РАЗРАБАТЫВАЯ КОНТЕНТ этого раздела сайта, сотрудники научно-методического отдела (ныне — отдел научного анализа и развития библиотечного дела, НАРБД) ещё чётко не представляли ни перспектив, ни наполнения сайта, да и технические вопросы его поддержки были для нас весьма проблематичными. Существовала лишь идея создания своеобразного виртуального справочника библиотекаря, который был бы зеркальным отражением основных направлений методической работы.
Определяя миссию будущего сайта, мы вынесли на первый план практическую сферу деятельности библиотекарей, учитывая первоочередность вопросов, которые могут заинтересовать специалистов. Это обусловило как содержательную часть, так и техническую составную оформления: размещение информации (постоянного и оперативного наполнения), использование цвета, визуального материала, других элементов дизайна. Также мы считали одной из основных задач направлять специалистов и показывать им самые простые пути поиска среди всего разнообразия доступных ресурсов, справочных инструментов, необходимых как для решения профессиональных проблем, так и удовлетворения запросов пользователей.
Создавая ресурс для методистов, мы чётко понимали, что условием его долгого существования будет реализация трёх функций:
• информационной — предоставление широкого спектра профессиональных документов;
• навигационной — отсылка на библиотечные ресурсы, а также ресурсы, полезные библиотекарям и интересные пользователям;
• коммуникационной — как инструмент взаимодействия, налаживания диалога, предполагающий обмен информацией, а не только её трансляцию. Среди множества вопросов, которые приходилось решать, основным было чёткое определение целевой аудитории. Хотя областные универсальные научные библиотеки Украины в большинстве своём уже имели сайты, однако виртуальной аудитории библиотечных специалистов публичных библиотек ещё просто не существовало. Являясь методическим центром именно для этих библиотек, мы в то же время сознавали, что первыми пользователями станут библиотекари высших учебных заведений, которые были в то время более «продвинутыми» в техническом смысле. Была ещё одна причина, почему мы решились использовать информационные технологии в своей работе. Мы отлично понимали, что методисты должны будут заниматься и вопросами информатизации библиотек. А так как лучший способ научить кого-то — научиться самому. Значит, давайте учиться вместе! Учиться создавать образ библиотеки в виртуальном пространстве, подбирать материалы, отвечать на вопросы, считать трудозатраты на постоянную поддержку сайта и прочее, прочее...
Был составлен обобщённый портрет нашего будущего пользователя. Это сотрудник библиотеки среднего звена, потерявший методическую поддержку в силу финансовых трудностей, испытываемых библиотеками-региональными методическими центрами, лишённый возможности приобрести профессиональную литературу и, скорее всего, имеющий минимальный доступ к Интернету. Именно поэтому следовало упростить поиск, минимизировать время пользования, выставлять действительно нужные материалы, чтобы специалист не пожалел времени и денег на поиск нужной информации.
При разработке контента мы наполнили сайт традиционными рубриками, которые представляли интерес для специалистов библиотек разного ведомственного подчинения: официальная и актуальная информация, сеть библиотек, статистические данные, различные публикации, библиолоция. Анализ обращений к этим разделам показал их востребованность и позволил узнать предпочтения пользователей. Если интерес к полнотекстовым законодательным и нормативным документам, регламентирующим правовые и хозяйственные отношения библиотек, к действующим стандартам был вполне прогнозируемым, то удивило количество обращений зарубежных пользователей к такой, казалось бы, узковедомственной информации, как статистические данные о деятельности библиотек Украины. Возможно, кроме достаточно полных фактических сведений, их привлекает то, что этот массив данных содержит информацию за длительный период времени — начиная с 1998 года.
Весьма полезным для поддержания «профессионального тонуса» посетителей сайта стал раздел «Библиолоция». Кроме аннотированных списков новой литературы, поступающей в кабинет библиотековедения НПБУ, здесь представлены развёрнутые переводы названий статей из зарубежной профессиональной прессы, перечень переведённых публикаций. (Очень помогает то, что в штате отдела работает редактор, хорошо знающий английский язык.) Размещение такой информации позволяет украинским специалистам узнать, чем живут зарубежные коллеги, каковы основные направления их деятельности, а также определить в этой системе координат своё собственное место. Кстати, статьи, касающиеся публичных библиотек зарубежья, весьма созвучны с нашими проблемами и интересны тем, что содержат конкретные предложения.
Для реализации третьей функции, коммуникационной, был создан раздел сайта «Взаимодействие», который предполагал общение, быстрое реагирование на актуальные вопросы, оказание практической помощи в работе Постепенно стали появляться отдельные рубрики: «Планирование», «Инновации», «Библиотечное пространство» и т. д.
В рубрике «Планирование», которая оказалась весьма востребованной и пополняется постоянно, значительное внимание уделяется вопросам планово-отчётной документации. Здесь выставлены лучшие планы и отчёты библиотек разного уровня: национальной, областной, районной, библиотеки-филиала;
представлена мультимедийная презентация об основных критериях и правилах составления планово-отчётной документации. Также ежегодно в этой рубрике выставляются календари знаменательных дат и событий на предстоящий год, рекомендации по планированию на следующий год.
Библиографам было предложено принять участие в проекте «Библиографическая ярмарка», целью которого является познакомить специалистов с лучшими образцами информационной и рекомендательной библиографической продукции. Стараемся размещать работы, тематика которых созвучна времени и интересна не только специалистам, но и пользователям.
С помощью рубрики «Библиотечное пространство», используя визуальный ряд, мы попытались ответить на вопросы, касающиеся оформления библиотек. Появилась и рубрика «Фотогалерея», где представлены фоторепортажи, создающие зрительный образ библиотек, в частности победительниц конкурса Украинской библиотечной ассоциации «Библиотека года». Все эти материалы специалисты могут легко использовать в своей методической работе.
