Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

Пресс-релиз в системе библиотечных PR-технологий

/ В. В. Орлов // Библиотековедение. – 2009. – № 5. – С. 122 – 125.


Рассмотрены роль, значение, специфика и процессы создания пресс-релиза в системе библиотечных PR-технологий. Актуальность темы связана с ее недостаточной изученностью. В создании библиотечных пресс-релизов существует много «самодеятельного творчества», что нередко мешает достичь того результата, который ожидается от их распространения в целевых аудиториях.

 

 Работающая по рыночным законам экономика вызвала к жизни в нашей стране целые области новой профессиональной деятельности, среди которых находится и PR (public relations). Как известно, само выражение «public relations» впервые использовал автор знаменитой Декларации независимости Т. Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу» вписал его вместо вычеркнутого выражения «состояние мысли». Айви Ли, стоявший у истоков становления технологий связи с общественностью, с 1919 г. систематически употреблял словосочетание «public relations» для обозначения определенной деятельности, которую он связывал с информированием общественности о целях и возможностях корпораций.

 Русских вариантов словосочетания «public relations», употребляющихся в профессиональной литературе, довольно много — это и оригинальное сочетание/аббревиатура, и фонетическая калька «паблик рилейшнз/пиар», и «связи с общественностью», и «общественныесвязи».

 Именно в процессе перевода термина «public relations» на русский язык выявляются смысловые грани явления, которое стоит за этим термином. Для всякого национального языка перевод, по сути, является «перекодированием по законам новой универсальной системы» [3, с. 17]. Кроме того, укоренение в практическом словоупотреблении одного из вариантов перевода свидетельствует о том, что само явление, обозначаемое данным термином, в стране — носителе языка прижилось. С «public relations» пока этого не произошло, и неясности с переводом еще существуют. Простая смысловая калька — «общественные отношения» — показывает только «каркас» понятия, не затрагивая его внутреннего наполнения.

 Спектр определений PR довольно широк. PR может пониматься и как управление внешним и внутренним сопротивлением деятельности фирмы, и как формирование и продвижение привлекательного имиджа фирмы, и как управление ее социальной коммуникацией. Мы же придерживаемся одного из лучших, на наш взгляд, определений понятия «public relations», которое в своей «Книге руководителя отдела PR» дает М.В. Гундарин — «способ управления с помощью коммуникации отношениями между организацией и ее аудиторией» [3, с. 20].

 В современных условиях полномасштабная и всеобъемлющая реализация потенциала отечественных библиотек также во многом зависит от успешности их рекламирования, определения места в маркетинговых и массовых коммуникациях. По мнению О.О. Борисовой, «основной причиной низкого уровня использования библиотечных ресурсов является, как правило, плохое знание сервисных возможностей библиотек, недостаточное владение библиотечного персонала рекламно-информационными технологиями» [1, с. 5—6]. «Сегодня в библиотеках идет активный поиск универсальных форм обслуживания и информирования, путей выхода из привычных рамок и активного внедрения в повседневную, бытовую среду. Мнение о том, что место предложения культурного продукта жестко фиксировано, опровергнуто на практике. В последнее время все чаще не публика доставляется к продукту, а наоборот» [2, с. 67]. Знание и творческое практическое применение PR сегодня, пожалуй, как ни одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек, потому что PR способствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и общественностью, увеличивает степень доверия, обеспечивает устойчивость и стабильность обращений пользователей в библиотеки, успех и результативность ее работы. PR, несомненно, является атрибутом демократического социума, вносит ясность, делает прозрачными и понятными для населения различные сферы общественных отношений, а в таких направлениях, как информационно-библиографическое обслуживание, эти принципы занимают одно из приоритетных мест и являются залогом востребованности.

 PR предоставляет в распоряжение PR-специалистов библиотеки разнообразные навыки, при помощи которых можно продвигать образ библиотеки, помогать ее администрации и подразделениям отслеживать общественное мнение, правильно и своевременно реагировать на его изменения (как на личностном, так и на учрежденческом уровнях), заблаговременно готовиться не только к незначительному «охлаждению» общественного мнения, но и к кризисным явлениям.

 Используя технологии PR, соответствующая служба библиотеки может активно и целенаправленно формировать ее положительный имидж, репутацию и паблисити, добиваться повышения эффективности работы различных отделов библиотеки, улучшения координации между ними. На наш взгляд, необходимо особо остановиться на упомянутых терминах, поскольку разница между их значениями не кажется очевидной — паблисити, имидж, репутация.

