Сегодня, когда большинство организаций активно занимается сайтостроением, а развитие цифровых технологий и ориентация на виртуального пользователя требуют грамотного диалога и подходов к поиску нужной информации, библиотекам необходимо создавать собственные представительства во Всемирной сети. Корреспондент Никита ШАНТУРОВ взял интервью у Анисы ГАЙСИНОЙ, представителя новой профессии — контент-менеджера.
КОР. Чем занимается контент-менеджер в библиотеке?
А. ГАЙСИНА. Основная обязанность контент-менеджера — наполнение сайта оригинальным контентом. Ведь без контента нет и сайта. Именно этот специалист следит за текстовым наполнением сайта, регулярно обновляет информацию. Ему необходимо постоянно сотрудничать с авторами материалов, размещаемых на сайте, он работает с внешними и внутренними источниками информации, отбирает её для представления на сайте, структурирует рубрики сайта, подбирает для них названия и определяет характер их наполнения. Совместно с веб-мастером и дизайнером контент-менеджер разрабатывает художественное оформление помещаемой на сайт информации и т. д.
Я занимаюсь и модерированием форума, отслеживаю работу сервисов и наполнение электронных ресурсов, не говоря уже о поддержке англоязычной версии сайта. Как видите, это не совсем работа библиотекаря, в привычном её понимании.
КОР. Какая информация сегодня востребована пользователями?
А. ГАЙСИНА. Любая. На любой контент всегда найдётся хотя бы один пользователь, которому он покажется интересным. Но если говорить в целом, то прежде всего справочная: «Что это?», «Как найти?», «Где ещё можно посмотреть?», «Как узнать поподробнее?», «А есть что-нибудь подобное?» Интерес вызывает и полнотекстовая (книги, статьи, исследования и т. д.), и развлекательная (фильмы, музыка, видео, игры) информация. Причём наибольшей популярностью пользуются порталы, предоставляющие весь спектр ресурсов, — в основном социальные сети типа kontakte, Одноклассники и т.п. Аналогично действуют поисковые системы (Google, Yandex, Mail, ru), которые помимо поддержки собственных социальных сетей (к примеру, «Мой мир» на mail.ru) открыли для себя великолепный источник притока пользователей, предоставив последним возможность поиска в блогах, чатах, социальных сетях.
КОР. Виртуальные пользователи — это наиболее активные потребители услуг библиотеки или наиболее ленивые читатели? На что ориентированы он-лайн услуги библиотеки?
А. ГАЙСИНА. Скорее активные, однако библиотека не всегда может оперативно отреагировать на запросы таких пользователей. Ведь мало внедрить услугу — необходимо и подготовить специалиста, который будет её реализовывать. А ведение он-лайн сервиса требует определённых и достаточно глубоких знаний в области не только компьютерных, но и интернет-технологий. Например у меня очень много времени уходит на обучение сотрудников библиотеки работе в интернет-среде.
Большинство он-лайн услуг библиотеки ориентировано на предоставление пользователям доступа к полнотекстовой информации, по большей части краеведческой (ведь мы национальная библиотека), однако недавно для читателей был отрыт доступ к базам данных по праву, нефти и газу, журналистике.
КОР. Что нужно сделать для того, чтобы сайт стал популярным?
А. ГАЙСИНА. Прежде всего постоянно повышать качество информации, то есть наполнять сайт интересным и оригинальным контентом, вовремя обновлять новостную ленту, что гарантировано привлечёт посетителей на сайт. Как следствие, именно контент-поддержка способна повысить рейтинг сайта. Тем не менее следует также правильно понимать, что качественное информационное содержание — это содержание, отвечающее запросам пользователей. Иначе какой бы точной и полной ни была информация, она не будет востребована, и все усилия авторов пропадут впустую. Не следует также забывать о навигации по материалам — непродуманность этого элемента затрудняет работу пользователя и отталкивает его от сайта, хотя и в меньшей степени, чем бесполезный контент.
Большим плюсом для рейтинга являются сервисы, помогающие пользователю в решении каких-либо проблем. Например, если задать вопрос о наличии книги в ВСС (виртуальную справочную службу), ответ «Да» или «Нет» должен прийти очень быстро. И здесь самое главное, чтобы модератор ВСС не ответил: «Пройдите, пожалуйста, по данной ссылке и посмотрите, есть ли она в нашем электронном каталоге», потому что это — не решение проблемы пользователя.
Очень популярны сервисы, где можно «поговорить» с библиотекарями «неофициально», к примеру, блоги и форумы, в последующем такие пользователи могут стать «реальными» читателями.
Так что у контент-менеджера большое будущее. Ведь именно они в значительной степени могут сделать библиотеку привлекательной для современного пользователя, ориентированного на получение услуг он-лайн. И именно они выступают в роли проводника в виртуальное завтра. |