Казалось, еще недавно мы могли смело констатировать факт, что Интернет прочно вошел практически во все сферы деятельности белорусских библиотек. Однако появление платформы Веб 2.0, поднявшей интернет-технологии на новый уровень, заставляет библиотеки пересматривать подходы к своему присутствию в Сети и взаимодействию с пользователями в соответствии с требованиями времени. Как справедливо отмечает Я. Л. Шрайберг, современная библиотека не может быть оторвана от процесса общей информатизации, становления нового мышления, новых методов поиска и получения информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [5].
Следует отметить, что интерес к технологиям Веб 2.0 со стороны белорусских библиотек пока еще слаб, хотя примеры их точечного применения уже есть. Прежде, чем перейти к анализу вовлеченности белорусской библиотечной практики в сферу Веб определимся с терминологией и проведем анализ опыта использования сервисов Веб 2.0 в библиотеках на постсоветском пространстве.
Сразу оговоримся, что при наличии огромного количества публикаций по рассматриваемой теме в определении понятия "Веб 2.0" до сих пор существует неоднозначность, тем не менее большинство специалистов под Веб 2.0 понимают современную концепцию развития Интернета, принципиальным отличием которой является возможность создавать содержимое Сети любому пользователю. Так веб-сайты, основанные на технологиях Веб 1.0, содержали материалы "только для чтения", их контент создавался экспертным сообществом. С появлением платформы Веб 2.0 у каждого пользователя Интернета (будь то отдельный пользователь или организация) появилась возможность генерировать и создавать свой собственный контент, позволять неограниченному количеству пользователей иметь доступ к контенту и возможность совместно работать с ним, создавать гибридный контент, сочетающий различные форматы передачи данных, – текстовый с графическим, цветовым, визуальным или же звуковым и т. д. Существенной особенностью технологий Веб 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке сетевого содержания.
Появление Веб 2.0 принесло нам блоги и микроблоги, социальные сети ("Одноклассники", "ВКонтакте", Facebook), социальные закладки, фолксономии, теггинг и облака тегов, Wiki, мультимедийные системы распространения информации (You Tube, Flickr и др.), текстовые веб-редакторы, персонифицированные стартовые страницы и т. д. Это далеко не полный перечень инноваций новой эпохи Интернета, вошедших в нашу жизнь.
Вернемся к библиотечной практике. Какие возможности открываются перед библиотеками благодаря платформе Веб 2.0?
Следует отметить, что недостаточные объемы финансирования библиотек, а также отсутствие зачастую в штате высококвалифицированных сотрудников, специализирующихся на создании веб-сайтов, не позволяют библиотекам быстро реагировать на изменения, происходящие в сфере ИКТ. В связи с этим в большинстве белорусских библиотек для взаимодействия с пользователями Интернета используются сайты, разработанные на платформе Веб 1.0. Следовательно, библиотеки сами создают и публикуют информацию на сайте, а также единолично решают, какие услуги нужны пользователям. Подобное взаимодействие соответствует линейной модели обслуживания, представляющей собой преимущественно односторонний процесс общения библиотеки и пользователя.
Технологии и сервисы Веб 2.0, которые в значительной степени ориентированы на коллективную функциональность, взаимодействие с пользователями, социальные сети и коллективный доступ [1], предлагают библиотекам уже готовые инструменты для построения горизонтальной модели взаимодействия с пользователями, которая носит взаимный, равноправный характер и основана на гуманистических позициях общечеловеческого характера.
Более того, интеграция библиотек в среду Веб 2.0 позволяет новыми, креативными способами донести до пользователей свои ценности и идеи, увеличить спрос на библиотечно-информационные услуги, вовлечь в библиотечное обслуживание новые категории пользователей и, наконец, формировать и поддерживать положительный образ библиотеки у власти, общественных организаций и населения как современного информационного учреждения, играющего важную роль в развитии образования, науки и культуры.
Какие инструменты используются в библиотечно-информационной практике на постсоветском пространстве? В табл. 1 представлен обзор наиболее популярных интернет-проектов, имеющих формат Веб используемых библиотеками разных типов и ведомственной принадлежности.
