Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

Нам надо знать : зачем мы?

/ В. Сурнина // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 7 – 10.


МИССИЯ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

 

 Какое популярное нынче слово «миссия»! Как часто мы стали слышать его в разных контекстах. Радует, что оно больше никого не пугает, и, даже если мы точно не можем определить, что же оно значит применительно к нашей деятельности, мы все равно задумываемся: знать свою миссию — значит, знать, ЗАЧЕМ мы?

 Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в данной сфере. По большому счету, она — «ядро ценностей». В самостоятельном выборе своего предназначения государственные институты могут отличаться друг от друга, даже если они занимаются на первый взгляд реализацией близких по содержанию целей. Миссию можно описать и как совокупность целей, связан¬ных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для конкретного учреждения.

 В миссии коллектив любой организации выражает свое понимание собственной профессии, своего стиля и культуры. Поэтому форма выражения миссии должна быть ясной, доступной как для пользователей услугами этой организации, так и для членов ее коллектива. Ясная, понятная миссия — основа прогнозов на будущее, успех в проектировании дальнейших действий.

 Философия библиотеки как учреждения определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми она намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые она намеревается осуществлять, и то, какого типа библиотекой она предполагает быть. Философия ее редко меняется.

 Правильно определенная миссия учреждения хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту библиотеку, в которой она была выработана.

 Она же дает субъектам внешней среды общее понятие о том, что из себя представляет эта организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности и т. п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа библиотеки в представлении субъектов внешней среды. Она также способствует единению внутри данного учреждения или профессионального сообщества и созданию корпоративного духа.

 Миссия расширяет для работника смысл и содержание его деятельности. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность библиотеки, являются:

 • учредители библиотеки, создающие, приводящие ее в действие и ее развивающие;

 • ее сотрудники, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность всего коллектива;

 • пользователи, удовлетворяющие с помощью ее продукта свои потребности;

 • деловые партнеры, находящиеся с библиотекой в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие ей коммерческие и некоммерческие услуги;

 • местное сообщество, находящееся с библиотекой во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания данного учреждения;

 • общество в целом (в первую очередь в лице государственных институтов), взаимодействующее с библиотекой в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от нее часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества она также пользуется.

 Миссия библиотеки в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из них принципиально зависит от того, какие размеры имеет это учреждение, к какому ведомству оно относится, где расположено и т. д.

 Наиболее устойчивое и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что из себя она представляет, оказывают интересы учредителей, сотрудников и пользователей. Поэтому миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетаний интересов этих трех групп людей. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является библиотека и какой она стремится быть, а также показывает ее отличие от других, ей подобных.

 Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать, — для этого существует план работы. Другое дело, что этот план должен ориентироваться на миссию. Миссия задает основные направления движения и отношение учреждения к явлениям и процессам, протекающим внутри и вне его.

 Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с библиотекой, а не только библиотекарям. При этом миссия не должна допускать множественного толкования, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития организации.

 Но это — теория. А мы попытаемся вернуться на землю и определить, что такое «миссия» для сельской библиотеки, нужно ли определять ее? Какое практическое значение может иметь четкое представление о цели ее деятельности?

 Городской округ Верхняя Пышма в Свердловской области — небольшой по сравнению с другими районами. И население всего-то — 73 тысячи, из них 68 живет в городе. Мы — город-спутник Екатеринбурга, границы между нами совпадают: там, где начинается один, заканчивается другой. В этом наши плюсы и наши минусы.

 В Верхней Пышме функционирует Централизованная библиотечная система со своими филиалами. Здесь давно определились с миссиями городских библиотек: суть работы их не повторяется. Есть учреждения, видящие свое предназначение в качестве Центра национальных литератур, есть специализированная детская библиотека... Это, конечно, не значит, что в Центре, к примеру, имеются только книги национальные. Нет, конечно, но при стратегическом планировании мы всегда исходим из того, что специфика этого учреждения — именно такая, а так как город очень многонациональный, то и на Центр давно возложены задачи именно такого учреждения, в котором сосредоточены знания и культура разных национальностей, он — ядро для встреч диаспор, координатор национальных проектов и др.

