В СБОРНИК «Организация библиотечного пространства в библиотеках малых городов»1 (далее по тексту — Сборник) вошли тексты докладов участников научно-практического семинара «Организация библиотечного пространства в библиотеках малых городов», проходившего в г. Ханты-Мансийске 24-25 марта 2008 г. Поскольку Сборник был отпечатан очень маленьким тиражом (100 экз.), сразу же после выхода в свет он стал библиографической редкостью. Настоящая статья преследует цель ознакомить широкие круги библиотечного сообщества с его содержанием, ведь в сборнике в концентрированном виде представлен весьма интересный опыт библиотек региона Западной Сибири. Составитель Сборника С. Ю. Волженина сделала общий обзор работы семинара в своей статье2, я же попробую подробнее проанализировать тексты, включённые в Сборник докладов.
Пространство — философия и практика
Первый раздел Сборника озаглавлен «Проблемы организации пространства в публичных библиотеках». Его открывает доклад С. Ю. Волжениной «Организация пространства в библиотеках малых городов Западной Сибири и Югры: общее и особенное». В нём она представила результаты анкетирования, проводившегося в библиотеках Югры и ближайших регионов, входящих в состав Западной Сибири.
Автор доклада подробно проанализировала ответы библиотек-респондентов по таким показателям, как характер и статус города, физическая доступность библиотечных зданий (в том числе для инвалидов); состав фонда по видам документов и наличие специализированных разделов фонда и специальных структурных подразделений в библиотеках; способы организации доступа к фонду; степень использования автоматизированных технологий; степень мобильности планировки; наличие и использование дизайнерских разработок и фирменного стиля.
Главный вывод доклада — наличие у библиотек указанных регионов «... общих проблем в организации пространства и понимании библиотекарями этой сферы профессиональных знаний...» (с. 21). Автор также констатирует, что у сотрудников библиотек-респондентов «... весьма слабые представления о дизайне, стиле и организации пространства библиотек» (с. 21), и что библиотекари «... признают вторичность обозначенной на семинаре темы, тем самым соглашаясь с навязываемой обществом недооценкой роли библиотек в социально-культурной сфере» (с. 21). Над решением этих проблем нам всем предстоит серьёзно поработать.
Теоретико-философскую концепцию библиотечного пространства с точки зрения визуальной репрезентации (с. 22, выделено авт.) представила в своём докладе «Завоёвывать и преодолевать или обживать и осваивать: социокультурные аспекты формирования библиотечного пространства» ответственный редактор журнала «Библиотечное дело» С. Г. Матлина. По сути дела, речь идёт о выстраивании иллюстративного ряда пространства библиотеки. Автор выделяет три сферы библиотечного пространства: «Пространство-Место», «Пространство-Время» и «Пространство-Логос» (с. 23).
В «Пространство-Место» автор включает «...расставленные фонды, организованные ресурсы, современный дизайн» (с. 24). Однако в соответствии со своей концепцией свободного доступа (выделено авт.) к библиотечным ресурсам, С. Г. Матлина расширяет границы «Пространства-Места» и говорит, что в современной библиотеке речь идёт об организации пространства, которое предусматривало бы «... всё многообразие сценариев пребывания человека в библиотеке» (с. 25). Соответственно, должны быть предусмотрены «шумные» и «тихие» (с. 26) читательские зоны, а само внутреннее пространство библиотеки должно быть легко трансформируемо «... в зависимости от ситуации в помещения разной величины» (с. 27).
Категорию «Пространство-Время» С. Г. Матлина использует для иллюстрации функции библиотеки - «хранителя Памяти» (с. 28). Для этого, по мнению автора, должны использоваться «... средства, придающие пространству динамизм (выделено авт.) за счёт создания иллюзии движения» (с. 29). Это могут быть игры, экскурсии, использование разных стилей в оформлении различных помещений, профессиональные туры и т.д.
«Пространство-Логос» (образ Слова) С. Г. Матлина также включает в иллюстративный ряд библиотеки. Образ Слова создаётся «... через имя библиотеки, архитектурный облик её здания, дизайн» (с. 30). Существенное значение автор придаёт массовым мероприятиям, в том числе выставкам, на которых Слово и приобретает свой вид и звучание.
С докладом «Библиотека как "третье здание" или библиотека в пространстве» выступила доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств К. Б. Лаврова. Автор раскрывает концепцию «третьего здания» применительно к библиотеке. Она анализирует место и роль библиотечных зданий в жизненном пространстве человека как части социального пространства города, как ресурса, формирующего культурное пространство и позволяющего «... сохранять и транслировать во времени культурные ценности» (с. 37). В итоге автор приходит к логичному выводу, что «... библиотечное здание ... имеет ещё множество «смыслов». При проектировании новых библиотечных зданий и организации самого библиотечного пространства эти ... факторы необходимо учитывать» (с. 38-39).