Таблица 1. Сервисы Веб 2.0 и их использование в информационно-библиотечной практике
Сервис
Веб 2.0
|
Характеристика
|
Сфера применения
|
Вики
|
Приложение, поддерживающее коллективную работу множества авторов над общей коллекцией взаимосвязанных гипертекстовых записей
|
Создание ресурсов по различной тематике;
привлечение пользователей к созданию совместного контента (сайт "Вуршуд" Национальной библиотеки Удмуртской Республики http://vorshud.unatlib.org.ru/index.php/);
создание общедоступных ресурсов для обучения пользователей; создание статей о библиотеках в Википедии
|
Блоги (LiveJournal, Blogger, Wordpress и др.)
|
Веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (сетевой журнал), содержащие текст, изображения или мультимедиа [11]
|
Блог как платформа для ведения сайта библиотеки; информационная поддержка отдельного проекта библиотеки; организация сообществ (например, блог как информационная площадка библиотечных методических объединений для оказания консалтин-говых услуг; как информационная поддержка межбиблиотечных проектов и т. д.);
блог как новостной инструмент при отсутствии на сайте библиотеки новостной ленты;
персональные блоги библиотекарей на библиотечные и околобиблиотечные тематики как средство самовыражения библиотечных специалистов и развития профессиональной коммуникации; средство обратной связи между пользователем и библиотекой
|
Микроблоги
(Twitter)
|
Интернет-сервис для ведения микроблогов, позволяющий отправлять короткие текстовые заметки не более 140 символов
|
Рассылка новостей библиотеки;
средство обратной связи между пользователем и библиотекой; проведение конкурсов, информационная поддержка мероприятий и корпоративных событий;
развитие профессиональной коммуникации
|
Paper.li
|
Газета из сообщений Twitter. С помощью Paper.li можно создавать собственную Twitter-ленту – подборки записей – не только на основе контента из Twitter, но еще и на основе записей в Facebook. Сервис не просто выбирает из Twitter-ленты ссылки, но и учитывает само содержимое, производя семантический анализ и ранжируя по актуальности
|
Возможность подписываться и наблюдать сетевую деятельность аудитории из представителей целевой группы библиотеки, потенциальных потребителей, партнеров и т. д.;
формирование новостной подписки по определенной тематике
|
RSS-агрегаторы
|
Инструменты, способные собирать из Интернета необходимую пользователю информацию и выдавать ее в удобном для него виде
|
Информирование пользователей о новостях библиотеки, новых поступлениях, новых услугах, новостях сайта и т. д.; справочно-информационная работа (ИРИ, ДОР, СБО).
|
Сервисы коллективного хранения закладок (социальные закладки) (http://bobrdobr.ru/, http://memori.ru и др.)
|
Рекомендательные сервисы, с помощью которых осуществляется категоризация информации путем создания закладок и спонтанных смысловых меток (тэгов). В отличие от традиционных поисковых машин, размещающих ресурс по количеству указывающих на него внешних ссылок, социальные закладки предпочитают размещать ресурс с учетом его "признанной пользы"
|
Формирование рекомендательных коллекций интернет-ресурсов (применяется аннотирование);
систематизация и категоризация информации за счет тэгов; привлечение пользователей к созданию коллекций Интернет-ресурсов (например, библиотекари составляют списки ресурсов по определенной тематике и приглашают пользователей дополнить эти списки подходящими материалами) [2]
|
Подкастинг
|
Система, позволяющая создавать и передавать звуковую или видеоинформацию в Интернете, формировать подписку на аудио- и видеоконтент
|
Организация видеоконференций, социокультурных мероприятий, проводимых библиотекой (аудио- и видеозаписи профессиональных мероприятий);
создание дистанционных курсов для обучения пользователей; предоставление новостной информации
|
Мультимедийные сервисы (Flickr, YouTube и др.)
|
Фото- и видеосервисы, позволяющие хранить, систематизировать и категоризировать фотографии, видео, обмениваться ими
|
Предоставление фото-, видеоматериалов, освещающих деятельность библиотеки;
создание коллекций фото- и видеоматериалов; создание виртуальных экскурсий, галерей; организация дистанционного обучения пользователей
|
Географические сервисы (GoogleMaps, Foursquare и т. д.)
|
Сервисы, которые позволяют работать с цифровыми картами и глобусами
|
Привязка библиотеки к географическим сервисам; разработка и проведение обучающих игр, конкурсов; использование сервисов в СБО
|
Социальные сети
|
Методы социального общения
|
Организация и проведение массовых мероприятий; информирование пользователей о новостях библиотеки; предоставление фото-, видеоматериалов, освещающих деятельность библиотеки;
создание виртуальных экскурсий, галерей; организация дистанционного обучения пользователей; проведение опросов пользователей;
средство обратной связи между пользователем и библиотекой; развитие профессиональной коммуникации
|
Чаты, системы обмена мгновенными сообщениями в сети (Meebo, Skype, ICQ и др.)
