Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

 Библиотекарь отдела обслуживания: психолого-педагогические качества профессии

/ Т. Ефременко, Е. Хоменко // Библиотечное дело. – 2012. – №8. – С. 28 – 31.

 

  Вопросы кадровой политики всегда находятся в зоне внимания Библиотеки. Одним из самых актуальных на сегодняшний день является вопрос о том, насколько библиотечные коллективы, каждый специалист готовы к решению задач в соответствии с новой ролью библиотек.

 

  В соответствии с планом научно-исследовательской работы специалисты ООМНИР продолжают изучать тему "Библиотекарь отдела обслуживания: психолого-педагогические качества профессии". Коллективом исследователей была составлена программа по изучению проблемы, разработан инструментарий исследования (анкеты, тесты и опросный лист).

  Исследование включает в себя: проведение диагностики социально-психологического климата коллектива; тестирование "Как Вы справляетесь с делами"; изучение психолого-педагогических качеств персонала и определение уровня самооценки специалистов для составления профессиограммы библиотекаря отдела обслуживания.

 

Первый этап

  Итоги первого этапа исследования позволили сделать вывод, что основная поставленная задача выполнена: изучена группа сотрудников Библиотеки, их психолого-педагогические качества, составлена профессиограмма производственной группы по обслуживанию пользователей (Библиомир, №1 (9) за 2008 год).

  Кроме того, результаты этого этапа изучения были подведены в статьях Т. М. Ефременко и Е. С. Хоменко "Специалист реальный и идеальный: психолого-педагогические качества библиотекаря отдела обслуживания" и "Библиотекарь отдела обслуживания: психолого-педагогические качества профессии" (в журналах "Библиотечное дело" за 2008 год в №22 (88), стр. 14-17 и "Новая библиотека" за 2009 год в №3 (99) февраль, стр. 18-24).

  На первом этапе в процессе изучения были выявлены уязвимые места при определении психолого-педагогических качеств сотрудников отделов обслуживания Библиотеки. Это показатели – "Постоянство поведения" и "Недооценка специалистами профессионализма при общении с читателями" – потребовали дополнительного изучения на очередном этапе исследования. Группой исследователей было принято решение провести дополнительное исследование, чтобы прояснить ситуацию. Была проведена стратификация персонала, занятого обслуживанием пользователей.

  В 2010 году, используя методику по проведению стратификации, разработанную Ленинградским государственным институтом культуры имени Н. К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств) специалисты Отдела Библиотеки провели очередной опрос в рамках программы. Настоящее исследование лежит в русле концепции профессора названного университета, доктора педагогических наук Соколова Аркадия Васильевича. Согласно предложенной им методике работников, образующих коллективы различных библиотек, можно разделить на пять страт (слоев, уровней) в зависимости от степени профессионализма и индивидуальных свойств характера. Страты были закодированы буквами греческого алфавита, что обусловлено деликатностью процедуры распределения людей по группам разной престижности.

  Предполагалось, что если выдвинутая гипотеза стратификации подтвердится и будут найдены практически осуществимые методики для определения принадлежности сотрудников к той или иной страте, то и инструмент для оценки профессиональной активности библиотечного персонала в целом и избирательного воздействия на каждого специалиста будет получен.

  Объектом научного исследования стали 38 библиотечных специалистов, занятых на обслуживании читателей. В результате мониторинг показал, что 100% опрошенных – женщины, стаж библиотечной работы до трёх лет имеют 13%, от 5 до 10 лет – также 13%, свыше 10 лет – 74% опрошенных. В стратах выявилось следующее распределение: авангард – 61% (23 человека), гвардия – 29% (11 человек), середняки – 5% (2 человека), пилигримы – 5% (2 человека). Характеристики и отличительные черты каждой группы таковы:

  Авангард (Альфа) – лидеры, новаторы, которым библиотечное дело обязано оригинальными идеями, творческим поиском. Особенность представителя этой группы в том, что он предан своему делу и настойчиво добивается перемен к лучшему, а одной из отличительных черт является его активное воздействие на сложившуюся технологию и организацию библиотечного дела. На это указывает тот факт, что предложения по рационализации труда регулярно выдвигают 9% авангардистов, изредка – 48%, равнодушных в этом вопросе набралось 43%.

