Методисты играют не последнюю роль в библиотечной жизни: они, как верблюд в пустыне, наполняют свои горбы знанием и упорно, преодолевая все преграды, идут вперёд, ведя за собой библиотечный караван.
Увеличение новыми библиотечными формами отодвинуло на задний план простое доброе слово методиста; внедрив массу инноваций в нашу деятельность, мы вдруг поняли, что соскучились по традиционному методическому руководству. Остро ощущалась нехватка общения, обмена опытом, мнениями. Организационно-методический отдел снова вошёл самостоятельным структурным подразделением в ЦГБ Нижнего Тагила и стал оазисом в пустыне библиотечного пространства. Здесь можно пообщаться, зарядиться новыми идеями, поделиться опытом.
Сегодня это методический центр не только города, но и Горнозаводского округа и Пригородного района Свердловской области. Основные направления его деятельности — мониторинг библиотечной ситуации в городе; работа по упорядочению библиотечной деятельности в городе; оказание профессиональных консалтинговых услуг библиотекам города и Пригородного района; организация системы непрерывного повышения профессиональной квалификации библиотекарей; разработка методических пособий по основным направлениям библиотечной деятельности.
От новичков до руководителей
Во главу угла отдел ставит организацию системы повышения квалификации специалистов. Важным звеном этой системы является трёхуровневая программа «Библиотекарь-профессионал». Цель программы — создание непрерывной системы обучения персонала ЦГБ и библиотекарей города.
Первый уровень, получивший название «Начинающий библиотекарь», предназначен для сотрудников проработавших в системе ЦГБ менее трёх лет и не имеющих специального библиотечного образования. Это «вхождение в профессию». Слушателям предлагаются следующие темы: «Библиотека в информационном обществе. Знакомство с основными нормативными и законодательными документами по библиотечному делу», «Организация библиотечных фондов в современных условиях», «Классификация произведений печати. Знакомство с ББК. Методика классификации», «СБА библиотеки. Система библиотечных каталогов. Справочно-библиогра-фическое обслуживание читателей», «Организация библиотечного обслуживания. Планирование, учёт, отчётность», «Информационная работа библиотеки», «Массовая и индивидуальная работа с читателями», «Профессиональное сознание библиотекарей. Общение в профессиональной деятельности». Слушателям предлагаются лекции, мастер-классы, тестирования, ролевые игры, , практические занятия, творческие лаборатории.
Для сотрудников, проработавших в системе ЦГБ более трёх лет, разработан второй уровень программы «Библиотекарь-практик». Цель обучения — углубление уровня профессиональной компетенции в условиях быстрого развития библиотечных технологий, а темы занятий затрагивают как теорию, так и практику библиотечной работы, например: «Библиотека в правовом поле. Государственная библиотечная политика», «Основы коммуникационной культуры библиотекаря. Психологические аспекты библиотечного общения», «Новые технологии в справочно-библиографической работе библиотеки», «Новые аспекты библиотечной профессии». В рамках второго уровня программы предпочтение отдаётся интерактивным формам обучения — психологическим тренингам, библиотечному инструктажу, деловым играм, практикумам, творческим лабораториям, круглым столам.
Обучение руководящего состава имеет особое значение для любой организации и является одним из самых значительных ресурсов в повышении эффективности работы библиотеки, ведь работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчинённых. Важно дать руководителям знания по основам управления библиотекой, хозяйственно-правовой базе управления библиотечным делом, управление библиотечным персоналом, библиотечный маркетинг, обучить их навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства (работа в группе, разрешение конфликтов, принятие решений и др.). Обучение руководящего звена ЦГБ было решено провести на третьем уровне «Современный руководитель».
В рамках насыщенного двухдневного обучающего семинара для руководителей были затронуты такие вопросы, как: «Реструктуризация библиотечной сети»; «Инновационная деятельность в библиотеке»; «Мотивация труда персонала»; «Должностные инструкции и функциональные обязанности». Выбирая тему «Социально-психологические основы управления библиотекой», мы хотели поговорить о личности руководителя и выборе индивидуального стиля управления, этике служебных отношений. Очень бурным обсуждение получилось в рамках беседы-обзора «Имидж женщины-руководителя». Была затронута тема «Современные информационные и библиотечные технологии». Руководители совершили виртуальное путешествие по Интернету, познакомились с изменениями в ГОСТе на библиографическое и аналитическое описание с использованием компьютерных технологий.