 А что происходит в наших селах и деревнях? Сеть сельских библиотек покрывает территорию городского округа достаточно полно: они есть в каждом более-менее крупном населенном пункте.

 К сожалению, в последние годы, как и на других территориях, сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения в сторону сокращения их числа. Поэтому в нашем городском округе стала активно развиваться сеть организаций, статус которых определен как «сельский клуб-библиотека». На их опыте и миссии хотелось бы остановиться подробнее.

 В селе школа и клуб, пожалуй, были и остаются центром культурной жизни. Закрывается школа — считайте, что закрывается село: сюда вряд ли вернется молодежь, вряд ли поедут специалисты. С закрытием клуба ситуация, может быть, проще. Но становится ли она от этого менее значимой? Здесь положение спасают именно клубы-библиотеки. И сразу меняется миссия такого учреждения: уже недостаточно быть образовательным центром, обеспечивающим наиболее полное право пользователей на информацию, — нужно быть центром досуга. А это включает в себя целый спектр практики, которую ранее библиотека могла и не выполнять: это и проведение интересных и полезных мероприятий; и приобщение к досуговой деятельности детей и подростков, вовлечение их в объединения по интересам, дискуссионные и культурно-просветительские акции; и нравственно-эстетическое просвещение населения; и привлечение всех информационных ресурсов в помощь формированию патриотического сознания у подрастающего поколения; и краеведение в помощь образованию, и воспитание бережного отношения к природе у населения; и активизация информационной работы по профилактике асоциальных явлений; и содействие развитию культуры молодежного творчества, утверждению приоритета семейных ценностей. Вместе с этим и о традиционном библиотечном деле забывать не следует.

 Да, становление такой формы деятельности зачастую идет непросто. В некоторых случаях нам пришлось подкрепить кадры ранее существовавшей библиотеки организаторами досуга, обучить библиотекарей новым видам их прежнего дела. Нужно отметить: библиотекари в большинстве своем оказались гибки¬ми, готовыми к новым изменениям в профессии. А ведь устойчивое представление о библиотеке как о месте тихом, располагающем к размышлению, до сих пор традиционно...

 Теперь в наши клубы-библиотеки люди приходят за песней, танцами, занятиями в коллективах самодеятельного творчества, приходят в клубы общения, на массовые сельские праздники. Теперь библиотекари вышли на улицы и стали проводить Масленицы и другие народные гулянья, фестивали и смотры.

 Потеряло ли село от того, что закрылся клуб? Отчасти да. В самом деле, условия наших клубов-библиотек не позволяют проводить некоторые формы молодежных программ, не всегда мы можем быть открыты до позднего вечера, как того хотелось бы населению, но большинство вопросов такого плана решается, и сельские клубы-библиотеки заняли свою нишу.

 Можно спорить, должна ли быть библиотека именно такой. Конечно нет. Вопрос о ее миссии на селе (каждой отдельно взятой) должен решаться индивидуально. В нашем случае это был единственно возможный вариант сохранить там очаг культуры. Библиотечное дело от этого вы-играло: что бы ни делали его специалисты, всегда конечной задачей их работы есть привлечение читателей. И это с успехом удается: их число растет.

 Из всех клубов-библиотек, работающих в округе, хотелось бы отметить работу Балтымского сельского клуба-библиотеки, который возглавляет специалист уникальный — Галина Александровна Балина. Ее учреждение после закрытия крупного спортивно-досугового центра расположилось в здании администрации, на набережной речки Балтымки. Второй этаж этого здания отдан именно в распоряжение клуба-библиотеки.

 С первого взгляда — обычная библиотека, ничего особенного: стеллажи с книгами, столы для читателей... Но все меняется во время проведения мероприятий: сотрудники ее превращаются в сказочных героев и гостеприимных хозяек, радующихся любому гостю.