Современный литературный процесс помогает отслеживать рубрика «Книжный клуб», где можно узнать о книжных новинках, победителях всевозможных конкурсов, приводятся электронные адреса украинских издательств.
Мы очень быстро пришли к пониманию того, что сайт, как ребёнок, требует постоянного внимания, контроля и без постоянной поддержки, наличия обратной связи просто обречён. Накопленный опыт позволил нам чётко проанализировать трудозатраты на ведение такого ресурса и определить бюджет времени, необходимый для этого. Следует признать, что это довольно дорогой и достаточно трудозатратный ресурс. Однако он предоставляет колоссальные возможности нам как методическому центру отслеживать реальную ситуацию на местах, а нашим пользователям даёт необходимую информацию и профессиональное консультирование.
Постоянный мониторинг сайта, ежемесячный анализ количества пользователей каждого раздела инициирует реорганизацию или внедрения нововведений. Это требует постоянной и системной работы по поиску, анализу и отбору материалов самого разного характера, что, в свою очередь, влияет на процессы планирования методической работы не только сотрудников НАРБД но и привлекает специалистов из других отделов НПБУ.
Так, рубрика «Страница исследователя» появилась после начала всеукраинских исследований «Публичные библиотеки Украины в контексте социокультурного пространства региона» и «Сельская библиотека на карте Украины». Сегодня благодаря этой рубрике желающие могут узнать об основных положениях государственных программ исследований и методике их проведения, ознакомиться с тематикой социологической деятельности региональных библиотек, обзорами, поучаствовать в школе социолога.
Представлена на сайте и издательская деятельность НПБУ. Здесь выставлены выпуски ежеквартального научно-профессионального журнала «Библиотечная планета» за последние пять лет, в рубрике «Материалы» — другие издания библиотеки.
С целью оказания практической помощи коллегам, на сайте размещаются полнотекстовые версии изданий НПБУ из серии «Примерная тематика семина¬ров работников районных и городских библиотек». Их отличительной чертой является то, что сотрудники отдела Н АРБД не только разрабатывают тематику, а и готовят консультации, практические занятия, фактографическую информацию. Таким образом, методисты на местах могут получить срез информации по разным вопросам, проанализировать её и соотнести с ситуацией в своём регионе.
Значительный интерес у посетителей вызывает и страничка «Улыбнитесь», где собраны анекдоты, афоризмы, шутки на темы книг, библиотек и, конечно, читателей. Казалось бы, это не обязательный раздел для строгого профессионального сайта. Однако количество тех, кто обращается к нему, говорит о том, что иногда нужно и улыбнуться.
Сделать сайт действительно востребованным и резко повысить его популярность позволил раздел «Вопросы-ответы». Благодаря ему мы имеем обратную связь, получаем необходимый материал для планирования дальнейшей методической работы. Вопросы ставятся самые разнообразные, однако замечена некая их цикличность: вначале очень много вопросов касалось законодательства, позже — фондов библиотек, потом — социальной защиты библиотечных работников. Определённым образом это было связано с событиями, происходящими в Украине. Имеется в виду принятие ряда законодательных и инструктивных материалов, становление местного самоуправления, увеличение финансовых проверок деятельности библиотек, дальнейшее внедрение информационных технологий и т. д. Поиски ответов на виртуальные вопросы держат специалистов, занимающихся сайтом, в постоянном «тонусе», заставляя работать оперативно и в то же время взвешенно. Мы неоднократно получали благодарность коллег-пользователей сайта за ответы, так как они помогают библиотекарям на местах решать многие проблемы как социально-правового, так и «чисто» профессионального характера.
Со временем раздел общебиблиотечного сайта превратился в самостоятельный информационный ресурс, получив свой собственный адрес — http://profy.nplu.org/
Постепенно методисты региональных центров стали решительнее использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. На сайтах многих областных библиотек появились аналогичные рубрики, ссылки на наши материалы, которые сейчас все больше используются при планировании, проведении мероприятий по повышению квалификации. Думаем, что это хорошая реклама нашего сайта.
Подводя предварительные итоги
Использование информационно-компьютерных технологий в методической работе дали возможность:
• предоставлять специалистам информацию (в том числе упреждающего характера) на основе систематического анализа профессиональной деятельности коллег;
• оперативно реагировать на новые веяния времени;
• осуществлять поиск, оценивать, а также использовать релевантную информацию, касающуюся актуальных направлений деятельности;
• оказывать помощь в реализации новых идей;
• накапливать опыт и осмысленно внедрять его в работу библиотек.
Оправдались ли наши ожидания? Думается, что само существование методического сайта, с постоянно обновляющейся информацией, наличием консультативной помощи, консолидирует библиотечное сообщество. Сайт имеет свой круг посетителей, и их число постоянно увеличивается. К нам обращаются сотрудники библиотек, учебных заведений, представители властных структур. Недавно поступил вопрос: «Если вы работаете для библиотек Украины, почему так мало пишете для сельских библиотек?». Это значит, что интерес к сайту проявляют уже и коллеги из сельских библиотек.
Вырос новый пользователь, а значит, аудитория сайта стабильно расширяется. Можно резюмировать: сайт необходим специалистам. Остаётся развивать контент, искать новые приёмы подачи информации, сохранять и даже увеличивать её оперативность, обеспечивая чёткий темпоритм. То есть расширять возможности диалога с коллегами из регионов и зарубежных стран, а также со всеми, кого волнует судьба современной библиотеки.
С автором можно связаться: method@nplu.org |