Программа имела большой резонанс в городе, многие специалисты библиотек других ведомств стремились принять в ней участие. Комплект методических пособий многоуровневой программы, каждое из которых может рассматриваться как в комплексе, так и как самостоятельная образовательная программа для библиотечных кадров разных уровней профессиональной подготовленности, вошёл в десятку лучших по итогам III Всероссийского конкурса для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей».
Школа для современного библиотекаря
Для постоянной поддержки библиотечной работы в тонусе у нас работает «Школа современного библиотекаря».
Первоначально планировалось, что занятия этой школы будут посещать сотрудники структурных подразделений МУК «ЦГБ», но как только о нашей «Школе» узнали сотрудники других библиотек города, они тоже стали приходить к нам на занятия. Для многих это единственная возможность получить полноценную консультацию по актуальному вопросу. В рамках работы «Школы...» используются самые разнообразные формы общения: семинары, круглые столы, творческие лаборатории, мастер-классы. Главное — актуальность темы и возможность обменяться опытом. Среди таких мероприятий можно назвать, например, творческую лаборатория «Милосердие на книжной полке» (по библиотерапии), мастер-класс «Библиотека как самостоятельное юридическое лицо, трудовой ликбез «Изменения в трудовом кодексе, отпуска, больничные листы, заработная плата» и др. Практически по всем темам были разработаны методические пособия, которые пользуются спросом не только среди наших сотрудников и библиотекарей города, но и среди библиотекарей Пригородного района, Горнозаводского округа и других областей. На занятиях «Школы современного библиотекаря» побывали около 350 библиотекарей.
С лёгкой руки методистов СОУНБ им. Белинского г. Екатеринбурга нашими постоянными посетителями стали библиотекари Пригородного района. Они не только приезжают за консультационной помощью, но с удовольствием принимают участие в занятиях «Школы сельского библиотекаря». В рамках обучающих семинаров повысили свой профессиональный уровень более 60 сельских библиотекарей.
Опыт коллег всегда был хорошим помощником. Поэтому, одна из любимых форм повышения профессионального уровня наших сотрудников — это Дни специалиста или Дни открытых дверей. Такая форма профессионального общения очень действенна, так как люди хотят увидеть всё воочию, задать вопросы, обменяться мнениями, поделиться опытом, внести предложения. Как правило, проводится такой День специалиста на территории отдельного структурного подразделения, где сотрудники филиала или отдела делятся своим опытом, рассказывают о программах и исследованиях. Специалисты других библиотек города часто просят разрешения присутствовать на наших Днях специалиста. Площади наших библиотек не всегда позволяют принять всех желающих, поэтому по просьбе библиотекарей города мы провели в Центральной библиотеке День специалиста «Патриотизм — ценность непреходящая». Тема Дня специалиста была выбрана не случайно. Предварительный анализ запросов сотрудников библиотек города показал, что эта тема наиболее востребована в последнее время. Все, кто присутствовал на этом Дне специалиста получили в подарок указатель «Патриотизм — ценность непреходящая», подготовленный специалистами справочно-библиографического отдела ЦГБ, и дайджесты по теме мероприятия.
Необычный День специалиста прошел в Центральной библиотеке в феврале этого года. Назывался он «Корни и крона». Название мероприятия выбрано не случайно. «Корни» — это внутренние отделы ЦГБ, а «крона» — это структурные подразделения МУК «ЦГБ». Роль ствола досталась администрации центральной городской библиотеки. Цитатой к мероприятию были взяты слова Д. Лихачёва «Культура как растение. У неё не только ветви, но и корни. Важно, чтобы рост начинался с корней». Это был необычный День специалиста, его проводили так называемые внутренние отделы: отделы комплектования и обработки, информационный, рекламно-просветительский, справочно-библиографический и методический отделы, художник. В ходе презентации каждый отдел представил концепцию работы, основные направления деятельности, достижения и результаты проделанной работы за несколько лет, что позволило проследить работу отделов в динамике.
Важным моментом в поддержании библиотекарей в тонусе считаем проведение Дней информации для сотрудников библиотек. Два раз в год специалисты методического и информационного отдела знакомят сотрудников МУК «ЦГБ» с материалами профессиональной периодики, методическими пособиями, единственным экземпляром литературы, новинками периодических изданий и материалами, разработанными специалистами МУК «ЦГБ». Не все библиотеки города могут себе позволить выписывать профессиональную периодику в нужном объёме, поэтому такие Дни информации очень популярны среди библиотекарей города. Библиотеки города приглашают к себе методистов с информационными обзорами профессиональной литературы и прессы.