  Около половины этой группы – сторонники коренных перемен. В отличие от других страт 52% авангарда не считает, что консерватизм свойственен библиотечным работникам; 83% ответили, что чувствуют себя уверенно на рабочем месте, 17% затруднились оценить свою профессиональную зрелость, а недостатка в профессионализме не ощутил никто.

  Считают своим долгом инициативное выполнение общественных поручений 57% опрошенных. О том, что библиотечная работа требует особых способностей, таланта или, в крайнем случае, задатков, которые разовьются в ходе профессионализации, авторитетно заявляют также 57%.

  Гвардия (Гамма) – мастера своего дела, профессионалы, пользующиеся заслуженным признанием и авторитетом. Однако они не склонны преобразовывать традиционно сложившееся, устоявшееся, предпочитая его рационализировать, совершенствовать, доказательством чего является тот факт, что 72% этой страты, по их мнению, регулярно выдвигают предложения по рационализации труда.

  Около половины этой группы – сторонники коренных перемен. В отличие от других страт 45% гвардии не считает, что консерватизм присущ библиотечным работникам, здоровый консерватизм поддерживают 63%; 97% ответили, что чувствуют себя уверенно на рабочем месте, 3% ощутили недостаток в профессионализме. И 100% выражают желание остаться в своей библиотеке на своём рабочем месте. Считают своим долгом инициативное выполнение общественных поручений – 18%, не отказываются от поручений, но и не проявляют особой инициативы – 82%. Не исключают возможности того, что хорошим библиотекарем-библиографом может стать любой человек, если захочет, – 100%.

  Профессиональное мировоззрение гвардии окрашено консервативностью и осмотрительностью. Лишь 14% считают, что библиотеки нуждаются в существенных преобразованиях, не более 9% выступают инициаторами каких-либо новшеств. 85% уверены, что библиотеки сохранятся, и сущность их останется неизменной. Авангард и гвардию объединяют удовлетворённость выбором трудового пути, уверенность в прекрасной будущности библиотек, профессиональная гордость. По мнению многих представителей этих страт, чтобы стать настоящим библиотекарем или библиографом, нужен талант, в крайнем случае, – врождённые задатки; 91% горячо поддерживают идею наличия профессионального праздника "День библиотекаря", выступают за корпоративную обособленность библиотекарей.

  Середняки (Сигма) – специалисты, ограничивающиеся удовлетворительным выполнением своих служебных обязанностей, следуя принятым образцам в трудовой и общественной деятельности, они скорее пассивны. Наиболее многочисленной страте, вбирающей середняков и балласт (Бета), присущи пассивность и равнодушие. Жизненные ценности тут лежат вне библиотеки (чаще всего – в семье).

  Они никогда не выдвигают новаторские предложения, не являются сторонниками существенных преобразований в библиотеке, затрудняясь оценить перспективы развития библиотек в XXI веке, редко обращаются к профессиональной печати. Реакция на выполнение общественных поручений однозначна – не отказываются от поручении, но и не проявляют особой инициативы со своей стороны. Уверены, что хорошим библиотекарем-библиографом может стать любой человек, если захочет.

  Профессиональная символика, как и профессиональные праздники отклика не вызывают. Тем не менее середняки утверждают, что легко справляются с трудовыми обязанностями.

  Пилигримы (Пи) по определению – это случайно приобщившиеся к библиотечной профессии люди, не связывающие свои жизненные планы с продолжительным пребыванием в библиотеке.