Большой интерес вызвал доклад заместителя директора Библиотеки Университета им. М. Лютера и Центральной библиотеки земли Саксония-Анхальт (Галле, Германия) Д. Зоммер «Современные требования к строительству и организации пространства библиотек Германии». Автор подробно рассказала об истории своей библиотеки и её современных строительных и инновационных проектах, а также сделала подробный обзор современных тенденций в строительстве зданий библиотек в Германии в течение нескольких последних лет.
В докладе также подробно очерчен круг конструктивных и функциональных требований, предъявляемых к современным библиотечным зданиям в Германии. Главное требование — ориентация на пользователя в эпоху цифровых информационно-коммуникационных технологий. По мнению автора, пользователям должны быть предоставлены все условия для поиска информации в любом виде, а также возможность самостоятельного выполнения простейших библиотечных операций (записи книг на свой абонемент, сдачи книг, копирования библиотечных материалов и др.). Оформление помещения «... должно подчеркивать... значимость людей ..., равно как и важность книг и электронных ресурсов» (с. 51). Поэтому, в Германии при строительстве библиотечных зданий в бюджет закладывается приличная сумма по статье «На "искусство в здании"» (с. 51). Многие примеры из германской практики в изложении Д. Зоммер было бы совсем не грех взять на вооружение нашим библиотекам. Эта работа заслуживает более широкой популяризации среди библиотечного сообщества России.
Рассказ о зарубежном опыте продолжила заместитель директора Государственной библиотеки Югры М. Н. Мадьярова. В докладе «Как китайские библиотекари объединяют книги, компьютер и читателя: субъективные заметки очевидца» она поделилась впечатлениями от поездки в Китай в октябре 2007 г. и знакомства с работой ряда публичных и университетских библиотек в Пекине и Шанхае. Заслуживает внимания пассаж об оформлении библиотечных выставок в Китае: «... нет на выставках заголовков, цитат, разделов, просто выставлены книги и периодика ... может быть, мы перегружаем наши выставки?» (с. 59).
Своими мыслями по поводу второй очереди здания Государственной библиотеки Югры поделилась сербский архитектор, автор проекта здания Библиотеки В. Драгоевич в докладе «Взгляд на новую библиотеку в г. Ханты-Мансийске».
Что можно сделать самим в плане организации библиотечного пространства, как можно гибко его менять, продемонстрировала в своём докладе «Библиотека Новоуральска: от идеи к культурно-информационному центру» директор Центральной публичной библиотеки г. Новоуральска, член совета РБА и председатель секции публичных библиотек РБА С. Ф. Бартова. Автор построила доклад в форме экскурсии по интересным местам своей библиотеки. В библиотеке был создан весьма необычный отдел - «отдел интеллектуального отдыха» (с. 65), а на пустом третьем этаже здания был открыт зимний сад, ставший «изюминкой библиотеки» (с. 66).
О возможных цветовых решениях в оформлении пространства библиотеки рассказали сотрудники абонемента Государственной библиотеки Югры Т. А. Осинцева и О. В. Жернова в докладе «Роль цвета в библиотечном пространстве: психология восприятия и правила организации пространства библиотеки». Авторы рассуждают о том, как именно люди воспринимают те или иные цветовые сочетания — в общем и применительно к самой Библиотеке. Ответ на вторую часть задачи дало социологическое исследование. Читателям было предложено ответить на анкету с единственным вопросом: «С каким цветом у вас ассоциируются предлагаемые в таблице термины?» Авторы приходят к выводу, что Библиотека «... в целом ассоциируется с холодными спокойными тонами, которые способствуют успокоению, концентрации внимания, снимают напряжение, стимулируют к действию. Это говорит о том, что библиотечное пространство нашей библиотеки ... организовано с учётом психологического восприятия человеком того или иного цвета» (с. 70).
Пространство и люди
Второй раздел Сборника («Специфика организации пространства в библиотеках для обслуживания особых групп пользователей») открывается докладом методиста Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих С. Г. Васильевой. Он носит название «Организация безбарьерного архитектурного, образовательного и информационного пространства для людей с физическими ограничениями здоровья (на примере Новосибирского государственного университета и Новосибирской областной специальной библиотеки)». Автор рассказывает о нескольких интересных проектах. Например, в Новосибирской областной специальной библиотеке (НОСБ) была разработана и успешно прошла тестирование специальная система ориентирования, которая дает пользователю возможность слышать «... речевое сообщение о возможных препятствиях..., а также возможных вариантах дальнейшего маршрута» (система «Скаут», с. 73). Места для пользователей со зрительскими ограничениями в НОСБ «... оборудованы тактильными дисплеями ...; синтезом речи ...; экранной увеличивающей лупой для слабовидящих людей» (с. 73). Незрячие пользователи имеют возможность обучаться на компьютерных курсах и изучать английский язык на базе НОСБ (с. 74).
