Статья посвящена анализу применения инноваций как инструмента формирования нового имиджа библиотеки. Рассматриваются возможности новых технологий, которые обеспечивают систематизацию сервисов с точки зрения субъектов, проявляющих к ним интерес, и способствуют лучшей самоорганизации как читателей, так и библиотечных профессионалов.
В условиях становления информационного общества и усиления роли информации как стратегически важного ресурса существенно возрастает значение деятельности библиотек по удовлетворению и формированию информационных потребностей как отдельных граждан, так и всего общества. Это повышает требования к библиотечно-информационной сфере и ее специалистам как к «управляемому объекту, существующему в результате функционирования системы управления, включающей следующие звенья: инициирование процесса создания имиджа, проектирование идеального имиджа, формирование имиджа, сохранение имиджа, изменение имиджа» [14]. Создание привлекательного имиджа библиотеки предполагает использование новейших технологий, наиболее распространенными из которых на данный момент являются технологии Web 2.0 (порой приравниваемые к управлению знаниями), которые, революционно выйдя на информационный рынок, очень быстро прижились на всех уровнях информационной деятельности общества.
Появление термина Web 2.0 принято связывать со статьей основателя O'Reilly Media (в прошлом O'Reilly & Associates), сторонника движений за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым исходным кодом Тима О'Рейлли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 г., впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» [13], а затем выложенной на веб-сайт «Компьютерра online» под заголовком «Что такое Веб 2.0». В этой статье Тим О'Рейлли связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес прежнему Web 1.0. Значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров.
Основные принципы технологий Web 2.0, выделенные О'Рейлли [12], заключаются в следующем:
1) принцип коллективизма: любой проект развивается и существует именно потому, что над ним работает большой коллектив, и чем больше у сервиса пользователей, тем эффективнее он работает;
2) принцип кооперации: пользователи и разработчики находятся в постоянном взаимодействии и сотрудничестве. Механизмы комментирования, правки, редактирования, заимствования являются неотъемлемыми для любого проекта;
3) принцип открытости: вся информация, полученная в результате работы Web 2.0, является открытой и доступной для использования в других проектах. Основное требование — обеспечение возможности доступа ко всем изменениям и дополнениям к программному коду, которые вносит пользователь;
4) принцип доступности: любой проект, относящийся к Web 2.0, ориентирован на привлечение простого пользователя, поэтому большинство служб легки в использовании и доступны каждому. Теперь для того, чтобы создать свой сайт, не нужно знать специальные языки или иметь навыки программирования. Единственное, что требуется от пользователя — желание поделиться информацией, что, в свою очередь, приводит к мысли о прямом использовании информационных ресурсов библиотек, которые до сих пор остаются наиболее полными хранилищами знаний. Принцип интерактивности позволяет легко получить отклик от большого числа пользователей сети в целом, а также от пользователей, на которых был таргетирован тот или иной ресурс;
5) дружелюбность интерфейса и легкость в использовании — это те плюсы, которые притягивают пользователей и побуждают обращаться к данному сервису вновь.
С нашей точки зрения, именно эти принципы являются основополагающими в процессе становления и развития синтеза библиотечного дела и технологий Web 2.O.
Web 2.0 предоставляет новые маркетинговые решения, позволяющие изменить принципы продвижения на рынок определенного набора социальных, образовательных и библиотечных услуг и уменьшить расходы на них. Во многом это становится возможным благодаря созданию интерактивных связей между производителем продукции (информации) и ее потребителем. Синергетичность этого общения позволяет в несколько раз увеличить эффективность использования информации, в том числе и в библиотечной среде, что значительно стимулирует утверждение положительного имиджа библиотек в качестве технически развивающегося механизма управления знаниями.
Идеи Web 2.0 уже в 2006 г. были озвучены в концепции термина «Библиотека 2.0» и появились в блоге «Library Crunch» Майкла Кесси. Введение такого понятия позволило инновационно взглянуть на возможности библиотеки, изменить представление о ней как об объекте использования, дать библиотекарям один из инструментов, позволяющих формировать образ своего читателя и упростить систему взаимодействия с ним.
