека. К важнейшим социокультурным факторам информатизации относят также влияние информационных технологий на мышление человека (19, 22). Важно отметить, что информатизация — это не только технический, но и социокультурный фактор в развитии общества, который влияет на качество информационной среды, и что в центре всех этих процессов находится человек: именно он на основе имеющейся информации или экспериментальным путем создает новые знания, новые информационные технологии, и передача информации в обществе осуществляется именно от человека к человеку. Технические средства — это всего лишь средства.
Отсюда следует вывод, что информационная культура личности тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется человеком, его деятельностью. Информационная же культура самого человека зависит от уровня информационной культуры общества. К настоящему времени стало очевидно, что информационная культура является важной составляющей жизни современного общества и приобрела теоретическое и практическое значение. |