В НГУ была создана «... безбарьерная среда для людей, передвигающихся в инвалидных креслах» (с. 74) и (по инициативе директора НОСБ Ю. Ю. Лесневского) ресурсный и технический адаптивный центр для слабовидящих студентов (с. 75). В этом центре на компьютерах, оборудованных соответствующими технологическими средствами, незрячие студенты «... проходят обучение компьютерной грамотности, осваивая десятипальцевый метод печати на клавиатуре и принцип работы на основе "горячих» клавиш"» (с. 75). Для них «... сканируются и переводятся в рельефно-точечный шрифт и электронный формат учебные материалы» (с. 75). Реализация этих и других проектов помогла «... людям с ограничениями жизнедеятельности получить равный с другими гражданами доступ к информационным и образовательным ресурсам» (с. 77), а сами проекты вызывают серьёзный профессиональный интерес. Библиотекарь Государственной библиотеки Югры Л. А. Басюк рассказала об опыте работы с этой же категорией пользователей в докладе «Адаптация библиотечного пространства к обслуживанию пользователей с ограничениями жизнедеятельности». На основе результатов анализа концепций и подходов к проектированию библиотечного пространства, в том числе, за рубежом (например, в Китае) автор делает вывод, что именно гибкое пространство «... облегчает перемещение человека внутри библиотеки и создаёт оптимальные условия сосуществования различных групп людей и отдельных посетителей» (с. 80). Далее автор рассказывает о том, что на данный момент сделано в этой связи в библиотеках округа и что запланировано сделать.
Завершает этот раздел доклад московского архитектора, аспирантки Новосибирской архитектурно-художественной академии Е. В. Фёдоровой «Возможности и ограничения норм проектирования зданий библиотек для организации игровой деятельности». Автор приводит и анализирует стандарты и нормы проектирования библиотечных зданий, которыми пользуются архитекторы в нашей стране, с точки зрения функций библиотеки и предоставляемых услуг. В то же время, утверждает автор, при «... организации пространства для видов деятельности, напрямую не связанных с документами, нужно опираться не на норматив объёма фондов и числа читателей, а на представление технологии этой деятельности и тех требований, которые она предъявляет к пространству» (с. 91).
Автор обосновывает данное положение на примере игровой деятельности в библиотеке. По её мнению, игра должна присутствовать в библиотеке обязательно. Автор предлагает читателю краткий культурологический анализ типов игр и утверждает, что в библиотеке реализуются игры двух типов: «... деловые игры (ДИ) и организационно-деятельностные игры (ОДИ)» (с. 92). Автор приводит список вариантов типовых помещений городских библиотек, которые могут быть использованы для игр (с. 96). В этом списке 22(!) позиции, то есть перечислены практически все возможные помещения в библиотеке.
Далее предлагаются пути решения проблемы несоответствия норм проектирования технологическим требованиям для реализации игр. Суть предложений автора - «гибкое зонирование пространства» (с. 98) и создание специальных игровых зон. Ограниченный объём статьи не позволяет рассказать о каждом предложении автора. Однако следует отметить, что этот доклад представляет интерес и заслуживает публикации (полностью или частично) в виде самостоятельной статьи на страницах какого-нибудь библиотечного журнала.
Общими усилиями
Третий раздел Сборника носит название «Пример, достойный подражания: сотрудничество архитекторов, дизайнеров, поставщиков оборудования и библиотекарей». Директор ЦБС г. Нефтеюганска Н. В. Шапкова представляет доклад «Новая библиотека г. Нефтеюганска: от проекта до реализации». Она рассказывает всю историю реализации проекта, начиная от обоснования необходимости строительства и согласования соответствующих решений и документации с местными властями. Далее автор подробно описывает планировочные и строительные решения, принятые и реализованные в равноправном тесном сотрудничестве между Библиотекой и строительными компаниями.
Интересными представляются некоторые архитектурные и дизайнерские решения библиотеки. Например: «Центральная трёхэтажная часть [здания! объединяет два крыла, расположенные под небольшим углом друг к другу, и напоминает раскрытую книгу. Справа ... разместится детская библиотека, слева - библиотека для взрослых» (с. 108). В детской библиотеке можно будет увидеть такие образцы дизайна библиотечной мебели, как «... разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, паровозика и божьей коровки...» (с. 109). Заслуживают внимание такие, ранее не слишком задействованные в практике формы работы с детьми, как мастер-класс - «... сектор развития читательских навыков ... детей и младших подростков или тренинг-зал -... место для социально-психологической разгрузки детей и подростков или библиотерапии» (с. 109).