Внедрение новых технологий дает библиотеке возможность найти своего читателя в Интернете, в игровом пространстве, в социальных сетях и даже в музыкальном плеере. Интерактивные связи позволяют библиотеке, работающей с информацией, получить максимальную отдачу от синергетической активности своих пользователей.
Концепция «Библиотека 2.0» — это новый взгляд на библиотечную работу в целом. Библиотекарю, обслуживая тех, кто приходит к нему, необходимо продвигать услуги и за пределы помещений библиотеки, навстречу людям.
Ключевые задачи Библиотеки 2.0 заключаются, в первую очередь, не в обеспечении доступа к книгам и информации, а во внедрении инноваций, в построении сообщества единомышленников, которые могут обогатиться через участие в социальных сервисах. Это достигается через доверие, поощрение пользователей к обмену идеями через письма, рейтинги, комментарии ко всему, что касается библиотечной коллекции и обслуживания.
Библиотека 2.0 — это стимуляция участия пользователей в жизни библиотечных сообществ путем сообщения своего мнения как о ресурсах, которые они уже использовали, так и о новых, к которым они хотели бы получить доступ. Технология лишь дает нам средства, с помощью которых мы можем реализовать ряд общих целей во всем библиотечном секторе. Принятие концепции «Библиотека 2.0» не означает, что необходимо пересмотреть все аспекты библиотечного обслуживания, однако теперь мы должны быть готовы адаптироваться к изменениям.
Применение Web 2.0 способствует активизации процессов самоорганизации на разных уровнях: читателей, профессионального библиотечного сообщества, библиотек и читателей, а также их взаимодействия с привлечением других институтов и социальных служб.
Выделим главные принципы построения Библиотеки 2.0 [24] с точки зрения библиотекаря, выступающего основным пользователем и распространителем сервисов, привносимых новыми технологиями, в библиотечной сфере:
— ориентация на пользователя;
— применение всех доступных технологических новшеств;
— вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов;
— охват наибольшего количества посетителей с учетом принципа «лонг тэйл» (ориентация на товары и услуги, которые требуются редко, не раскручены, а потому не являются конкурентоспособными);
— модульное программное обеспечение, разбитое на компоненты;
— постоянное развитие и совершенствование;
— широкое использование сервисов Web 2.0;
— открытые стандарты.
Кто же будет создавать такие библиотеки? Конечно же, Библиотекарь 2.0, гуру информационного века, который понимает своих пользователей на уровне их целей, интересов, потребностей и который:
— старается изучить возможности и главные инструменты Web 2.0 и Библиотеки 2.0;
— старается комбинировать электронные ресурсы и печатный формат;
— непредвзято относится к техническим устройствам, использует все от Laptop до iPad;
— не боится применять нетрадиционную систематизацию, фолксономию (категоризацию информации посредством произвольно выбираемых меток — тегов) и описание содержания, ориентированное на пользователя, там, где это уместно;
— размещает не только текст, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации;
— использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации, экспертизы и людей;
— поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов;
— использует и развивает сетевые социальные сервисы.
Одной из важнейших составляющих Библиотеки 2.0 является Каталог открытого доступа онлайн (КОДО) [22]. Библиотека 2.0 является новым способом оказания услуг посредством новых интернет-технологий, с «фокусировкой на пользователей». Как и в случае с Web 2.0, благодаря полнофункциональному КОДО библиотеки начинают совершенствоваться, так как пользователи вовлечены в процесс формирования каталога.
Библиотекари продолжают работу по переоборудованию каталогов, чтобы сделать их наиболее удобными для пользователей. Они осуществляют поиск, организуют и взаимодействуют с информацией, у которой есть определенный потенциал в качестве элемента пользовательской настройки. Эти новые типы каталогов — переход от «изолированных информационных бункеров» к «связным вычислительным платформам» [24]. В прошлом поток информации был главным образом моноканальным, то есть от библиотеки к пользователю. Сегодня информация в качестве инструмента работает во всех направлениях (от библиотеки к пользователю, от пользователя к библиотеке, от библиотеки к библиотеке и от пользователя к пользователю).
Ниже приведены несколько примеров использования библиотеками технологий Web 2.O.
