Чернігівська обласна універсальна наукова бібліотека
імені Софії та Олександра Русових
   Бiблiотечнi теми в перiодиці
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2004

Средние таблицы ББК. Новые выпуски таблиц : тяжело в освоении – легко в применении

// Библиотека. – 2010. – № 7. – С. 39 – 41.


  Анализ вопросов по философии, связанных с индексацией литературы по первому выпуску Средних таблиц ББК, показывает, что обращений по систематизации книг по философским проблемам не так много. В данном материале мы рассмотрим сложные случаи размежевания между разделами «60.0 Социальная философия» и «87 Философия. Философские науки».

 

  В текущем году нами рассматривался вопрос о систематизации литературы по диалектическому и историческому материализму. Перед выходом первого выпуска таблиц мы рекомендовали библиотекам открывать новые ряды в каталогах, а старую литературу не переиндексировать по новым таблицам. Современная литература по проблематике диалектического и исторического материализма разойдется по разделам «87 Философия. Философские науки» и «60.0 Социальная философия».

  Первый выпуск открывается разделом по социальной философии, предназначенным для систематизации документов, где предметом исследования выступает общество в целом. Эта часть является вводной к другим разделам цикла общественных (социальных) наук.

  Социальная философия — раздел общефилософского знания, который в то же время выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук.

Поскольку имеются равные основания для отнесения её и к философии, и к общественным наукам, то здесь предлагаются альтернативные индексы. Детализация раздела приводится под индексом 60.0, а конкретный выбор места в каталоге — право систематизатора. Таким образом, в наших таблицах индекс 60.0 является действующим, под ним раскрывается содержание раздела, а от индекса 87.5 дается отсылка на действующий индекс.

  В разделе «60.0 Социальная философия» раскрыт подраздел по философии истории. При его разработке учитывалась ситуация, сложившаяся в современных условиях. В западноевропейской традиции философия истории включает всю проблематику, связанную с анализом общества. В силу исторических обстоятельств в нашей стране термин «философия истории» применяется в более узком смысле слова, как дисциплина, изучающая динамику общественной жизни, и поэтому рассматривается как подраздел социальной философии. В разделе «60.03 Философия истории» отражается литература о философских основах исторического познания и развития, а также литература о проблемах направленности общественного прогресса, его формах, типологии и др. Именно в этом разделе под делением «60.032.2 Глобализация мирового исторического процесса» найдут свое место книги о социальной глобалистике (например: Молевич Е.Ф. Введение в социальную глобалистику. М., 2007).

  В разделе философии истории также собирается литература как в целом, так и по отдельным теоретическим проблемам исторического процесса (например, по закономерностям исторического процесса, прогрессе в мировой истории, проблемам цивилизационного развития и пр.). А в разделе «63.0 Теоретические основы и методология исторической науки» остаётся литература о предмете, задачах, значении исторической науки, её роли в общественном прогрессе, связях с другими науками, о гносеологических проблемах исследования, терминологии, методике, вопросах хронологии и периодизации исторического процесса.

  Необходимо ещё раз остановиться на вопросе о соотношении социальной философии и социологии. Сложности по размежеванию этих разделов обусловлены прежде всего совпадением объекта изучения: в обоих случаях это общество. Усугубляет ситуацию и противоречивость традиций, сложившихся в западноевропейской и российской философии и науке.

  В западноевропейской литературе очень редко употребляется термин «социальная философия». Там предпочитают говорить либо о философии истории, которая занимается философским анализом общества, либо о логике социальных наук, которая соответствует методологии социального познания в российских источниках. В России теоретическая социология развивается за счёт восприятия западных социологических теорий, которые тяготеют к социально-философским рефлексиям. Поэтому не существует простого метода по размежеванию этих разделов.