|
|
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание; библиотечный консалтинг
|
Форумы, гостевые книги и др.
|
|
Средство обратной связи между пользователем и библиотекой.
|
Help a librarian
|
Сервис, работающий по типу "вопросов и ответов" специально для библиотекарей
|
Развитие профессиональной коммуникации; виртуальное справочно-библиографическое обслуживание; библиотечный консалтинг
|
Calameo (http://www.calameo.com/)
|
Международный сервисдля публикации интерактивных электронных документов в Интернете и средство для общения: есть внутренняя почтовая служба, а также группы и сообщества по интересам
|
Публикация корпоративных журналов, отчетов, презентаций и т. д.; создание ресурсов для обучения пользователей; развитие профессиональной коммуникации
|
Перечисленные в табл. 1 сервисы Веб 2.0 (среди которых, безусловно, имеются и не учтенные нами) активно используются нашими зарубежными коллегами в качестве канала продвижения библиотечно-информационных ресурсов и услуг, для создания и развития собственных информационных площадок, проведения различных интерактивных акций (вебинаров, опросов пользователей, игр и др.), для персонального брендинга (продвижение личных профайлов руководителей и сотрудников библиотек, развитие профессиональных связей и т. д.). И, наконец, интеграция библиотечных сайтов с социальными сервисами способствует улучшению имиджа сайта библиотеки, привлечению посетителей (трафика), индексированию сайта поисковыми системами и увеличению количества внешних ссылок на него.
В России и Украине очень активно развивается библиотечная блогосфера. Причем блоги используются не только как РR-инструменты, рассказывающие о новостях библиотеки, но и как средство взаимодействия с пользователями, позволяющее отвечать на вопросы, обсуждать общие проблемы, что, безусловно, способствует повышению лояльности пользователей к библиотекам.
По данным на 15.05.2011 г. в блогах "Библиомания" и "БиблиоШкола" библиотечная блогосфера России, Украины и Беларуси представлена списком из более 320 блогов, из них: 143 блога школьных библиотек; 16 блогов библиотечных сообществ (методические объединения, сообщества и др.); 126 блогов библиотекарей и библиотечных учреждений; 13 блого-проектов, посвященных различной тематике, например, Победе в Великой Отечественной войне. Все эти блоги ведутся на русском языке. В списке библиотечной блогосферы также представлены 26 блогов на других языках, большинство из них – на украинском. Белорусских блогов в этом списке всего 6, причем эта цифра не изменяется уже несколько лет.
В июле 2010 г. в рамках семинара "Технологии WEB 2.0 в библиотеках. Социальные сети" (организаторы – Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) и Информационный центр посольства США) был проведен опрос представителей 20 крупнейших белорусских библиотек Минска и областных городов с целью выявления масштабов использования технологий и сервисов Веб 2.0 белорусскими библиотеками. Результаты опроса представлены в табл. 2.
Таблица 2. Использование сервисов Веб 2.0 в 2010 г. белорусскими библиотеками
Сервис Веб 2.0
|
Количество ответивших, %
|
RSS-агрегаторы (Gooqle Reader, IE, FF...)
|
35
|
Блоги
|
10
|
Социальные сети
|
35
|
Системы обмена мгновенными сообщениями в сети
|
50
|
Социальные закладки
|
10
|
Видеосервисы (YouTube и др.)
|
30
|
Фотосервисы (Flickr, ЯФото...)
|
10
|
Контекстная реклама (Google Adsense, Я. Директ)
|
10
|
Тулбары
|
5
|
Облако тегов
|
10
|
Виртуальная служба
|
45
|
Кроме того, 5% участников опроса ответили, что в их библиотеках сервисы Веб 2.0 не используют совсем.
Если сравнивать вовлеченность белорусских библиотек в среду Веб 2.0 в 2010 и 2011 гг., следует отметить, что некоторая динамика все-таки есть. Данные на 15.05.2011 г. представлены в табл. 3.
Таблица 3. Сервисы Веб 2.0 в белорусских библиотеках. Сравнительная таблица 2010 и 2011 гг.
