КАК СФОРМИРОВАТЬ БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ЧАСТО на пути к достижению своей цели люди с ограниченными возможностями сталкиваются с барьерами, которые не в силах преодолеть без поддержки общественных и других организаций, без государственного участия. В итоге барьеры окружающей среды для таких людей часто становятся социальными барьерами. Как их нейтрализовать? Сегодня я хочу поделиться примерами успешного решения проблем архитектурной, образовательной и информационной доступности.
В «Глоссарии социального журналиста» безбарьерная среда понимается как модификация или переоборудование зданий, оборудования, аппаратуры и т. п. таким образом, чтобы они были доступны людям с различными физическими ограничениями здоровья (например, пандус рядом с лестницей). В настоящее время термин «безбарьерная среда» вытесняется термином «общедоступное проектирование» (universal design). Кроме того, безбарьерное доступное пространство должно быть организовано ещё и безопасно. В Новосибирской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих (НОСБ) совместно с ЗАО «Научно-технический центр Растр» была разработана специальная система ориентирования для людей со зрительными ограничениями. Учитывая тот факт, что незрячий человек не может сразу сориентироваться в незнакомом помещении, разработчики разместили на всём протяжении вы-бранного маршрута датчики, которые при приближении человека передают сигнал на переносной декодер. В результате пользователь слышит речевое сообщение о возможных препятствиях (лестницах, поворотах, дверях и т. д.), а также о возможных вариантах дальней-шего маршрута. Такая система позволяет незрячему человеку самостоятельно ориентироваться даже там, где он находится впервые. Позже система ориентирования «Скаут» была внедрена в Новосибирском краеведческом музее, где в рамках проекта «Музей, поделившийся зрением» была подготовлена экскурсия для людей с нарушением зрения. Ценность разработки заключается в том, что она прошла тестирование и может быть использована для любого помещения.
Но архитектурные барьеры далеко не единственное, что препятствует людям с ограниченными физическими возможностями чувствовать себя полноправными гражданами своей страны. В динамично развивающемся и меняющемся информационном обществе невозможно добиться хоть сколько-нибудь значимых результатов в профессиональном или образовательном плане, не имея доступа к информационным и образовательным ресурсам. В НОСБ эту истину усвоили много лет назад. Библиотека давно взяла на себя не только функцию доставки книги читателю, но и стала ресурсным и информационным центром для своих пользователей. В библиотеке созданы специальные рабочие места для людей со зрительными ограничениями. Они оборудованы тактильными дисплеями, позволяющими незрячему человеку пальцами читать информацию, отображающуюся на экране монитора; синтезом речи, позволяющим слышать всё, что пользователь делает на компьютере; экранной увеличивающей лупой для слабовидящих людей. Кроме того, уже несколько лет незрячие и слабовидящие читатели имеют возможность обучаться на компьютерных курсах и изучать английский язык. Уже семеро школьников, изучавших язык в НОСБ, приняли участие в программе по обмену школьников «Flex-future leader exchange» и съездили на год в Америку.
Кроме адресной группы людей с ограниченными физическими возможностями, библиотека оказывает информационную помощь специалистам, работающим с этой категорией читателей, их родственникам и друзьям. Более того, активно занимаясь проектной деятельностью, сотрудники библиотеки оказывают адресные социокультурные услуги, отодвигая культурные границы и расширяя образный мир незрячих потребителей услуг.
Социокультурная услуга включает в себя следующие компоненты: альбом, в котором все тексты и картинки выполнены крупным шрифтом для слабовидящих и рельефно-точечным шрифтом и рельефной графикой (выпуклый рисунок, который можно изучать, используя осязание); к альбому прилагается диск или аудиокассета с записью аудиобеседы. И последнее, самое приятное для незрячего экскурсанта — трёхмерный макет, позволяющий тщательно ознакомиться с архитектурными и эстетическими особенностями объекта (к примеру, макеты монумента Славы, современного дома, домика мастеров для малышей с нарушением зрения и т. д.).
Внедрив в свою деятельность современные информационные технологии, в 2000 г. библиотека стала участником проекта «Доступное высшее образование для людей с ограниченными физическими возможностями в Сибири — реальность сегодняшнего дня». Проект реализуют Новосибирский государственный университет (НГУ), Центр независимой жизни людей, передвигающихся на колясках «Финист», представители Сан-Францисского государственного университета.
