Особо важная функция экскурсионных мероприятий — формирование информационной культуры личности. В более широком смысле она может быть отнесена к просветительской работе, имеющей своею целью воспитание тех, кто является ее объектом, будь то дети или взрослые.
В центре нашего внимания на проводимых в библиотеке экскурсиях — не то, что изучается и исследуется, не каталоги и картотеки библиотеки. Главный объект организатора библиотечной экскурсии — экскурсанты; мероприятие осуществляется именно для них; их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности — цель экскурсии в библиотеке.
А поэтому продумывая, планируя экскурсию, мы стараемся максимально учесть уровень информированности, общей культуры экскурсантов, предварительно консультируясь с представителями группы. Важно учитывать и то, что библиотечная экскурсия — это не индивидуальная, а групповая (общественная) работа, в этом ее сущность и природа.
А значит, нужно выбрать правильные, ориентированные на коллективное восприятие интонацию, общедоступный уровень сложности демонстрируемого и объясняемого материала, и что называется найти общий язык с группой (и в каждом отдельном случае, в зависимости от категории экскурсантов, язык этот может быть другой).
Таким образом, библиотечная экскурсия — это способ групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).
Среди средств работы по воспитанию информационной культуры пользователей есть такие, которые воздействуют преимущественно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотечной экскурсии в силу наглядного ее характера являетсято, что она особенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном. Однако, определяя место экскурсии в ряду других средств формирования информационной культуры читателей библиотеки, можно утверждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются все же максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов, посвящение их в святая святых храма книги — содержание и смысл библиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знаниям через Библиотеку.
Задумывая и проводя библиотечную экскурсию, мы всегда заботимся о том, чтобы ее план, используемые наглядные пособия максимально способствовали серьезному ознакомлению с библиотекой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользователей. И даже, когда речь идет о художественных экскурсиях в библиотеке (например, по размещенной здесь выставке живописи или произведений декоративно-прикладного искусства), то и они не ограничиваются у нас лишь просмотром-любованием, а сопровождаются обстоятельными комментариями и проводятся как своеобразные уроки постижения творчества художника.
Важно помнить, что каждая хорошо проведенная экскурсия дает не только определенные информационные познания, но и позволяет пережить эмоциональные моменты. Не раз было замечено, что исподволь это происходит у экскурсантов даже во время созерцания красоты книг как человеческих творений. Разумеется, эмоциональное наслаждение — хотя и важный, однако же только сопутствующий элемент библиотечной экскурсии. Сущность же ее, по большому счету, — изучение возможностей библиотеки как информационного социального института.
И само определение экскурсии не может обойтись без этого основного элемента. Попробуем совместно вывести и осмыслить такую формулу: библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культурыличности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.
Такое определение позволяет приблизить библиотечную экскурсию к различным учебным формам и окончательно закрепить ее в арсенале средств по формированию информационной культуры личности. А сопоставив библиотечную экскурсию с этими иными формами, мы увидим, что она резко отличается от них двумя особенностями, которыми мы и дополним наше определение, чтобы считать его завершенным: изучение объекта в его естественной обстановке и вытекающая отсюда необходимость для экскурсанта отправиться к этому объекту.
Под естественной обстановкой мы понимаем библиотеку как дей-ствующую социальную среду. Только в ней экскурсант может почувствовать себя пользователем библиотеки и только в этих условиях он с наибольшей эффективностью всесторонне и прочно воспримет передаваемую экскурсоводом информацию.
Желающий понять, что такое библиотечные технологии и как правильно разыскать информацию в огромном книжном море, не может ограничиться абстрактным изучением структуры библиотеки, умозрительным рассмотрением функций ее отдельных структурных подразделений и продуктов ее деятельности. Только оказавшись там, где расположены рядом и книжные сокровища, и средства, позволяющие ориентироваться в библиотечных фондах (традиционные каталоги и картотеки, электронные ресурсы), можно почувствовать и понастоящему понять, что же такое библиотека и охватить в целом этот сложный организм. В этом, думается, — главное преимущество экскурсионной формы работы.
Об этом хорошо сказано в статье В. А. Герд «Что такое экскурсия» (В. А. Герд // Экскурсионное дело: сб. статей по вопросам методики экскурсий / под ред. С. В. Герд. М.; Л., 1928. С. 26): «Чтобы получитьвозможность изучать объект в естественной обстановке, надо отправиться к нему. Это путешествие или ходьба, далеко или близко, которая или пред¬шествует изучению, или продолжается параллельно с ним, психологически срастается с самою работою экскурсии, окрашивает всю ее особым настроением бодрости и активности, делая экскурсию самой чарующей, завлекательной формою изучения предметов или явлений».
Вводя обе вышеуказанные особенности в определение, получим окончательную формулировку: библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт в ее естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения — в библиотеку.
Библиотечные экскурсии можно разделить на группы и выделить те основные черты, которые определяют характер ведения экскурсии, то есть помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки.
Практика подтверждает три основания для классификации библиотечных экскурсий:
По содержанию:
- тематические (например, изучается только справочно - библиографический аппарат библиотеки);
- комплексные экскурсии.
По составу участников:
- детские (дошкольники, школьники);
- юношеские (школьники, студенты);
- взрослые (лица, повышающие уровень информационной культуры, гости города, профессиональное сообщество, представители власти и спонсоры).
По форме проведения:
- реальные (в помещении библиотеки);
- виртуальные (на сайте библиотеки).
Как показывает наш опыт, в детских экскурсиях большое значение имеет возрастная дифференциация, во взрослых — профессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной подготовки: юношеский возраст однороден; это тот момент жизни, когда разница в два-три года не имеет значения, и 16 или 20-летний юноша или девушка — сверстники; профессия еще не завладела их психикой, еще не сложились навыки, не установилось отношение к окружающему миру: широко и жадно воспринимается знание, безотносительно к утилитарным соображениям. Зато большую разницу делает образовательный уровень.
Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юридических специальностей необходимо больший акцент сделать на информационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции. С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют библиотечные экскурсии школьные и юношеские, и происходит это по следующим причинам:
- такие экскурсии исторически являются первыми — на них выработалась методика экскурсионной работы в библиотеке;
- громадному большинству библиотекарей приходится проводить именно эти виды библиотечных экскурсий.
И в конце, исходя из изучения теории вопроса и собственного практического опыта, хотелось бы привести некоторые правила, которые, надеюсь, могут быть использованы и коллегами, читателями (пользователями) «Библиотеки».
Экскурсант в процессе библиотечной экскурсии обязательно должен узнать о спектре услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы в дальнейшем он мог ими воспользоваться.
В процессе экскурсии необходимо заострить внимание на основных правилах пользования библиотекой.
Руководитель экскурсии не должен злоупотреблять использованием слов-профессионализмов, так как это может усложнить усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснить.
В ходе экскурсии не стоит заострять внимание на отдельных сотрудниках библиотеки, необходимо только пояснить: чем в силу своих профессиональных обязанностей они могут помочь пользователю, если у него возникли затруднения в поиске или получении информации.
Помните, что на первом месте из всего, что создает комфортность работы в библиотеке, читатели называют доброжелательность библиотекаря, поэтому тон экскурсии должен быть ровным, недопустимы назидания и грубое «привлечение к порядку», как со стороны экскурсовода, так и со стороны сотрудников, в чьем отделе находятся экскурсанты.
И - добро пожаловать на экскурсию в нашу библиотеку! |