Сервис 2.0
|
Год
|
2010
|
2011
|
Facebook (официальные страницы библиотек)
|
1
|
3
|
ВКонтакте (группы и профили)
|
2
|
15
|
Блоги библиотек и общественных организаций
|
2
|
2
|
Блоги библиотекарей
|
4
|
4
|
Twitter библиотек
|
1
|
2
|
Twitter библиотекарей
|
|
1
|
Социальные закладки
|
2
|
3
|
Статьи о белорусских библиотеках в Википедии
|
2
|
4
|
Виртуальная служба
|
9
|
14
|
К "дванольной" услуге принято относить виртуальную справку (вопрос – ответные системы информационно-поискового и экспертного типа) [4]. Отрадно отметить, что в белорусских библиотеках данная услуга активно развивается (табл. 3).
Наличие на сайтах библиотек таких форм технологий с обратной связью, как форумы и гостевые книги, не анализировалось. В сфере наших интересов – использование белорусской библиотечной практикой популярных у пользователей интернет-проектов, имеющих формат Веб 2.0.
Из табл. 3 понятно, что в 2010 г. белорусские библиотеки начали активнее осваивать социальные сети. Так, в настоящее время только в ВКонтакте зарегистрировано 15 библиотечных страниц и групп следующими библиотеками: Научной библиотекой БИТУ, Президентской библиотекой Республики Беларусь, Республиканской научной медицинской библиотекой (РНМБ), Централизованной системой детских библиотек г. Минска ("Крутая библиотека!!!"), Центральной детской библиотекой г. Минска им. Н. Островского ("Детские библиотеки – храм человеческих фантазий!"), Библиотекой БГЭУ, Могилевской областной научно-технической библиотекой, Библиотекой БГУИР, Гомельской областной универсальной научной библиотекой им. В. И. Ленина (ГОУНБ) (7 групп). Официальные страницы в социальной сети Facebook, которые практически являются "зеркалами" страниц в ВКонтакте, сегодня имеют Научная библиотека БИТУ, Президентская библиотека Республики Беларусь, ГОУНБ.
Мониторинг библиотечной блогосферы позволил выявить восемь белорусских блогов и микроблогов: блоги библиотек и общественных организаций – Научная библиотека БНТУ, Гомельское отделение ББА "Библиомир: взгляд из Гомеля"; персональные блоги – "Библиотекари Беларуси" (A. B. Скалабан, Научная библиотека БНТУ), "Моя гоголиана", "Библио-Сад" и "Мой Чернобыль" (Ю. Максименко, ГОУНБ). В Twitter пока представлены только две библиотеки – Научная библиотека БНТУ и Президентская библиотека Республики Беларусь.
В Википедии было обнаружено только четыре статьи о белорусских библиотеках: Национальной библиотеке Беларуси (НББ), Президентской библиотеке Республики Беларусь, ГОУНБ, РНТБ.
Сервис социальных закладок используется только тремя библиотеками.
В целом следует отметить, что белорусские библиотеки медленно и нерешительно внедряют в работу технологии Веб 2.0. Для кого-то в этом процессе важнее быть среди первопроходцев: они бросаются в освоение технологий Веб 2.0 с "шашкой наголо", бывает – обжигаются. Другие занимают выжидательную позицию, анализируя конкурентов, совершают эпизодические вылазки в Веб 2.0. И, наконец, третья, самая малочисленная группа, создает комплексную стратегию присутствия библиотеки в Веб 2.0 и действует в соответствии с ней. Но самое главное – идет постепенное накопление опыта в этом направлении.
К тому же следует отметить, что существует ряд причин, препятствующих процессу вовлечения белорусских библиотек в среду Веб 2.0. Среди них, на наш взгляд, следующие: во-первых, отсутствие понимания, что библиотеки должны использовать те же технические инструменты и информационные технологии, что и их пользователи; во-вторых, нехватка библиотечных специалистов, владеющих технологиями маркетинга в среде Веб 2.0; в-третьих, настороженность руководства библиотек – для большинства понятие "социальные сети" немедленно вызывает реакцию "пресечь".