Что же сделали в университете для того, чтобы образование стало доступным людям с различными физическими ограничениями здоровья? Во-первых, была создана безбарьерная среда для людей, передвигающихся в инвалидных креслах; во-вторых, был создан ресурсный центр; в-третьих, была разработана система персональных помощников. Для студентов-колясочников была переоборудована комната в общежитии. Когда одной комнаты стало недостаточно, переоборудовали вторую. В университете и студенческом городке были сооружены пандусы. Был увеличен рабочий день лифтёра. Если группе, в которой обучался студент, передвигающийся на коляске, ставили занятия на этаж, который оказывался для этого студента недоступным, деканат договаривался с диспетчером об их переносе в более до-ступные аудитории.
Для студентов с нарушениями зрения в университете по инициативе Ю. Ю. Лесневского, директора НОСБ, был открыт технический адаптивный центр. В центре студенты могут работать на компьютерах с помощью программы экранного доступа (синтезатора речи) и так-тильных дисплеев, могут воспользоваться специальным принтером, который печатает текст рельефно-точечным шрифтом Брайля, позволяя читать его пальцами и электронной луной. Здесь же они проходят обучение компьютерной грамотности, осваивая десятипальцевый метод печати на клавиатуре и принцип работы на основе «горячих» клавиш. Для студентов сканируются и переводятся в рельефно-точечный шрифт или электронный формат учебные материалы. При необходимости электронный и печатный тексты могут быть переведены в аудиоформат. Ребята имеют свободный доступ к ресурсам глобальной сети, выполняют контрольные, курсовые, дипломные учебные задания, находят необходимую информацию. Если нужно, они могут распечатать учебные материалы на принтере шрифтом Брайля. Если студент договаривается с преподавателями о дополнительных занятиях, они тоже проходят в техническом центре. Создание подобного центра — это эффективное решение поддержки интегрированной формы образования. Студенты учатся в обычных группах, а в центре получают техническую поддержку, которая позволяет им иметь равные возможности доступа к информации и образовательным ресурсам.
В НГУ у каждого студента с ограничениями здоровья, если он в этом нуждается, есть персональный помощник. Помощником становится студент из группы, в которой он учится. Помощник помогает своему одногруппнику, сопровождая его в университет и другие социально значимые места, читает материалы, которых нет в электронном или другом доступном для студента формате, диктует надписи с доски.
Сейчас в НГУ обучаются 77 студентов с различными физическими ограничениями здоровья. Что касается студентов с нарушением зрения, то с 2000 г. их поступило 17 человек, из них четверо окончили университет, причём двое — с «красными» дипломами.
Студенты в процессе обучения регулярно обращаются в НОСБ. Библиотекой специально для университета было переведено несколько учебников в рельефно-точечный и аудиоформат. Эти учебники были переданы в университетскую библиотеку, что позволило расширить образовательное пространство для студентов со зрительными ограничениями.
За годы существования программы изменилось отношение студентов, преподавателей и администрации университета к студентам с различными физическими ограничениями. Эти студенты сумели доказать всем, что могут на равных осваивать сложную учебную программу, быть активными представителями университета. Их одногруппники и преподаватели от жалости и сочувствия перешли к равному общению с ними. Преподаватели готовы пойти навстречу, предоставляя электронную версию своего методического пособия, проводя дополнительные занятия; если есть необходимость, готовы найти альтернативную форму объяснения учебного материала. Что касается студентов, то они уже не воспринимают одногруппников с проблемами здоровья, как инопланетян, понимают, что те отличаются от них только тем, что по-другому получают, записывают и обрабатывают информацию. Они уже автоматически, не задумываясь, предлагают помощь раньше, чем их об этом попросят.
В целом, НГУ создал успешную и эффективную модель интегрированного получения высшего образования для людей с физическими ограничениями здоровья, в этом университет вполне может стать положительным примером для других вузов страны. Единственная, но самая существенная проблема, препятствующая распространению описанной модели, — отсутствие государственного финансирования. Специалисты в данной области знают, насколько дорого стоит оборудование для организации специальных рабочих мест, системати-ческое обновление техники. В университете многое делается для решения финансового вопроса, но без государственной поддержки программа не может развиваться так эффективно, как хотелось бы. До настоящего времени оборудование центра обновлялось в основном за счёт грантов и спонсорской помощи.
Решая поставленную задачу, НОСБ и НГУ успешно преодолели архитектурные, образовательные и информационные барьеры, помогли людям с ограничениями жизнедеятельности получить равный с другими гражданами доступ к информационным и образовательным ресурсам. Конечно, на их пути было немало сложностей, немало проблем, которые приходилось и приходится решать и сегодня, но ими накоплен серьёзный опыт, которым они готовы делиться.
С автором можно связаться: socjour@post.nsu.ru |