 А загляните в подсобные помещения: тут и костюмы, и реквизит, собранный самими сотрудниками. Казалось бы, можно выбрать и более спокойный режим работы. Но Галина Балина, в прошлом году, кстати, завоевавшая все призы зрительских симпатий во Всероссийском летнем лагере сельских библиотекарей в Шепси, не успокаивается на достигнутом: растет количество экспонатов в ее музее: самовары и утюги, прялки и горшки помогают ей работать по специально разработанной программе «Земляки»... И горели глаза у наших специалистов не в день зарплаты, а в день, когда из земли соседнего огорода выкопали штык от винтовки времен Гражданской войны.

 Вот и появилась еще одна тема для программы: Гражданская война на территории села. Скажете, ничего особенного? А для нас особенное — эта нынешняя миссия сельской библиотеки. Такая СБ становится всем: и информационным центром в самом широком смысле этого слова, и культурно-досуговым учреждением, и местом общения. И чем активнее работает клуб-библиотека, тем активнее становятся жители, тем реже вызывает сомнения сам факт существования такой практики этой культурно-досуговой организации.

 Те же сельские библиотеки, где кроме них функционируют и учреждения культуры клубного типа, работают в более традиционном ключе. Но тоже всегда в тесном контакте с клубом. Они вместе придумывают и проводят мероприятия, потому что каждый их пользователь — реальный или потенциальный читатель.

 Среди наших СБ нет похожих. Ведь их миссия определяется в первую очередь двумя факторами: ожиданиями общества (конкретного села в нашем случае) и возможностями сотрудников библиотеки.

 В чем мы, управленцы, видим миссию сельской библиотеки? Конечно, в том, что это местный информационный центр. Сюда может обратиться каждый житель за любой информацией. В идеале это возможность предоставить сведения по любому вопросу. Да, библиотекарь не должен знать законодательство, медицину... Но показать путь получения нужной посетителю информации может. А возможно, и должен.

 Настаиваю: миссия СБ должна быть сформулирована и известна пользователю. Никто не должен сомневаться в том, что работа библиотек нужна и востребованна! СБ, несомненно, выполняет свои функции. Но в чем ее особенность, яркость, отличие от других?

 ...Однажды собираясь в дорогу, я запасалась «легкой», как я сама ее для себя определяю, ли-тературой — для отдыха голове покупала женские романы, желательно юмористические, с претензией на детектив. С одной из полок я взяла незнакомого автора — Елену Лобанову. «Из жизни читательницы». Ничего не буду говорить о содержании... Но позволю себе обратить ваше внимание на отрывок из книги, ради которого эту книгу можно и нужно было прочитать. Суть собы¬тия: школьный библиотекарь, неустроенная личная жизнь, дома — мама и папа, которые мечтают пристроить дочь в надежные руки, адочериуже42... И однажды она вспоминает, как уехала из города ее единственная подруга и она осталась одна. Подруга быстро перестала писать, одиночество усилилось. И тогда героиня нашла свой путь. Далее — по тексту: «Этот путь назывался — БИБЛИОТЕКА.

 Между прочим, эта библиотека и сейчас на месте. Правда, я там не была лет тридцать — наша школа относится к другому микрорайону, и наши классы ходят на лекции и беседы в новое здание Центральной детской библиотеки. И между прочим, многие наши семиклассники весьма быстро и уверенно находят и заказывают книги по какому-то там компьютерному каталогу.

 Неужто навсегда ушло то время, когда поиск книги был делом случая, интуиции и везения? И теперь уже никто не прирастает к книжным полкам, трепетно ощупывая один потертый корешок за другим? Никто не застывает на месте, раскрыв на середине незнакомый том и начисто выкинув из памяти классный час с политинформацией в двенадцать тридцать пять? И никто не вздрагивает от оклика библиотекарши: "На три художественные книги — одна познавательная!"?

 Подсмотреть бы одним глазком: где-то сейчас наши? Понятно, тогда нам и в голову не приходило знакомиться; общались с книгами, и этого казалось достаточно, но все-таки где же теперь та толстенькая девчонка в вечной длинной юбке? Где два брата-крепыша — младший покорно держал стопку книг, пока старший выбирал на двоих?