Другой доклад этого раздела «Проблемы проектирования интерьеров и оснащения библиотек мебелью. Принципы правильной организации пространства библиотек» представил директор по развитию ООО «Радуга-ЛИК» (г. Рязань) И. А. Коженкин. Автор считает, что оснащение библиотек мебелью и оборудованием - специальный проект, который включает в себя «... общую концепцию оснащения библиотеки; перечень мебели, рассчитанной в соответствии с потребностями библиотеки; вид оборудования, согласованный с интерьером каждого зала библиотеки, а также проект расстановки мебели по помещениям» (с. 113). Автор далее анализирует проблемы, возникающие в процессе оснащения библиотек мебелью и оборудованием, и предлагает список из 10 принципов «правильной ... организации пространства библиотек», развёрнуто обосновывая каждый из них (с. 115-117). В конце автор делает вполне логичный и справедливый вывод: «... при организации конкурсов или аукционов необходимо выделять, наряду с лотами на поставку оборудования, самостоятельный лот на создание дизайн-проекта» (с. 117). Этого концептуального положения и надо придерживаться современным библиотекам!
Волшебство технологии
Четвёртый раздел Сборника «Влияние технологических процессов и автоматизации на организацию пространства библиотеки» открывает доклад заместителя директора ЦБС г. Сургута А. Г. Дарутиной «Современные технологии в общедоступной библиотеке: опыт ЦБС г. Сургута». Автор делится опытом разработки «Концепции создания информационно-коммуникационной системы в среде библиотек ЦБС» «... с точки зрения читателей, технологий и пространства» (с. 121) в период строительства в Сургуте нового здания Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина. Следует отметить ряд положительных моментов: разработка Концепции шла в режиме актив-
ного сотрудничества её разработчиков и сотрудников ЦБС, Концепции ориентирована на пространство. Автор также проводит сравнительный анализ технологии штрихового кодирования и RFID-технологии, и приходит к выводу, что будущее в библиотеках за последней.
Заведующая мультимедийным сервисным центром Государственной библиотеки Югры И. В. Фёдорова представила доклад «Организация безопасных условий доступа к электронным ресур¬сам в мультимедийных копьютерных классах библиотек». Автор исследует проблему организации библиотечного пространства «... с точки зрения обеспечения безопасности пользователей при эксплуатации компьютерной техники» (с. 126), анализирует основные требования к помещению для работы с ПЭВМ, организации рабочих мест пользователей, освещению и т.д.
Завершает Сборник раздел, посвященный конкурсу на лучшую идею поорганизации библиотечного пространства «Библиотечный дизайн». Этот конкурс совместно проводили Государственная библиотека Югры, Ханты-мансийский институт дизайна и прикладных искусств и ПО «Радуга-ЛИК» среди общедоступных библиотек ХМАО. В разделе представлено «Положение о конкурсе» и выдержка из «Протокола заседания экспертного совета», в которой указаны библиотеки-победители конкурса по двум основным номинациям: «Идеи по организации библиотечного пространства для детей» и «Идеи по организации библиотечного пространства для взрослых».
В Приложении помещён «Итоговый документ», принятый участниками семинара. К Сборнику также прилагается CD-диск с презентациями к докладам и иллюстрациями к конкурсным работам.
В уже упоминавшейся статье (см. сноску 2) С. Ю. Волженина отмечает, что семинар 2008 г. в Ханты-Мансийске выявил настолько много неизученных и нерешённых проблем и породил столько идей, что всем стало ясно: их обсуждение, а также разработку новых концепций и решений необходимо продолжать. Действительно, если в 2008 г. на XIII ежегодной Конференции РБА в Ульяновске было принято решение о создании круглого стола по организации пространства, то на следующей XIV Конференции (Вологда, 2009 г.) заседание круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» было впервые в истории включено в программу Конференции. Тогда же был избран Постоянный комитет упомянутого выше круглого стола. Был создан специальный сайт «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства»3. Идей и планов, намеченных к реализации, достаточно. Так что, продолжение следует...
1. Организация библиотечного пространства в библиотеках малых городов: материалы межрегионального научно-практического семинара, г. Ханты-Мансийск, 24-25 марта 2008 г. / Гос. б-ка Югры; сост. С. Ю. Волженина. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2009. - 186 с. Прил.: 1 CD.
2. Волженина С. Югорский феномен. На пути к общественному раю // Библиотечное дело. — 2009. — №4 (94).-С. 18-20.
3. http://rba.okrlib.ru/
С автором можно связаться: Zverevich@britishdesign.ru |