Самый известный проект Web 2.0 — это Википедия (свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев). Она работает по технологии «вики» — это веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут совместно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.
В результате Википедия является мощным самоорганизующимся ресурсом. Она пополняется актуальными сведениями с максимальной скоростью и позволяет любому получить доступ к самой свежей информации. Это один из самых востребованных справочных ресурсов в настоящее время.
Ее развитие осуществляется именно благодаря возможности редактирования в случае нахождения неточности, опечатки или фактологической ошибки. Технология Web 2.0 предоставляет уникальную возможность: в истории правки можно увидеть предыдущие версии редактирования и вернуть одну из них в случае несогласия с внесенными изменениями.
На первый взгляд, изменяемый контент Википедии не дает библиотеке включиться в этот процесс, так как основная задача последней — сохранение оригинальных текстов как гарантии подлинности информации. Но и здесь библиотека может принять активное участие и привлечь своего потенциального читателя. Так, например, интересный совместный проект был создан немецкоязычной Википедией совместно с библиотеками Германии. Для его реализации возникла идея связать статьи в Википедии с библиотечными авторитетными файлами. Немецкая национальная библиотека согласилась участвовать, были сделаны некоторые программные изменения и введен инструмент для сравнения библиотечных записей с метаданными Википедии. Таким образом, каждый пользователь мог самостоятельно провести работу по сравнению статьи с данными авторитетного файла и создать между ними связь.
Сотрудничество было весьма успешным. За короткий срок (2 недели) пользователями Википедии были установлены ссылки более чем на 22 тыс. статей. Кроме того, возник большой перечень предложений по внесению изменений в авторитетные файлы, поскольку в них также были обнаружены ошибки. Таким образом, проект оказался полезным и для библиотеки, обогатив ее знанием внешних пользователей.
Таким образом, процесс самоорганизации читателей может служить для реализации внутренних библиотечных целей и дать библиотеке дополнительную возможность привлечения своего читателя из интернета. Здесь необходимо отметить такой инструмент Web 2.0, как блоги.
Блог (от англ. blog, сокр. от web log) — это сайт, представляющий собой онлайн дневник, в котором в обратном хронологическом порядке опубликованы записи, или, как их еще называют, посты. Одной из важных особенностей блога, делающей его уникальным интерактивным ресурсом, является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям. Людей, ведущих блог, называют блоггерами, а совокупность всех блогов сети — блогосферой.
По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми или общественными (открытыми), по содержанию — тематическими или общими [16].
Для чего блоги используются библиотекарями?
Чаще всего это простой инструмент для публикации новостей библиотечного мира. Именно по этому принципу построен блог Библиотекарей Беларуси, который одним из первых появился в русскоязычном Интернете. Большая часть читателей этого блога представляет собой профессиональное сообщество. В блоге Екатерины Ефимовой «Мышь библиотечная» в основном представлены профессиональные материалы, переводы интересных публикаций, поднимаются дискуссионные вопросы, результаты обсуждения которых отражаются на научных конференциях, а также приведен наиболее полный список российских библиотечных блогов.
Пример ориентации на читателя — Дневник библиотекаря, блог Ульяновской библиотеки для слепых, который появился в сети в начале 2008 года. В нем много рассказывается о конкретных услугах, оказываемых библиотекой, о ее проектах и повседневной жизни. Здесь ярче всего проявляется непосредственное взаимодействие с читателем библиотеки, узнающим о ее новостях и проблемах.
Блог — это инструмент личного профессионального (или просто информационного) роста и совершенствования, который дает возможность самовыражения и стимулирует творческую активность. Наиболее эффективно он зарекомендовал себя как способ межпрофессионального общения и новостной (журналистский) ресурс.
Блог также является новым маркетинговым инструментом, позволяющим найти нового потенциального пользователя. Он отличается от стандартного новостного сайта тем, что позволяет подписаться на новостные потоки, предоставляя возможность всегда быть в курсе событий, не посещая ежедневно сотни страниц. Но эта функция имеет и обратный эффект — как только появляется интересная публикация, на сайт обязательно заходят пользователи, растет его посещаемость, повышаются отдача от использования электронных ресурсов и возможность привлечь пользователя к традиционным услугам.
