В терминологии, принятой у специалистов-библиотековедов, судя по публикациям последнего времени, в холу такие несколько сложно выговариваемые понятия как «разбиблиотечивание» и «обиблиотечивание». Рассматривая миссию и функции публичной библиотеки Аркадий Васильевич Соколов, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации, пришёл к выводу, что она начинает выполнять и несвойственные ей, с его точки зрения функции, в частности, речь идет о расширении коммуникативных контактов с внешней средой, не имеющих в своей основе книжную (документную) продукцию. По его мнению, это приводит к «разбиблиотечиванию» в библиотечной сфере. (Соколов А.В. Разбиблиотечивание как панацея (раздумья интеллигента-книжника) / А.В. Соколов // Вторые Сахаровские чтения: матер, всерос. науч-практ. конф. / СПбГУКИ: науч. ред. М.Н. Колесникова. — СПб: ЛЕМА, 2010. — С.55-63). Попробуем и мы порассуждать на эту тему.
Библиотека выстраивает свою деятельность в соответствии с потребностями решения проблем жизнедеятельности населения, социума с помощью различных ресурсов, в том числе библиотечно-информационных — документных фондов, различных форм устной коммуникации (речевого общения: монолога, диалога, полилога с учетом профессиональной специфики) и т. д. И, кстати сказать, сам библиотекарь — это тоже ресурс, но кадровый.
Если библиотечная практика не будет адекватна или соотносима с потребностями внешней среды (а эту закономерность осознают библиотекари-практики ежедневно и ежечасно), то публичкам грозит вымирание. Собственно это и происходит в тех местах (горах, селах и т. д.), где они не заявляют о своей важности и нужности, а органы местного самоуправления, да и местные жители, не ощущают её значимости, в жизни местного сообщества. Таковы реалии развития библиотек и в других странах. Социум нуждается в новой модели — информационно-коммуникативной.
Библиотечная практика сигнализирует об этом, но теория не всегда точно эти сигналы интерпретирует. Вспоминаются мудрые мысли великого русского полководца Александра Суворова (1729-1800) «Теория без практики мертва», французского лексикографа и философа, автора книги «Энциклопедия для ума, или Словарь избранных мыслей» Пьера Буаста (1765-1824) «Источник истинного знания в фактах» или знаменитого французского моралиста Люка де Клапье де Вовенарга (1715-1747) «Опыт — это доказательство доказательств».
Можно, конечно, ностальгировать по традиционной библиотеке, сыпать соль на раны, обвинять ее в «разбиблиотечивании», но в конце концов вспомните слова «Кто за девушку платит, тот её и танцует». А применительно к библиотекам: «Кто платит, а это налогоплательщик, тот и...». Далее по тексту, в соответствии со своими потребностями...
Сегодня расширяется диапазон ценностей, на которые библиотека ориентируется в своей деятельности. Так, к ценностям книжной культуры добавляются значимые для социума информация, знания, отражаемые в непривычных для библиотеки документах, представляемых органами местного самоуправления, другими социальными партнёрами. Происходит переосмысление роли общечеловеческой ценности — общения: межличностного, межгруппового и т.д. и т.п.
В противовес термину «разбиблиотечивание» «внедряет» понятие «обиблиотечивание» Марина Вячеславовна Ивашина, директор по научной и информационной деятельности Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Она утверждает, что «бескнижная библиотечная активность» позволит современным библиотекам «...научиться говорить о книгах на современном, понятном новым поколениям языке. И всё это создаст её новый образ, способной помочь людям в решении их повседневных проблем — получении образования, культурном развитии, социальной защите... Именно такая современная и более совершенная библиотека, объединяющая все виды коммуникаций, и сможет стать базой для самообучения и самоформирования молодых людей».
Позиция М.В. Ивашиной оптимистична, автор пытается выявить, отследить плюсы в казалось бы патовой с точки зрения других специалистов ситуации в профессиональной отрасли, то есть найти механизмы её «обиблиотечивания». Новая библиотека «что-то теряет, что-то находит», таков диалектический процесс ее развития. И его не остановить, не изменить.
На наш взгляд, термины «разбиблиотечивание» и «обиблиотечивание» — громоздки, «не уклюжи», «не благозвучны» и т. д., а самое главное — не отражают сущность происходящего в отрасли.
Поскольку в практике нет «разбиблиотечивания», то нет и потребности в её «обиблиотечивании». Существует необходимость учёта объективных закономерностей трансформации социальной роли публичной библиотеки.
В последние несколько лет в специальной печати активно поднимается вопрос о роли коммуникативной функции библиотек (издаются книги, посвященные общению, межкультурной коммуникации, деловому общению, коммуникативной культуре библиотек и т. п., выходят статьи как библиотековедов (С.А. Басова, Е.Ю, Гениевой, С.А. Езовой, А.И. Земскова, СП Матлиной, Д.К. Равинского, А.В. Соколова и др.), так и библиотекарей-практиков (в частности, о деятельности центров общения для различных категорий читателей, населения). И это вполне понятно — значимость коммуникативной функции возрастает и происходит это зачастую в связи с активизацией виртуального взаимодействия с пользователем. Этот процесс тоже находит отражение в печати.
Занимаясь социализацией, приобщением людей к ценностям культуры (инкультурацией), библиотекарь становится публичным человеком, человеком общающимся, что предполагает наличие у него коммуникативной компетенции. В подготовке специалистов в рамках существующего ГОСВО превалирует информационно-центристский подход, ориентирующий его преимущественно на реализацию информационной функции библиотек. Не умаляя её значимость информационно-библиотечного образования специалистов, считаем крайне необходимым ввести в вузах дисциплину, которая готовила бы студентов именно к библиотечному общению, межкультурной коммуникации (с населением конкретного социума). Ведь это факт, что такая подготовка ведется лишь по инициативе отдельных преподавателей.
И в качестве напутствия или посыла к действию, напомним тривиальную истину: библиотечная теория должна не только объективно отслеживать ожидания и отклики библиотеки как открытой системы социума на его потребности, но и предвидеть, предвосхищать, прогнозировать оптимальные пути её развития, выстраивания диалога с местным сообществом. |