Методическая работа по стимулированию процесса повышения образовательного и профессионального уровня разнообразна. Одной из творческих форм, заставляющей приложить какие-то усилия, инициативу, талант, являются конкурсы. Каждая тема очередного конкурса даёт возможность наладить, улучшить работу в каком-то направлении библиотечной деятельности. Мы и сами стараемся принимать участие во всевозможных конкурсах: городских, областных, всероссийских.
Чтобы быть впереди каравана сотрудники отдела сами постоянно повышают свой квалификационный уровень. Мы приняли участие в таких мероприятиях, как «Повышение компьютерной грамотности сотрудников МУК «ЦГБ»» на базе ЦГБ «Областная школа менеджмента» «Библиотечно-информационные системы» — областной семинар Программа «Открытый мир» (США).
Мы не сидим на месте и при первой возможности берём в руки чемодан и едем, летим в другие города, чтобы поделиться своим опытом, узнать что-то новое, интересное и просто пообщаться с коллегами. Специалисты библиотеки привозят из поездок по стране новые идеи и делятся ими на занятиях по повышению профессионального уровня, организуемых методическим отделом. Наш опыт работы по отдельным направлениям библиотечной деятельности высоко оценён нашими коллегами. Информация о нём появилась на страницах таких профессиональных изданий, как «Библиотечное дело. XXI век», «Библиотечное дело», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Библиотека», «Новая библиотека».
Строго по компасу
Многие наши коллеги оценили преимущество работы по комплексно-целевым программам. Такая работа даёт возможность сконцентрировать библиотекарям все свои ресурсы на решение определённых задач. Одна программа может объединить в себе и информационное, и просветительское, и культурно-досуговое, и образовательное направления деятельности библиотеки.
В реализации комплексной программы принимают участие все филиалы и структурные подразделения ЦГБ. Цель её — содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию наших молодых читателей, оказание им помощи в адаптации к социальным условиям жизни, развитие нравственных, правовых, духовных основ личности, формирование привлекательности здорового образа жизни, экологической культуры, создание системы информационного обеспечения, помощь в освоении знаний образовательных программ.
На сегодняшний день в багаже методического отдела 4 комплексные целевые программы «Подросток» (2002 - 03), «Наш дом — Россия» (2004 - 05), «Новая Россия — здоровая нация» (2006 - 07), «Образ жизни — экология» (2008 - 10). Они носят как методический характер, так и стратегический.
Очень важным этапом в нашей профессиональной деятельности стал проект «Развитие библиотечного дела в г. Нижний Тагил (2001-05 гг.)». Он предоставил возможности для координации и кооперации библиотечной деятельности в городе, создания единого информационного пространства, организации условий для повышения квалификационного уровня библиотекарям всех ведомств города. Активное участие в реализации этой программы принимали сотрудники организационно-методического отдела. Программа была реализована на 95% и получила высокую оценку Депутатов Городской Думы и мэра города.
Большая работа ведётся отделом по разработке локальных документов. Комплекс нормативных внутрибиблиотечных документов — это своеобразный свод правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности. Важно, чтобы все эти документы составляли единый организм, в котором всё чётко взаимосвязано. Разработка такой документации — это своеобразный компас, который указывает правильный путь.
Глоток воды для методиста
Сотрудники отдела разрабатывают и издают методические пособия. Это более 60 изданий, которые помогают в организации работы не только сотрудникам нашей библиотеки, но и библиотекарям города. Особым спросом пользуются «Календарь знаменательных дат», «Экологический календарь», «Блокнот руководителя», «Библиословарь: современные термины, понятия, определения», «Выставка в интерьере современной библиотеки», «На крутых виражах библиографии», «Милосердие на книжной полке: библиотерапия», «Новое тысячелетие: библиотека и чтение юношества», и др. С 2006 года отдел выпускает информационный бюллетень «Библиопульс».
Важную роль в организации методической работы играет фонд методической литературы — это как глоток воды, без которого невозможно движение каравана дальше. Мы выписываем почти всю профессиональную периодику и методические пособия по организации деятельности современной библиотеки, привозим из командировок пособия, изданные нашими коллегами из других городов и областной библиотекой, щедро делимся с другими своими наработками, ведём «Картотеку методиста» и «Картотеку сценариев», электронную базу методиста, что позволяет нам давать до 400 консультаций в год.
С автором можно связаться: tagillib@e-tagil.ru |