Ночь. Время читать.
В первой всероссийской акции “Библионочь” в Санкт-Петербурге приняли участие 28 общедоступных библиотек – практически каждая десятая библиотека Северной столицы. Координатором акции стала Центральная городская публичная библиотека имени Маяковского.
К тому, что “время читать” в Петербурге наступает в апреле, его жители давно уже привыкли. К Международному Дню книги и ежегодному Книжному салону в Гавани добавилось и такое новаторское мероприятие, как “Библионочь”. Бессонной эта ночь стала для читателей 750 библиотек по всей России – от Красноярска до Калининграда.
Из первых комментариев к новости: “Ну и кто туда пойдёт ночью? Больных нема!” “Это что, для тех, кто не успевает в библиотеку днём?” “Я и так книги читаю только ночью, но предпочитаю диван J”.
Против ожиданий скептиков поток посетителей питерских библиотек, участвующих в акции, не иссякал до полуночи. А те, что пришли в “Маяковку” к началу проведения “Библионочи” в семь вечера – вроде как ненадолго, – задержались до самого закрытия в 23:00. И не потому, что давно не читали книг, а видимо, потому, что давно не окунались в атмосферу интеллектуального и творческого общения, которая царила в этот вечер в залах библиотеки.
Конечно, как и в любое другое время, здесь можно было обменять книги и даже получить читательский абонемент (у библиотеки в этот вечер прибавилось читателей), но главным было совсем не это. Программу вечера каждый посетитель получал на входе и поэтому мог выбрать то, что ему ближе всего. Хотя, если честно, глаза разбегались – хотелось принять участие во всём.
Читка новой пьесы – что это такое, может, скучно? И всё же читальный зал едва вместил желающих познакомиться с пьесой “Мартышка” в формате “сценической читки”. Пьесу представил её автор, драматург Андрей Зинчук, а прочитали – то есть фактически сыграли, разве что не на сцене – петербургские артисты. “Чем не театр? Прекрасная постановка!” – делились впечатлениями зрители. “Вечера современной драматургии” – новый проект “Маяковки”, который с интересом воспринимается посетителями библиотеки.
С театром была связана и другая встреча – в формате “Чаепитие с петербургскими писателями” – с писателем, поэтом и музыкантом Константином Арбениным, представившим новый театральный проект “А у детства нет прошлого”. Ну и как тут было не вспомнить группу “Зимовье зверей”, основателем которой был Константин, так что без песен под гитару и даже бубен (!!!) не обошлось? К тому же, оказалось, что такой жанр, как современная ироническая сказка, в котором пишет Арбенин, близок многим читателям, и писателя засыпали вопросами, а в конце встречи выстроилась очередь за автографами. Да, кстати, о чае: он был, и даже с пирожными и конфетами, об этом позаботились сотрудницы библиотеки.
В отличие от живой и непринуждённой обстановки “чаепития”, в зале редких изданий голосов почти не было слышно: склонившиеся над столами люди увлеченно... рисовали. Мастер-класс по созданию экслибрисов, который вела художник-график Эльвира Гончарова, собрал около трёх десятков человек. И если с первого раза, возможно, не у всех получилось создать свой неповторимый книжный знак, то большинство творцов ушли с уверенностью, что они это смогут сделать в будущем.
Творчество в соседнем зале, где люди так же сосредоточенно трудились, то и дело прерывалось возгласами, смехом, вопросами к консультантам. Здесь ООО “Невский знак” тоже проводило мастер-класс – по изготовлению книжных закладок ручной работы. Кошки, цветы, дети, ангелы, сказочные персонажи – всё могло стать предметом творческого воплощения, причём в самых разных материалах – бумаге, ткани, лентах, бусинках, пёрышках и т. п. Вдохновиться можно было тут же, разглядывая в стеклянной витрине изысканные закладки из частной коллекции Елены Булкиной.
Непонятное “броуновское движение” происходило сразу в трёх смежных залах: молодые люди, подростки, мамы, держащие за руку детей, буквально перебегали из зала в зал с листками бумаги, изредка останавливаясь то у одного, то у другого стенда и что-то там напряжённо выискивая. Выяснить что-либо у них не представлялось возможным, так все были увлечены проходящей, как принято говорить, “в реальном времени” интерактивной игрой, или квестингом.
Квест, квестинг (от англ. “quest” – поиск, погоня за приключениями) – жанр игры, требующей от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету и поиска конечной цели – “клада”, приза и т. п.
Квестинг был, разумеется, литературный, и состоял из трёх этапов: допечатная эпоха, книгопечатание, книга и книжные мотивы в современном дизайне. Участникам нужно было, двигаясь от пункта к пункту, ответить на множество вопросов из области книгопечатания и книгоиздания: начиная от наскальных рисунков и древнеегипетских иероглифов и заканчивая самыми необычными изданиями современности, такими как поваренная книга, которую нужно запечь в духовом шкафу, чтобы прочитать.
Оказывается, любовь к играм, причём не компьютерным, а таким, где надо применять смекалку и решительно действовать, в людях неистребима! Надо было видеть, с каким азартом и дети, и взрослые серьёзно и старательно выполняли все задания. Ради долгожданного приза? Думаю, что скорее ради самого удовольствия от процесса. Хотя и призы, разумеется, были, и все набравшие нужное количество баллов их получили: интересные и познавательные издания, футболки с логотипами, настенные календари, изданные библиотекой...