Блог как инструмент самоорганизации профессионального библиотечного сообщества дает потенциал для развития библиотечной мысли и, благодаря интерактивности, стимулирует процесс поиска максимально эффективных механизмов привлечения потенциального читателя. В связи с ростом благосостояния населения и со снижением цен на фототехнику особой популярностью пользуются фото- и видеосервисы, построенные на технологии Web 2.O.
Это подразумевает, что пользователь легко может загрузить фотографии со своего мобильного телефона (или из другого источника) и поделиться ими со всем миром. Он может выделять на них объекты и описывать их отдельно, может помечать их метками (ключевыми словами), а также предоставить это право другим пользователям интернета. Люди оставляют комментарии, подписываются на обновления любимых авторов и пр.
Библиотека Конгресса США воспользовалась преимуществами наличия фотобаз в варианте онлайн. В январе 2008 г. она запустила проект совместно с известнейшим хостером фотографий Flickr.com, выложив в сети более 3 тыс. фотографий из коллекций 1930—1940-х годов. Согласно пресс-релизу, Библиотека Конгресса ожидает чуда от сообщества пользователей этого сервиса. Создатели проекта призвали посетителей оставлять метки (тэги), комментировать размещенные фотографии и оставлять заметки в надежде на то, что это обогатит не только сообщество, но и сами коллекции — ведь большинство фотографий содержит неизвестные объекты, поэтому их библиографическое описание очень скудное.
Проект дал свои результаты. К 20 марта 2008 г. была обновлена информация в 68 библиографических записях (по данным блога Библиотеки Конгресса), к 10 мая 2008 г. — в 127 записях (по данным каталога).
Воплощенная идея рождает процесс самоорганизации, который объединяет не только потенциальных пользователей библиотеки, но и саму библиотеку. Его задачу с полным правом можно назвать управлением знаниями в библиотечной сфере, поскольку он позволяет преобразовать скрытые знания в явные и формализовать их, например, в виде уточненных библиографических описаний. Использование новейших технологий подобным образом подтверждает истинность и расширяет границы системы, созданной Ю.Н. Столяровым, который указывал на необходимость единства и взаимодействия библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала и материально-технической базы [17].
Важным элементом управления знаниями и фактором формирования общественного мнения являются социальные сети — развитые рекомендательные сервисы.
Одним из ярких примеров является рекомендательный сервис, который начинался как чисто книжный (сейчас он расширил свои границы) — www.imhonet.ru. Его идея проста — пользователь размещает описание прочитанной им книги (или находит уже размещенное до него) и оценивает ее по десятибалльной системе. После внесения более 30 оценок сайт самостоятельно может сделать прогноз: как пользователь отнесется к другим книгам. Такой прогноз делается на основании оценок других пользователей, которым также нравились (или не нравились) эти книги. Поэтому чем больше людей участвуют в сервисе и чем больше сам пользователь оценивает книг, тем более точным будет прогноз и возможные рекомендации.
Два года назад, когда только создавался этот проект, его инициатор обращался к библиотекам с предложением о сотрудничестве, но возможно тогда библиотечный мир был еще не вполне готов к восприятию тех благ, которые можно создать совместно.
Например, рекомендательные сервисы могли бы помочь библиотечным комплектаторам спрогнозировать потенциальный спрос на тот или иной вид литературы, составив расчеты, основанные на математических формулах (надо заметить, что весь сервис построен на сложных вычислениях, не видимых пользователю и выполняемых на серверах разработчика). Этот сервис мог бы стать одним из инструментов формирования ядра основного и подсобного фондов.
Чтобы сделать библиотеку привлекательной для читателя нового поколения, качественно изменив ее имидж, необходимо создать для него возможность построения своей библиотечной социальной сети, наполняемой согласно его потребностям. Он мог бы, например, включить модуль, сохраняющий истории заказа по каталогам библиотеки, подключить в него историю рекомендательного сервиса, чтобы, придя в библиотеку, можно было одним нажатием найти состав заказа. Таким образом, в современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить свой имидж как распространителей информации и информационных консультантов с помощью новейших технологий, в том числе используя сервисы Web 2.0, и придать библиотеке статус организации с высоким уровнем информационного и технического комфортного обслуживания.
