И один в поле воин. Как "заразить" чтением отдельно взятое село
/ Гюзяль Эркаева // Библиотечное дело. – 2012. – №8. – С. 41 – 44.
Библиотека небольшого села, насчитывающего всего 558 жителей, смогла не только увлечь людей чтением, но и существенно улучшить их жизнь.
Однажды мне на глаза попалась статья "Читает вся Польша". В ней рассказывалось о том, как две женщины-американки, жёны дипломатов, решили сделать Польшу читающей. Статья эта вдохновила меня на создание проекта "Читает всё село".
В основу проекта легли следующие принципы:
- необходимо ставить во главу угла интересы читателей, помнить, что многим не хватает внимания;
- читателя следует воспринимать как клиента, за которого надо бороться;
- владея информацией, мы можем решить многие проблемы людей;
- "Если гора не идёт к Магомеду, то Магомед идёт к горе" – если не идут в библиотеку, то мы идём к ним;
- в библиотеке не должна царить мёртвая тишина; это действует на человека угнетающе и отпугивает его (в нашей библиотеке всегда тихо играет спокойная музыка).
Цель проекта – повысить интерес к библиотеке, сделать её более заметной и привлекательной для общества.
В первую очередь я провела акцию "Читаем детям вслух": предложила воспитателям в детском садике читать детям, укладывая их спать во время тихого часа, и аргументировала это тем, что дети быстрее уснут. Затем мы взяли над детским садом шефство: приглашаем ребят в библиотеку, ходим в детский сад, показываем кукольный театр, театр книги. У наших малышей при слове "библиотека" загораются глаза.
Учителям начальной школы предложила читать во время уроков рисования, в группе продлённого дня. И учителям, и воспитателям оставила детские хрестоматии по возрастам.
Следующим шагом стало собрание для родителей дошкольников и первоклассников. Я привела весомые аргументы в пользу чтения, рассказала о тех читателях, которые в дальнейшем добились успеха в жизни. Побеседовала я также с бабушками, старшими сёстрами и отцами. Беседуя с папами, я обращала их внимание на то, что воспитанием детей занимаются в основном женщины, и детям явно не хватаем мужского внимания; напоминала, что такие детские писатели, как Н. Носов, К. Чуковский, стали знаменитыми благодаря отцовству: свои знаменитые истории они начали придумывать именно для своих детей.
Не секрет, что учителя очень загружены работой, так что мы им помогаем, например, в проведении классных часов. И в библиотеке, и в школе я провела такие мероприятия, как "Армия искусств" (об агитационной пропаганде в годы Великой Отечественной войны), "История, литература и искусство о войне 1812 года", беседы о вредных привычках и многие другие мероприятия.
Ещё одним средством, способным стимулировать интерес к чтению и библиотеке, являются конкурсы. Среди многочисленных конкурсов, проведённых нашей библиотекой, были такие, как "Лидер чтения", "Самая читающая семья", "На лучший библиотечный слоган" (среди взрослых читателей), "Учитель – пропагандист книги" (среди школьных работников), "Лучший волонтёр" (среди семиклассниц, читающих вслух в детских садах, а также своим младшим братьям и сестрам), "Мы читаем и рисуем" (среди семей), "Самый читающий класс", "Закладка-загадка" (для учащихся начальных классов).
Кроме того, для популяризации чтения и рекламы библиотеки был проведён масштабный Праздник Книги. В нём приняли участие сельчане от 7 до 70 лет, работники клуба и школы. Зал клуба, к котором состоялся праздник, был полный. Мы читали вслух, показывали сценки, пели и танцевали. Я рассказала о самых одарённых наших читателях – многие в селе и не подозревали об их талантах, – а они исполнили песни собственного сочинения, читали свои стихи, демонстрировали свои изобретения. После этого праздника на библиотеку стали смотрели с уважением, теперь многие односельчане приносят нам плоды своего творчества.
Существенно расширились рамки деятельности работающих на базе библиотеки кружков и клубов по интересам, – клуба самодеятельной песни "Поющая душа", клуба фокусников и изобретателей, театра книги "Со страниц на сцену", кукольного театра.
К каждому – свой подход
Строить работу в библиотеке надо с учётом интересов конкретного читателя – и его принадлежности к определённой возрастной категории.
Проанализировав данные почтовой подписки, я обнаружила, что из газет у жителей нашего села наибольшим спросом пользуются районные, лидируют такие темы, как здоровье, кулинария и религия. Картина подписки по возрастам выглядела следующим образом. Молодёжных изданий выписали всего лишь 4 экземпляра (численность молодых людей от 14 до 30 лет составляет 132 человека), изданий для детей – 18 экземпляров (детей до 14 лет в селе 90 человек), изданий для взрослых – 250. Благодаря информации о том, что выписывают наши односельчане, мы узнаём об их читательских потребностях и интересах и ищем пути, как и чем привлечь в библиотеку новых читателей.