 Но не те, не те, что приоб¬рели ныне "Библиотеку всемирной литературы" в количестве двухсот томов и втиснули ее в шкаф модерн между сервантом и баром!

 Наши — это те, что и до сих пор по дороге на рынок или в поликлинику, или в гости вдруг, странно дернувшись всем корпусом, прирастают к невесть откуда взявшемуся хиленькому книжному прилавку, а то и колченогой раскладушке рядом в узенькой серой улочке и, вытянув шеи, жадно блуждают глазами по именам и названиям, по обложкам толстым и тонким, новеньким и потертым, матовым, блестящим, однотонным, пестрым, с изображениями женских лиц, размытых фигур, контуров окон, гор, взрывов, образцов стрелкового оружия и космических кораблей.

 И вот книга уже в руках, и пальцы торопливо листают страницы, и глаза в нетерпении ищут, — но, однако, чего? Что за синяя птица машет им крылом из-за нагромождения черных знаков?!

 читателя можно легко узнать по рассеянному взгляду только что проснувшегося человека, которым он время от времени обводит окружающий мир, будь то очередь к участковому терапевту, или разъя¬ренная утренняя толпа на остановке, или пятиминутная «летучка» на работе. Причем книга в его руках — деталь вовсе не обязательная. Ибо встреча с настоящей КНИГОЙ в его жизни — праздник, ради которого он способен опоздать на совещание и пренебречь часами врачебного приема.

 Однако что же остается бедняге делать во все оставшееся время?

 То же, что делает каждый влюбленный в разлуке: мечтать. Вспоминать заветные изречения любимого автора. Выписывать в истертый коричневый блокнот глубочайшие мысли и реплики-откровения, заново переживать внезапные повороты событий. Быть может, мысленно спорить с автором, перестраивая сюжет по своему усмотрению...

 ...Тайную и щемящую нежность испытываю я ко всем этим старушонкам в очочках, углубившимся в страницу с таким поглощенным вниманием и с такими сжатыми в узенькую щель губами, точно они проверяют финансовый отчет на многие тысячи (как раз именно они, такие вот бабульки, все еще регулярно ходят в библиотеки и не ленятся посылать в газеты гневные письма о бескультурной моло¬дежи!); к облысевшим и полинявшим интеллигентам-шестидесятникам, бережно стис нувшим под мышкой выпрошенный у знакомых на два дня номер "Юности" или "нового мира"; к школьнику-вундеркинду, с хладнокровием завсегдатая неевклидовых пространств раскрывающему первый том кастанеды.

 в сущности, все влюбленные в печатные знаки, думается мне, соединены невидимыми родственными узами. Однако груз глупых условностей и привычка к молчаливому созерцанию — ибо кто есть читатель, если не молчаливый созерцатель? — мешают им обрести друг друга, обрести друга...

 вот почему в минуты грусти я ищу утешения в излюбленной до привычности мечте, мне представляются холод, дождь, ненастье; быть может, вечер; быть может, чужой город, но постучись я хоть среди ночи (думается мне) в окно к незнакомому, однако глубоко родственному по духу читателю (быть может, это окажется ботаник-студент в толстых очках; быть может, язвительная дама средних лет), произнеси волшебный пароль: "Пожалуй, Кортасара стоит читать скорее днем, вы не находите?" — и ответом мне будут широкая, радостно-узнающая улыбка и заветный отзыв: "Да, бесспорно, ночью как-то лучше идет Ричард Бах". После чего уютно скрипнет старенькая дверь, и передо мной откроется милое сердиу всякого читателя пристанище — уголок продавленного дивана с бахромой от кошачьих когтей, в светлом круге под неустойчивым, как миг счастья, торшером...»

 Мне думается: если наши библиотеки открываются только для того, чтобы вот такие девчонки и мальчишки находили своих героев на книжных полках (а такие ребята обязательно вырастают в порядочных как минимум людей), — то даже ради этого стоит жить и работать. Чем не миссия? Что может быть важнее?

© НВП "Армпроект", 2002-2021