 М. В. Гундарин дает следующее определение понятию «паблисити» — «широкая позитивная известность организации» [3, с. 49]. Паблисити имеет количественное измерение — чем больше представителей разных слоев населения слышали про организацию, тем лучше у нее обстоит дело с паблисити. Главные инструменты получения паблисити — работа со СМИ и реклама. Основным недостатком паблисити является недолговечность, условно говоря, это работа вширь, но не вглубь. «Образ организации, известной широко и с хорошей стороны, завтра же может быть буквально сметен лавиной негативной информации, которая станет следствием ваших ошибок или происков конкурентов» [3, с. 49].

 Имидж и репутация — явления более устойчивые. Разница между ними трактуется следующим образом: «Имидж — это то, что организация сама о себе думает и хочет, чтобы так думали другие, а репутация — сумма мнений, общественная оценка «со стороны» [3, с. 50]. Если создание имиджа можно до определенной степени форсировать, то формирование репутации никогда не может обогнать естественного хода развития самой организации. Репутация складывается на основе прошедших лет и свершившихся событий, а имидж создается через получение и укрепление паблисити. Для его построения можно использовать не только былые и нынешние достижения, но и проекты организации на будущее.

 Для формирования имиджа и репутации библиотеки (помимо полного владения фактической информацией и личного потенциала) сотрудникам службы необходимо обладать возможностями проведения широкого спектра PR-мероприятий (в том числе и по информационно-библиографической тематике): пресс-конференций, встреч с журналистами, выступлений по радио или на телевидении, «круглых столов», дней открытых дверей, выпуска корпоративного журнала или газеты для пользователей конкретной библиотеки, создания официального веб-сайта.

 В технологии PR-мероприятия нередко используется такое коммуникативное средство как пресс-релиз. В профессиональном языке библиотечных работников этот термин уже достаточно прочно закрепился. Между тем, в создании библиотечных пресс-релизов еще много «самодеятельного творчества», нередко не позволяющего достичь того результата, который ожидается от их распространения в целевых аудиториях. Поэтому роль и значение пресс-релиза библиотеки, его технология стали предметом особого изучения автора статьи.

 В словаре «Dictionary of Advertising Terms» пресс-релизу дается следующее определение: «До-

 кумент информационного характера, посвященный последним событиям, например в деятельности коммерческой организации, распространяемый среди телеканалов и радиостанций, газет и журналов в рамках деятельности по связям с общественностью» [4, с. 170].

 Другими словами, пресс-релиз представляет собой подготовленную и разосланную мини-статью (одно- или двухстраничный печатный документ), содержащую новости или информацию об организации и ее деятельности, предназначенную для средств массовой информации.

 Роль пресс-релиза в системе PR сложно переоценить. Основатель и президент нью-йоркской PR-фирмы «Jericho Communications» Э. Явербаум называет пресс-релиз наиболее «эффективным, с экономической точки зрения, маркетинговым инструментом» [4, с. 171] в том случае, когда необходимо распространить информацию среди самой широкой аудитории. Это абсолютно справедливо и по отношению к библиотечной практике.

 В рамках абсолютно любой выбранной библиотекой PR-тактики роль пресс-релиза заключается в том, чтобы предоставить СМИ некоторое позитивное PR-послание, которое должно дойти до соответствующей аудитории. Пресс-релиз позволяет распределить подготовленное сотрудником пресс-службы или PR-службы библиотеки послание по выбранному списку СМИ при минимальных затратах. Это делается с помощью, например, электронной рассылки, целью которой является распространение информации о событии в библиотеке через использование всех имеющихся средств массовой информации.

 Пресс-релиз — уникальный способ добиться освещения своей деятельности в тех СМИ, которые можно рассматривать как целевые, но рекламу в которых организация не может себе позволить в силу ограниченности бюджета любой рекламной кампании (а библиотечной рекламы это касается в первую очередь).

 Требования к библиотечному пресс-релизу в целом совпадают с требованиями к пресс-релизу вообще — сохранить конкретность изложения и достичь его привлекательности для читателя. Пресс-релиз библиотеки не отличается от пресс-релизов учреждений культуры, но отличается от пресс-релизов коммерческих организаций. Он должен быть точным, актуальным, честным, но содержать что-то полезное для читателя, вызвать у него ощущение сопричастности к происходящему событию, показать, чем библиотека полезна лично для потребителя информации и для общества в целом. Библиотечный пресс-релиз всегда написан по правилам, четко структурирован, дает подробную информацию о событии, не слишком агрессивен, не ставит своей задачей привлечь внимание во что бы то ни стало.

 Изучение накопленного к настоящему времени в сфере массовых коммуникаций опыта создания пресс-релизов стало основой для собственных шагов автора данной статьи в этом направлении. Как сотруднику пресс-службы Российской национальной библиотеки автору приходилось писать, редактировать, сравнивать между собой множество пресс-релизов, что привело его к выведению определенного алгоритма создания библиотечного пресс-релиза, независимого от его содержания, с тем, чтобы пресс-релиз выглядел достаточно профессионально на фоне остальных пресс-релизов, выпускаемых другими организациями.