Те, кто заканчивал игру раньше, уходить не спешили, ведь в зале периодики, где находился один из пунктов квестинга, вершилось другое таинство. Присутствующие здесь в переносном смысле “ломали голову”, а в буквальном – разгадывали головоломки. Вот уж поистине “вечные тренажёры для ума” – так и был назван этот раздел “Библионочи”. Здесь не обошлось без “профи” из Школы игротехники, созданной коллекционерами и изобретателями головоломок, которые участвуют в международном движении любителей головоломок. (Можно смело утверждать, что в этот вечер их число выросло как минимум на сотню.) Они-то и помогли собравшимся познакомиться с различными видами головоломок, узнать историю их создания, дали возможность порешать логические задачки, проверить свою смекалку, потренировать ловкость рук и сообразительность.
Дети, как ни странно, куда быстрее разбирались в хитросплетениях проволочек и верёвочек, “кубиках-рубиках” с разным наполнением (которые часто даже не кубики, а например, сердце, пирамида или собака). Гораздо сложнее разгадать “коан” – задача, на первый взгляд абсолютно неразрешимая, во всяком случае, традиционными способами.
Что такое коан? В его основе лежит парадокс, решение которого выходит за пределы традиционного образа мышления. Попытка понять коан логическим путём неизбежно ведёт к противоречию. Разгадка может оказаться по силам лишь тому, кто хорошо владеет интуицией. (Пример коана: гусь в бутылке, которого посадили туда маленьким гусёнком. Как выпустить гуся наружу, не повредив ни его, ни бутылку?)
Взрослым же больше по душе пришлись игры даже не просто с интеллектуальным, а с духовным содержимым. Например, трансформационная игра, нет, больше, чем игра; по сути, это школа духовного развития, которая учит использовать всё то, что происходит с нами в жизни, для решения психологических или практических задач. Сложно? Думаю, не сложнее проблем, которые ставит перед нами сама жизнь...
А ещё индийская игра самопознания Лила, в которую включается Высшее “Я” человека, японские шахматы сёги, в период правления сёгунов, предписанные самураям в качестве средства, развивающего стратегическое и тактическое мышление... В общем, отрывать людей от игрушек, в которые они погрузились с головой, приходилось чуть ли не силой.
* * *
“Царское” ли это дело – развлекать приходящих в библиотеку посетителей, заманивать их разными игрушками-погремушками, придумывать для них интересные занятия, создавать сферу применения творческого потенциала? Впрочем, библиотеки с самого начала были не просто пунктами выдачи книг, а центрами культурного и интеллектуального общения. И современные, в частности петербургские библиотеки, уже не первый год осваивают эту не вполне профильную для них деятельность.
Что же касается ночных бдений, то это не только практическая задача привлечения занятых в дневное время людей, но вполне конкретная цель достойного наполнения досуга. В конце концов, почему основные вложения направлены на тех, кто желает просто “оттянуться” – в кафе, на дискотеке, в ночном клубе или даже в кино (которое далеко не всегда интеллектуально). Есть ещё и немалая категория лиц, для которых самое большое наслаждение – и лучший релакс – “покрутить извилинами” над решением какой-нибудь мудрёной задачи или самому сделать то, чего раньше никогда не пробовал.
“Библионочь” в Петербурге продемонстрировала не только потребность в такого рода времяпрепровождении, но и возможность её реализовать. Безо всякой идеологической подоплёки на наших глазах вызревает феномен нового “клубного” общения – непринуждённого, увлекательного, творческого и интеллигентного. А интеллигентность всегда была отличительной чертой петербуржцев, и если библиотека сумеет внести свой вклад в её возрождение – честь ей и хвала.
Информация
Наряду с “Ночью музеев”, которая уже несколько лет проводится в России и, в частности, в Санкт-Петербурге, в этом году стартовала “Библионочь”. Проведение акции инициировали московская Ассоциация менеджеров культуры, библиотека-читальня имени И. С. Тургенева, Российская Государственная детская библиотека, Государственный Литературный музей, музей-усадьба “Ясная Поляна”, фонд “Пушкинская библиотека”.
В акции приняли участие более 750 организаций по всей России. В Петербурге до поздней ночи (а некоторые и до утра) были открыты 28 общедоступных библиотек. Центральной площадкой проведения “Библионочи”, а также координатором акции выступила Центральная городская публичная библиотека имени Маяковского. У неё и самая обширная программа: интерактивная выставка головоломок, выставка и мастер-класс закладок ручной работы, встреча с писателем, основателем группы “Зимовье зверей” Константином Арбениным, мастер-класс по созданию экслибрисов.
Интересными были программы и других библиотек. Центр британской книги библиотеки имени Лермонтова провёл “Библионочь в стиле английских детективов”, а филиал “Адмиралтейский” погрузил посетителей в атмосферу эпохи “Войны и мира”, где можно было не только посмотреть фильмы, но и сделать фото на память “На балу с Наташей Ростовой”. Библиотека “Ржевская” оправдала своё название, организовав тематический вечер “В компании с поручиком Ржевским”, посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года. А в библиотеке имени Льва Толстого на Васильевском острове звучали песни бардов, посвящённые Петербургу...
Были и другие сюрпризы. В Централизованной библиотечной системе Московского района открылся “Библиоленд”, ярмарка развлечений “Поле чудес”, библиоказино настольных игр “Тройка, семерка, туз” и многое другое. Центральная библиотека Выборгского района провела литературно-историческое костюмированное шоу “Реверанс позапрошлому веку”, где прошли “Встреча с романсом”, мастер-класс “Украшение стола”, поэтический конкурс “Старое стихотворение на новый лад”.
По мнению профессионалов, “Библионочь” как пилотный проект состоялась, а значит – продолжение следует...
С автором можно связаться:
redaktrisa@mail.ru
|