Между тем руководители должны понимать, что технологии и сервисы Веб 2.0 привели к изменению информационной среды, в которой живут их сотрудники. Очевидно, что сегодня в нашем профессиональном сообществе уже вряд ли найдутся библиотекари, не имеющие какого-либо "жизненного опыта" в социальных сетях. Хочет того наниматель или нет, сотрудники, используя социальные сети, могут делиться информацией не только личного характера, но и о библиотеке, в том числе, представляющей коммерческую тайну. Можно запретить сотрудникам пользоваться социальными сетями в рабочее время, но ничто не помешает им заняться этим дома. Несомненно, для библиотеки эта ситуация создает определенный риск, а значит она должна как-то регулироваться. Например, стоит разработать политику в отношении социальных сетей и определить пределы коммуникации. Важно, чтобы сотрудники ощущали социальную ответственность за свое присутствие в Интернете и понимали, что все, когда-либо выложенное ими, остается в Сети навсегда, более того, любая публично раскрываемая в Сети информация не должна нарушать чьи-либо права или законные интересы.
Однако если правильно управлять рисками, среда Веб 2.0 оказывается мощным маркетинговым инструментом для решения множества задач, стоящих перед библиотекой. На наш взгляд, работа в среде Веб 2.0 сегодня должна стать составной частью комплекса маркетинговых мероприятий библиотеки, направленных на формирование, поддержание и развитие долгосрочных партнерских отношений с пользователями на основе знания друг друга, уважения друг к другу и нацеленности на взаимную выгоду.
Что библиотеки должны для этого делать?
- Для получения обратной связи о своей деятельности осуществлять мониторинг упоминания библиотеки, ее продуктов и услуг в социальных сервисах.
- Работать с полученной информацией, оперативно реагируя на положительные и отрицательные отзывы, налаживая обратную связь с пользователями, улучшая тем самым свою репутацию и услуги.
- Использовать социальные сервисы как канал продвижения своих ресурсов и услуг. Для этого необходимо создавать профили, группы и страницы в наиболее подходящих для конкретной библиотеки социальных сервисах, приглашать туда своих пользователей, устанавливать взаимосвязь сервисов Веб 2.0 с основным сайтом библиотеки.
- Создавать интересный тематический контент, привлекать пользователей к созданию совместного контента.
- Формировать постоянную аудиторию из представителей целевой группы библиотеки.
- Регулярно публиковать анонсы и организовывать акции, стимулирующие интерес к библиотеке.
- Собирать и анализировать детализированную статистику об эффективности работы библиотеки в социальных медиа.
В заключение отметим, что вовлечению белорусских библиотекарей в новую идеологию Интернета могут способствовать:
- Обучающие мероприятия по использованию технологий и сервисов Веб 2.0 в библиотечной практике;
- Участие в корпоративных проектах;
- Взаимодействие с коллегами в профессиональных группах социальных сетей (только в odnoklassniki. ru несколько групп библиотечной направленности: "Библиотекари"; "Отличный библиотекарь", "Участники крымской конференции"; "Школа библиотечного лидерства", "Читатели и библиотекари о современных библиотеках" и др.);
- Взаимодействие с пользователями на их "территории" (в блогах, сетевых сообществах и т. п.);
- Самообразование.
ЛИТЕРАТУРА
- Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации [Электронный ресурс] / Под ред. рабочей группы проекта Minerva ЕС "Качество, доступность и удобство работы" // Minevra plus в России / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Центр по проблемам информатизации сферы культуры (Центр ПИК). – Москва, 2010. – Режим доступа : http://www.rus-eu-culture.ru/ publ/web-user. – Дата доступа: 10.03.2011.
- Лаврик, О. Л. Использование новейших технологий для реализации информационной функции библиотеки / О. Л. Лаврик, И. Г. Юдина. – Библиосфера. – 2010. – № 1. – С. 35 – 41.
- Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение / Е. Д. Патаракин. – Москва : НП "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. – 176 с.
- Пурник, А. В. От Библиотеки к Библиотеке 2.0 / Социолог и психолог в библиотеке: сб. статей и материалов. Вып. 7 / Российская государственная библиотека для молодежи. – Москва, 2010. – С. 10 – 17.
- Шрайберг, Я. Л. Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе : ежегод. докл. конф. "Крым", 2010 / Я. Л. Шрайберг. – Судак ; Москва. – 2010. – 77 с.
- http://blog.shikate.ru/
- http://bibliotekarsha.blogspot.com.
- http://blog.rgub.ru.
- http://dvanol.blogspot.com/.
- http://rusu-library.blogspot.com/2008/02/im.html.
- www.aselibrary.ru/conference43/conference432432/.
|