 Поэтому предлагается следующая структура и порядок составных частей пресс-релиза:

 1) Контактная информация. Название организации, имя контактного лица, с которым можно связаться для получения дополнительной информации, номер телефона самой организации, ее пресс-службы или PR-службы (если таковые имеются) и/или контактного лица (лиц).

 2) Дата публикации. Конкретная дата, когда информация может быть обнародована.

 3) Заголовок. Название пресс-релиза, которое должно привлечь к нему внимание редактора.

 4) Лидер-абзац. Первый абзац текста, который содержит так называемую «завязку» ма¬териала, то есть главную информацию о событии. Наиболее простой и действенный способ правильно составить этот абзац — выдержать последовательность «что, где, когда и почему происходит».

 5) Основной текст. То, что средства массовой информации должны, по мнению автора пресс-релиза, знать о событии, товаре или услуге.

 6) Информация об обратной связи. Имя контактного лица, с которым можно связаться для получения дополнительной информации, номер телефона самой организации, ее пресс-службы или PR-службы (если таковые имеются) и/или контактного лица (лиц) (обычно для того, чтобы не перегружать пресс-релиз контактной информацией, дается максимум два-три номера).

 Отдельное внимание необходимо уделить оформлению пресс-релиза. В каждом пресс-релизе должно быть оставлено достаточно свободного места для комментариев и справок редактора, особенно на первой странице. Поэтому желательно установить двойное межстрочное расстояние и широкие поля. Это даст не только необходимое место для редакторской правки, но и будет способствовать лучшему восприятию пресс-релиза читателем. Никогда не следует использовать оборотную сторону листа.

 Существуют определенные правила оформления заголовка на бумаге — он может быть от одной до трех строк в длину, его лучше набрать крупным шрифтом или выделить жирным, от лидер абзаца материала он отделяется свободным местом (двойным интервалом).

 Специалисту следует обратить внимание и на такие важные детали, как бумага, шрифт печатного материала. Большинство учреждений (в том числе и крупные библиотеки) имеет «фирменные» канцелярские принадлежности, оформленные в собственном типографском стиле: печатные бланки, конверты, бланки счетов-фактур, заявлений, поздравительные открытки и т. д. Стиль должен быть единым для всех элементов образа организации, обращенных к аудитории.

 Именно поэтому следует всегда пользоваться одним и тем же типом бумаги, что поддержит представление о библиотеке как о последовательной и профессиональной организации. Наиболее рационально выбрать бумагу белого цвета, а затем персонализировать имидж библиотеки с помощью цветного логотипа, цветных полей или выделения текста. Для этого следует разместить логотип в правом верхнем углу пресс-релиза или по центру в верхней части листа (так пресс-релиз станет узнаваемым), набрать заголовок пресс-релиза большими буквами, отличным от основного текста шрифтом и/или выделить жирным шрифтом (так заголовок станет заметнее), выделить жирным шрифтом или цветом ключевые элементы текста (дата мероприятия, место проведения мероприятия, организаторы, имена участников и т. д.), чтобы они сразу бросались в глаза.

 Особое внимание необходимо уделить шрифту пресс-релиза, который также должен работать на имидж библиотеки. Выбор лучше всего остановить на наиболее часто используемых простых и общепринятых шрифтах — Arial, School, Times New Roman. Они имеют классическое начертание и легко читаются. Личный редакторский опыт показывает, что такая техника работы с материалом пресс-релиза является наиболее эффективной.

 Перед рассылкой очень важно еще раз проверить всю фактическую часть пресс-релиза, чтобы не допустить ошибок в дате, времени или месте проведения мероприятия.

 Учет специфики библиотечного пресс-релиза, ответственный подход к его разработке позволяет создать эффективное средство продвижения услуг и продукции библиотеки к потребителям, стимулирования интереса не только тех, кто ею пользуется, но и тех, кто плохо (или совсем) не осведомлен о ее возможностях.

 

 Список использованной литературы:

 

 1. Борисова О.О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности / О.О.Борисова. — СПб.: Профессия, 2006. — 320 с.

 2. Бурсина Ю Л. Библиотечный PR. Технологии создания системы доверия во внешних партнерских отношениях // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2006. — № 5. — С.65—73.

 3. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR: практические рекомендации / М. Гундарин. — СПб.: Питер, 2006.— 368 с.

 4. Явербаум Э. Паблик рилейшнз для «чайников» / Э. Явербаум, Р. Блай. — М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. —432 с.

© НВП "Армпроект", 2002-2021