  В страте пилигримов преобладают люди, разочарованные в профессии, скептически оценивающие её перспективы и стремящиеся к эмиграции в иные профессиональные области. Здесь немало критически мыслящих личностей с невостребованным творческим зарядом. Приобщение к библиотечному делу пилигримы считают жизненной ошибкой, им чужды идеализация библиотеки и идеи "библиотечного таланта". Изредка выдвигают предложения по рационализации труда. Как сторонники коренных перемен, они считают, что библиотеки непременно трансформируются в учреждения с иными формами и содержанием деятельности. Не считают, что консерватизм – отличительное качество библиотечных работников. Затрудняются оценить свою профессиональную зрелость. Как и середняки, пилигримы не отказываются от поручений, но и не проявляют особой инициативы со своей стороны, уверены, что хорошим библиотекарем-библиографом может стать любой человек, если захочет.

  Хотя слой пилигримов есть в любой профессии, отток их из библиотек ощущается как потеря. Несмотря на профессиональную дезориентацию, пилигримы, как и середняки, чувствуют себя уверенно на рабочем месте.

 Объединяющими факторами для страт, существующих в Библиотеке, являются показатели числа счастливых и довольных своей судьбой людей, а их – 90%. Выражают желание остаться в своей библиотеке на своём рабочем мес- те  – 100%, все опрошенные уверены, что в библиотеке развита товарищеская взаимопомощь, с охотой идут на работу.

  Очевидно, что слои Альфа и Гамма не нуждаются в повышении профессиональной активности, но как члены коллектива в состоянии делать гораздо больше, делясь с другими сотрудниками знаниями, умениями, замыслами. На слой Пи воздействовать, вероятно, бесполезно. Пристального внимания потребуют слои Сигма и Бета.

  Вошедшим в эти страты требуется уделять пристальное внимание вопросам трудовой дисциплины, в том числе оперативности, сработанности и сплочённости. Иначе говоря, тем проявлениям личности, которые имеют ключевое значение в успешности ежедневной работы, что оказывает непосредственное влияние на эффективность труда. А это значит, что ежедневное исполнение своих должностных обязанностей сотруднику, даётся непросто. Это указывает и на невысокий уровень готовности библиотекаря к профессиональному общению с пользователем и коллегами, а по предварительным выводам именно оно вызывает затруднение.

  Настоящее исследование показало, что профессиональный кадровый массив – в большинстве, показатель середняков и пилигримов не высок, проблемных ситуаций нет, ситуация благоприятна для совершенствования кадровой профессионально-образовательной политики, проведения системной работы с кадрами и осуществления непрерывного контроля со стороны руководителя.

  По мнению исследователей, наличие уязвимых мест в определении психолого-педагогических качеств библиотекарей отделов обслуживания Библиотеки частично объясняется присутствием в коллективе сотрудников страт – середняки, балласт и пилигримы, а также и тем, что авангард и гвардия недостаточно делятся с ними своими знаниями, умениями и замыслами.

  Передача культуры (знаний и ценностей) от одного поколения к другому происходит в процессе наставничества. Именно здесь наметился разрыв профессиональной преемственности и причину "недуга" необходимо искать в дефекте этого процесса. Ещё один вывод исследователей – в Библиотеке отсутствует система наставничества.

  Таким образом, первый этап исследования по изучению психолого-педагогических качеств библиотекарей, занятых обслуживанием пользователей Библиотеки, завершен.

 

Второй этап

  В 2011 году в рамках подготовки к областной научно-практической конференции "Библиотеки – центры местного сообщества" группа исследователей Отдела приступила к следующему этапу исследования по теме "Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы. Библиотекари как социально-профессиональная группа". В соответствии с программой исследования "Библиотекарь отдела обслуживания: психолого-педагогические качества профессии" было начато изучение производственной группы по обслуживанию читателей муниципальных библиотек ЦБС.

  В современных условиях, когда социальные функции библиотеки претерпевают существенные изменения, когда библиотека становится центром местного сообщества, повышенное внимание направлено на тех, кто призван обеспечить становление библиотеки в новой роли, то есть непосредственно к библиотечному специалисту. В связи с этим встаёт вопрос о его готовности к переменам. Возрастают требования к персоналу, его профессиональной компетентности, эрудиции, доброжелательности, умению сопереживать, деликатности, толерантности и другим личностным качествам, способствующим успешной коммуникации как с пользователями, так и с коллегами.