Например, при работе с детьми мы руководствуемся девизом: "От игрушки – к книге", причём познавательные игры, конструкторы, игрушки приносят сами дети. Многие игры придумывают сами ребята. Благодаря нашему депутату мы приобрели книжки-игрушки с пазлами, трафаретами, магнитиками. Наигравшись, дети обращаются к книгам. Иногда во время игр включаю аудио-книги со сказками. Наши малыши, едва научившись ходить и говорить, знают, где находится библиотека. За рубежом действует программа "Библиотека 100 талантов" – пространство детских библиотек формируется при самом активном привлечении детей. Эти идеи легли в основу построения новых зданий детских библиотек в Италии, Голландии и Швеции. Мы также стремимся вовлечь в нашу деятельность юных читателей: они участвуют в разработке и организации мероприятий, приносят свои лучшие работы для экспозиций, могут готовить в библиотеке школьные уроки, узнают о происходящем в их родных местах, готовят книжные выставки. Многие наши дети мечтают стать библиотекарями.
Молодёжь играми в библиотеку не заманишь. Мы провели анкетирование "Отношение молодёжи к книгам" среди подростков с 14 по 17 лет. На главный вопрос: "Любители Вы читать?", 45% наших респондентов ответили: "Нет". Между тем на вопрос: "Когда человек много читает, это хорошо или плохо, и почему?", все (!) дали ответ: "Хорошо", объяснив, что чтение развивает, обогащает лексикон, делает человека более интересным в общении, помогает узнать много интересного. Иными словами, все понимают, пользу чтения, но при этом не читают. Вот парадокс! Мы провели между читающими и нечитающими диспут "Читать или не читать?", в ходе которого "читающие" привели весомые аргументы в пользу чтения. В итоге сразу же после встрече 7 человек из нечитающих сразу же взяли книги.
Ещё одним мероприятием по популяризации чтения стало ток-шоу "Самая интересная девушка – читающая девушка". Три команды девушек пели, танцевали, показывали различные сценки, отвечали на вопросы. Наши девушки доказали, что быть умной, начитанной – выгодно. Интересно и с успехом прошли также акция "Время читать" и встреча с поэтессой В. Хамидуллиной из Набережных Челнов.
Старшему поколению не хватает прежде всего внимания. Мы не только проводим для них специальные мероприятия (например, "Старый новый год", "Бабушки и внуки"), но и активно используем их опыт и знания в нашей работе. Многие дедушки и бабушки взяли на себя такую заботу, как чтение детям вслух; они часто становятся помощниками и консультантами на наших библиотечных мероприятиях, помогают собрать историю села.
Словом и делом
Мы наладили партнёрство со всеми организациями нашего села и стараемся не только предлагать жителям хорошую литературу, но и всячески помогать им решать их бытовые проблемы.
Лишь один пример: в своё время из города сельчанам стали приходить квитанции по оплате услуг ЖКХ, хотя организацию эту никто в селе в глаза не видел, никаких услуги она нашим жителям никогда не оказывала. Ежемесячная плата составляла от 500 до 1,5 тысячи рублей, и многие, будучи добросовестными гражданами, платили. Досконально изучив Жилищный кодекс, Гражданский кодекс, я подготовила разъяснения для населения, оставила их главе села, в школе, на почте и поехала в город к директору ЖКХ. Привела неопровержимые доказательства многочисленных нарушений, оперируя статьями законов, доказала, что деньги взимаются незаконно. После этого квитанции от ЖКХ перестали приходить. От всех жителей села я получила благодарность, а глава села теперь перед принятием важных решений приходит за советом в библиотеку. Приходят советоваться по правовым и другим вопросам и сельские жители. Как не вспомнить фразу: "Кто владеет информацией, тот владеет миром"?
С появлением в библиотеке компьютера и интернета спектр наших услуг расширился. Был создан центр общественного доступа к сети интернет. Это самым лучшим образом отразилось как на деятельности библиотеки, так и на жизни села, привлекло новых читателей. Только у 20 семей в нашем селе (из 170) есть интернет, так что Центр весьма востребован.