Список использованных источников:
1. Бразье К. Поиск ресурсов в Британской Библиотеке: новые стратегические направления // Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. — 2009. — № 2. — С. 13—17.
2. Бродский МА. Клуб и Интернет в приобщении детей к чтению: опыт работы. Дискус. читат. клуба «Dialogos» [при Рос. гос. дет. б-ке] // Шк. б-ка. — 2005. — № 1/2. С. 97—104.
3. Васильчик Л. Р. Методическое обеспечение библиотечного обслуживания // Библиотека в системе коммуникативных каналов территории: сб. науч. тр. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. — Новосибирск, 1999. — 168 с.
4. Вислый А.И. Электронное будущее Библиотеки: интервью с дир. РГБ по информатизации А.И. Вислым // Вестн. РГБ / Рос. гос. б-ка. — М., 2008. — Авг.—сент. — С. 4—9.
5. Дановски П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями. Что пользователи могут сделать для нас? // Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждении. —2008. — № 3 (72) — С. 13—17.
6. Жукова B.C. Опыт информатизации библиотек ЦБС г. Саратова // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. — СПб., 2008. — № 29: VIII Ежегод. конф. Рос. библ. ассоц. «Библиотека и духовная культура», г. Псков: докл. и сообщ., ч. 2. — С. 40—43.
7. Земское А.Л. Электронные библиотеки: учеб. для вузов обуч. по спец. «Библиотечно-информационная деятельность» / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. — М.: Либерея, 2003. — 352 с. [Альманах «Приложение к журналу "Библиотека"»].
8. Интернет в библиотеке: ежегод. межвед. сб. науч. тр. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка России — М., 2003. — 94 с.
9. Левова Л. Школа « МАРК »: практикум для начинающих пользователей АИБС « МАРК-SQL - версия для шк. б-к» / Л. Левова, С. Ефремов, И. Кузина // Б-ка в школе: метод, газ. для школьных и детских б-к. — 2005. — № 8 (140). — С. 15—17.
10. Майстрович Т.В. Проблема учета сетевых электронных документов // Библиотечное дело — XXI век: науч.-практ. сб. / Рос. гос. б-ка. — М., 2003. — № 1 (5). — С. 137—202. Она же. Российская Национальная электронная библиотека: задачи и принципы организации // Библиотековедение. — 2005. — № 1. — С. 44—52.
11. О'Рейли Т. Движение в новую реальность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spiegel.de
12. Он же. What Is Web 2.0 // Компьютера. — 2005. — № 37 (609), № 38 (610).
13. Орлов В.В. PR-технологии в управлении имиджем библиотеки. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — 2009. —25 с.
14. Потехина Ю.В. Веб-сайт как источник информации о ресурсах и возможностях библиотеки // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. — Хабаровск, 2008. — № 2 (23).— С. 95—106.
15. Самодова Ю.В. Внедрение новых технологий в практику библиотек: приближают ли они времена «Библиотеки 2.0»? // Библиотечное дело — XXI век. — 2009. — № 1 (17). — С. 155.
16. Столяров ЮЛ. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю.Н. Столяров. —
М.: Книга, 1981. — 225 с.
17. Сукиасян Э.Р. Паспорт профессии библиотекаря в США // Библиотековедение. — 2004. — № 5. — С. 90—100.
18. Трифонова Е.Е. Ретроспективная конверсия библиотечных каталогов: [система поиска и удоб. структура хранения в электрон, кат.] // Библиотека. — 2005. — № 2. — С. 45—50.
19. Харыбина Т. Создание библиотечного веб-сайта / Т. Харыбина, Н. Слащева, Ю. Мохначева // Библиополе. — 2005. — № 1. — С. 26—28.
20. Шибаева ЕА. Инновации Web 2.0 в библиотеках // Информационный бюллетень РБА, 2008. — № 49. — С. 64—67.
21. Antelman К. Toward a Twenty-First Century Library Catalog // Information Technology & Libraries / K. Antelman, E. Lynema. — 2006. — № 25 (3). — С 128—139.
22. Crawford W. Library 2.0 and 'Library 2.0 // Cites and Insights 6, 2. — 2006. — January. |