  Кроме того, библиотечный коллектив имеет определённые особенности, которые обусловлены, прежде всего, тем, что работа в библиотеке в значительной мере носит творческий, эвристический характер и в то же время в библиотечном труде многие операции – повторяющиеся, монотонные и жёстко регламентированные. В этом состоит противоречие библиотечной профессии, которое создаёт для руководителей некоторые трудности при подборе, расстановке и взаимодействии кадров.

  Вопросы кадровой политики всегда находятся в зоне внимания Библиотеки, что подтверждают многочисленные исследования, публикации и выступления на эту тему. Одним из самых актуальных на сегодняшний день является вопрос о том, насколько библиотечные коллективы, каждый специалист в отдельности и все библиотекари Сахалина и Курил готовы к решению задач в соответствии с новой ролью библиотек.

  Для комплексного изучения этого вопроса было проведено исследование по теме "Профессионализм библиотечного специалиста – основа успешного становления библиотеки как центра местного сообщества", в котором частично использовался инструментарий первого этапа исследования "Библиотекарь отдела обслуживания: психолого-педагогические качества профессии". Оно состояло из анкетирования с целью изучения социально-психологического климата библиотечного коллектива ЦБС и тестирования "Как Вы справляетесь с делами?". Таким образом, к участию в этом этапе исследования были приглашены специалисты всех муниципальных библиотек Сахалина и Курил. Респондентам был предложен пакет документов для заполнения. Сначала для заполнения были предоставлены анкеты, отражающие состояние социально-психологического климата, царящего в библиотеке.

  Важность опроса и профессиональная значимость предложенной темы по достоинству оценена руководителями и методическими службами библиотек Анивского, Долинского, Северо-Курильского, Курильского, Ногликского, Невельского, Поронайского, Смирныховского, Томаринского, Тымовского, Охинского районов и города Южно-Сахалинска. Ведущие специалисты этих библиотек не только приняли активное участие в распространении анкет среди сотрудников и оперативном предоставлении результатов, но и внесли свои коррективы в общую программу исследования, что ещё раз подтверждает его актуальность.

  В результате анкетированием охвачено 211 библиотечных специалистов из 12 муниципальных образований Сахалинской области. Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале следующие позиции, характеризующие социально-психологический климат библиотечного коллектива:

  • в библиотеке развита принципиальность и требовательность друг к другу;
  • весь коллектив работает с полной отдачей сил для решения стоящих перед ним задач;
  • все члены коллектива ставят общественные интересы выше личных;
  • библиотечные специалисты сознательно подчиняются дисциплине и ответственно выполняют любую работу;
  • в библиотеке создана обстановка доверия, доброжелательности, взаимопомощи и поддержки;
  • все коллеги одинаково оценивают профессиональные успехи и неудачи, едины в оценке возникающих проблем;
  • библиотекари эффективно взаимодействуют друг с другом, действуя слаженно в сложных ситуациях;
  • персонал оперативно мобилизуется при выполнении срочных и ответственных заданий.

  Диагностика социально-психологического климата каждой библиотеки проводилась на основе комплексной оценки персонала. По результатам анкетирования была выстроена диаграмма. Анализ графического изображения отражает тот факт, что оценки по восьми показателям близки к максимальным пяти баллам в разных коллективах и колеблются от 3,7 до 4,6 балла. Самый высокий показатель респонденты присвоили утверждению "Библиотекари эффективно и слаженно взаимодействуют друг с другом в сложных ситуациях", а самый низкий – утверждению: "Библиотечные специалисты сознательно подчиняются дисциплине и ответственно выполняют любую порученную работу". Общий анализ социально-психологического климата показывает чрезвычайно высокий уровень сплочённости, взаимопонимания и продуктивного взаимодействия коллег.