Вот главные направления работы центра:
- Служба занятости. Среди жителей села много безработных. Библиотека предоставляет доступ к интернету для поиска вакансий, помогает составить резюме и по электронной почте разослать его по организациям. Благодаря этой услуге три человека нашли работу;
- Помощь в организации собственного бизнеса. Мы помогаем составить бизнес-план, находим, где можно закупить оборудование и приобрести необходимые навыки. Так, один молодой человек решил создать свой автосервис. Вместе с ним мы рассмотрели несколько вариантов (ремонт автостёкол и диагностика двигателей), нашли, где можно приобрести профессиональное оборудование и расходные материалы для ремонта трещин на автостёклах, сделали заказ, выписали обучающие видеокурсы. Мы также узнали об особенностях оборудования, технологии ремонта, примерных затратах, юридическом оформлении. Сейчас этот молодой человек уже отремонтировал несколько машин. Другому человеку мы подобрали вакансию, которая позволяет подзаработать не выходя из дома – написанием заказных статей. Безработному ветврачу мы помогли разместить бесплатное объявление на сайте районной газеты;
- Помощь фермерам и тем, кто держит личные подсобные хозяйства. Мы познакомила наших односельчан с сайтом "Фермерский магазин", где любой желающий совершенно бесплатно может разместить объявление о продаже урожая со своего подворья или о предоставлении услуг – и быстро найти покупателя;
- Медицинские консультации онлайн. У сельчан появилась возможность получать бесплатные консультации врачей не только российских, но и зарубежных. Так, после обнаружения онкологической болезни у нашего односельчанина и безуспешного лечения в России, мы обратились в медицинский центр имени Эдит Вольфсон (Израиль) через электронную почту библиотеки. На мой сотовый телефон (родственники больного попросили меня вести все переговоры) позвонил русскоговорящий медицинский консультант с целью получения дополнительной информации. Мы получили ответ, включающий описание предполагаемой программы обследования, лечения и стоимости услуг;
- Интернет-заказы. Мы помогаем нашим читателям через интернет-магазин выписывать книги, семена, оборудование и многое другое. Предварительно мы ищем в Сети отзывы о качестве товара. Например, 75-летний житель села принёс газету, где рекламировали "чудо-лопату" стоимостью 1800 рублей. На одном из интернет-форумов мы нашли отрицательные отзывы и тем самым библиотека сэкономила деньги пенсионеру. В следующий раз мы помогли этому же пенсионеру найти отзывы о другом товаре и отыскать этот товар по наиболее низкой цене.
- Школа компьютерной грамотности. Мы обучаем читателей работе на компьютере, набору текста и распечатке документов на принтере, поиску информации в интернете, записи данных на диск, флешку, пользованию электронной почтой, помогаем освоить электронный переводчик и учим делать мультимедийные презентации.
Таким образом, у нас появилась возможность решать насущные проблемы односельчан. Надо ли говорить, как жители села благодарны библиотеке?
Кроме того, с появлением в библиотеке компьютерной техники у нас появилась возможность издавать буклеты и книжки. Всего библиотекой выпущено 5 изданий, авторами и иллюстраторами которых выступили наши читатели. Лучшие литературные и художественные работы односельчан я отсылаю в газеты и журналы, на сайты и конкурсы. Мы выигрываем и нас печатают.
Мы также разработали для амбулатории буклеты "Девушка и сигарета", "Не курить здорово", "Чистые руки", информационные листы "Золотые правила здоровья", "Чтение лечит", которые призывают родителей читать детям книжки (например, американские педиатры вместе с рецептом рекомендуют родителям определённые книги для чтения ребёнку).
Проект "Читает всё село" был предоставлен на престижный международный конкурс по библиотечному маркетингу ИФЛА, среди 39 претендентов из 20 стран, в том числе Америки, Испании, Австралии, Индии. Проект занял 3-е место. В жюри входили представители Америки, России, Алжира, Греции, Индии. Член жюри из России, Людмила Зайцева, заведующая отделом сводного планирования и отчётности Российской государственной библиотеки отметила:
"Международное жюри высоко оценило Ваши профессиональные и личные усилия по популяризации библиотечных услуг среди односельчан, в том числе посредством создания центра общественного доступа к интернету и проведения разнообразных публичных акций. Я уверена, что участие и победа в таком престижном международном конкурсе станут для Вас не просто фактом признания Ваших достижений, но послужат Вам и Вашим коллегам новым стимулом для успешной работы в очень верно выбранном направлении, вызовет у Ваших односельчан и Вашего руководства чувство законной гордости за представителя российского библиотечного сообщества, сельского жителя Елабужского района Республики Татарстан, чья работа в библиотеке получила международное признание".
Закончить хочется цитатой из произведения Роберта Хайнлайна: "Мой отец считает, что библиотечная наука лежит в основе всех наук, так же, как ключом ко всем наукам является математика, и что выживем мы или погибнем зависит от того, как хорошо справятся со своим делом библиотекари". Так давайте же справляться со своим делом хорошо, ибо от нас, библиотекарей, зависит, как будет жить наша страна.
С автором можно связаться:
еrkаеvаguzal@mаіl.ru
|