  Различия между социально-философским и социологическим анализом общества носят аспектный характер. Социальная философия изучает проблемы всеобщего, универсального, акцентируя свое внимание на связи и субординации различных сфер общества с целью обнаружения закономерностей его развития как целостного организма. Социология изучает общество здесь и сейчас, исследуя конкретный социальный организм, конкретный механизм его функционирования. Так, вопросы о рациональности общества, справедливости, свободе являются предметом философских рефлексий. Социология может заниматься отдельными аспектами этих проблем, получая информацию, поддающуюся эмпирической проверке. Например, литература о сущностных характеристиках таких форм социально-исторического развития, как революция и эволюция, будет отражена в социальной философии. Но литература о революции и эволюции как направлениях социальных изменений группируется в подразделениях социологии.

  Если рассматривать вопрос о типологии обществ, то социальная философия обращает внимание на философский анализ типологии социального развития в контексте технологического детерминизма, выясняет социальные пределы эффективности регуляторов технологического развития. В социологии проблематика исследования типов общества сконцентрирована на тенденциях развития современного общества, уточнении статуса и специальной роль определённых образований (нация, государство), на изменениях, происходящих в отдельных социальных институтах.

  Поскольку социология раскрывает сущностные характеристики элементов структуры общества, вполне возможно собирать литературу по социально-философским аспектам их исследования в соответствующих подразделениях социологии с присоединением общего типового деления «в».

  При разработке таблиц по социальной философии тематика по проблеме человека не была отражена сознательно. Эта проблема нашла место в разделе философской антропологии. Её место в основном ряду философии под индексом 87.52 (подробные таблицы классификации выйдут в 4-м выпуске таблиц ББК), но представить содержание раздела можно уже сейчас.

  В названии раздела указаны два наименования «87.52 Философская антропология. Философия человека»», что связано с историей становления этой философской дисциплины.

  Проблема человека является одной из ключевых и самых обсуждаемых ещё со времён Сократа. Однако стремление созвать целостное учение о человеке можно отнести лишь к концу XVIII в., к работам И. Канта. Развёрнутые концепции человека появились в начале XX в., и с этого времени можно говорить о философской антропологии. Однако процесс её становления не прекратился. Параллельно с ней существует и активно обсуждается проблема философии человека, и лишь постепенно эти два массива литературы сливаются в один.

  В современной философской литературе не всегда проблемы, связанные с анализом человека, идентифицируются как антропологические. В частности, в советской литературе термин «антропология» получил широкое распространение лишь в 90-е годы, а до этого предпочитали говорить о проблеме человека и личности в марксизме. Возможно, это связано с тем, что термин «философская антропология» использовался применительно к конкретным философским учениям, связанным с Шеллером и экзистенциализмом.

  Сегодня в российской философской литературе философская антропология — дисциплина, которая систематизирует знания о человеке. Одно из первых делений, например деление «87.52в04 Философская антропология и другие науки», отражает не только проблемы соотношения философской антропологии со специальными науками, например с культурной антропологией, социальной антропологией, психологией, социологией и т.д. Под этим делением собирается также литература о междисциплинарных подходах к изучению человека, подходах, которые претендуют на универсальное знание о человеке — человековедении или человекознании (например: Белкина Г. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. М., 2008).

  Далее структура раздела позволяет собирать разнообразную литературу, посвященную проблеме познания человека в различных культурах, цивилизациях, религиях; проблемам сопоставления человека с внешним миром — природой, космосом, богом; проблемам собственно бытия человека, когда человек исследуется не через сопоставление с чем-то внешним, а через постижение собственной самодостаточности; проблемам феноменов бытия человека — конкретным проявлениям бытия человека, таким, как повседневность, любовь, деструктивность и др.

  Завершает раздел деление «87.526 Человек социальный. Социальная антропология». Рассмотрение человека как социального животного берёт начало от Платона, то есть является распространённым и древним подходом к человеку. Кроме того, в силу определённых причин этот подход в его марксистском варианте доминировал в нашей литературе в XX в. Поэтому вполне допустимо выделение такого самостоятельного деления в разделе. Добавление термина «социальная антропология» связано с популярностью этого понятия в последнее время и наличием большого количества литературы*.

 

Научно-исследовательский центр развития

Библиотечно-библиографической

классификации РГБ

*Окончание следует

© НВП "Армпроект", 2002-2021