  Для подтверждения субъективных оценок библиотечных специалистов муниципальных образований и снижения возможной погрешности результатов анализа был проведён дополнительный тест под названием "Как Вы справляетесь с делами?" Сопоставление двух аспектов изучения показало практически полное соответствие мнения самих библиотекарей и контрольного теста по таким вопросам, как: "В библиотеке развита принципиальность и требовательность друг к другу", "Все члены коллектива ставят общественные интересы выше личных" и "Все коллеги одинаково оценивают успехи и неудачи, едины в оценке возникающих проблем".

  Эти совпадения говорят о единстве коллег в оценке "положительного" и "отрицательного" в отношению к работе и друг к другу, о том, что коллектив состоит из единомышленников-профессионалов. Тех, кто готов успешно преодолевать неудобства и трудности, кто умеет ставить общественные интересы выше личных. Опираясь лишь только на эти данные, можно говорить о наличии устойчивой системы отношений, восприятии коллектива как единого целого и стремлении к сохранению целостности рабочей группы со стороны каждого библиотекаря. Этот фактор является одним из определяющих в формировании коллектива, достойного быть центром местного сообщества.

  В то же время из диаграммы видно расхождение оценок респондентов и результатов теста по вопросам оценки трудовой дисциплины, в том числе оперативности, сработанности и сплочённости, имеющих большое значение в успешной ежедневной работе и оказывающей непосредственное влияние на эффективность взаимодействия с местным сообществом. Тестирование показало, что объективные оценки оказались вдвое ниже тех, которые поставили сами библиотекари.

  Дополнительным результатом исследования явился тот факт, что 27% респондентов с трудом справляются со своей работой. Это значит, что ежедневное исполнение своих должностных обязанностей сотруднику, занятому на обслуживании пользователей, даётся непросто. Как говорилось ранее, тестирование направлено на изучение готовности библиотекаря к профессиональному общению с пользователем и коллегами, а по предварительным выводам, именно оно вызывает затруднение.

  Следствием этой скрытой проблемы является стресс, который может привести к конфликтам разного уровня и сложности. Внутренняя неудовлетворённость трудом может перерастать в конфликтное поведение, что противоречит самой природе библиотечного специалиста. Этот аспект требует дополнительного рассмотрения и исследования.

  Необъективно, с большим завышением библиотечные специалисты оценили обстановку доверия, доброжелательности, взаимопомощи и поддержки, сложившуюся в коллективе. В этом случае они выставили себе оценку в 4,3 балла из 5 возможных, а проверка тестом показала лишь 0,4 балла. Это говорит о невысоком уровне развития социально-психологического климата коллектива, что в перспективе грозит срывом рабочих процессов, а также снижением эффективности труда и качества предоставляемых библиотекой услуг. Потому что в тех коллективах, где отсутствует сплочённость и взаимопонимание, возникают проблемы в достижении намеченных целей, а также снижается трудовая мотивация.

  Важно заметить, что этот результат может быть ситуативным и нуждается в дополнительном исследовании, но сложившаяся ситуация, бесспорно, нуждается в положительных изменениях. Усилия к этому должны быть проявлены, как со стороны руководителей, так и со стороны самих библиотекарей.

  По мнению исследователей, для исправления создавшегося положения необходимы: планомерное изучение проблем и потребностей библиотечного персонала, создание системы моральных стимулов; пересмотр создавшейся системы повышения квалификации и неформальный подход к аттестации сотрудников; своевременная аттестация рабочих мест и обеспечение высокого уровня комфорта для работы персонала; формирование новых традиций в библиотеке и поддержка имеющихся; а также искоренение панибратства, предотвращение и устранение конфликтных ситуаций.

  Библиотечный персонал – основной ресурс, определяющий успешность и эффективность работы каждой библиотеки в современных условиях. Важно безотлагательно решать задачу формирования положительного социально-психологического климата коллектива.

  Кроме того, и в Библиотеке, и в ЦБС должны быть приняты такие меры, которые в ближайшем будущем обеспечат создание союза передовых и творческих библиотечных специалистов с учёными-психологами, который будет работать в соответствии с задачами, поставленными библиотекарями-практиками.

 

С авторами можно связаться:

nmo@libsakh.ru

 

 

 

 

© НВП "Армпроект", 2002-2021